Георг Зиммель (01.03.1858, Берлин – 28.09.1918, Страсбург) – немецкий философ и социолог. Родился в еврейской семье. В 16 лет у него умер отец. Опекуном стал друг семьи, котрый финансово поддерживал Зиммеля. После окончания неклассической гимназии в 1876 г. поступил на философский факультет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г. фон Трейчке, И. Дройзена, В. Вундта, М. Лазаруса, Ф. Целлера, А. Хармса. В 1881 году со 2ой попытки защитил докторскую диссертацию по философии И. Канта (физической монадологии). Преподавал в Берлинском университете, в 1885 г. получил должность приват-доцента (не предполагала фиксированной ставки, жалованье зависело от оплаты взносов слушателей его курсов), в этой должности проработал 15 лет пользуясь популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт. В 1901 г. получил звание экстраординарного профессора Берлинского университета, но без места в штате сотрудников. Его учениками были Э. Блох, Г. Лукач и К. Маннгейм. Зиммель поддерживал тесные отношения с кружком М. Вебера в Гейдельберге, на членов которого он оказал сильное влияние. Только с 1914 г. Зиммель – профессор Страсбургского университета. Однако после начала Первой мировой войны Страсбургский университет перестал действовать. Попытка устроиться в Гейдельбергский университет не увенчалась успехом. Умер от рака печени
|
|
В течение жизни написал около 200 статей и более 30 книг. Главными социологическими работами Г. Зиммеля являются: «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования» (1890); «Социология. Исследование форм обобществления» (1908); «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917), а также работа «Философия денег» (1900), которая, как это уже в названии указывает сам Зиммель, не является чисто социологической, однако оказала громадное влияние на формирование социально-критической ориентации в немецкой социальной мысли, что можно наблюдать в творчестве Э. Блоха, Г. Лукача, К. Маннгейма, представителей франкфуртской школы.
Преимущественное внимание Зиммель уделял философским исследованиям, его социологические работы являются конкретизацией его философских воззрений. Круг философских интересов Зиммеля, оказавших влияние на его социологические исследования, включает разработку теории истины; разработку философии истории как теории исторического познания, осуществляемую в соотнесении с кантианской и неокантианской парадигмой; концептуализацию философии жизни как определенного онтолого-метафизического проекта.
Особое значение для собственно социологических исследований имеет философия жизни Зиммеля, изложенная в работе «Созерцание жизни»: «Жизнь протекает в форме, обозначенной как выхождение за собственные пределы». Жизнь – это исходное понятие и состояние, развиваясь, она возвышается над чисто животным состоянием, доходит до некоторой духовности. Жизнь иррациональна, самодостаточна, она объективна и в объективности своего существования внеценностна.
|
|
Чтобы разрешить напряжение, существующее между жизнью, во всем богатстве ее содержаний, и ее социальными воплощениями, Зиммель создает оригинальную концепцию обобществления (или социации). Обобществление – это процесс, посредством которого содержания индивидуального сознания обретают свою социальную форму и выражение в процессе взаимодействия с другими.
В историю социологии Г. Зиммель вошел как создатель оригинальной социологической теории – формальной социологии. Предметом интересов – анализ социальных отношений и проблемы развития аналитической, формальной социологии.
Разрабатывает тему взаимоотношения общества, человека и культуры. Общество рассматривалось Г.Зиммелем как совокупность форм и систем взаимодействия; человек как «общественный атом», культура – как совокупность объективированных форм человеческого сознания.
Социологическая сторона творчества Г.Зиммеля очень обширна. Он затрагивал проблемы социальной психологии, взаимоотношений индивида и общества, политики (власти и насилия), происхождения отчуждения, социологии познания, города, семьи, пространственной организации социальной жизни, социологии конфликта, социологии религии, а также социологии культуры, искусства и т. д.
Исходной проблемой, от которой начинает свои социологические построения Зиммель, является проблема определения предмета социологии. Его социология представляет собой систему, которая включает в себя элементы разного уровня и различной степени общности: формальная (чистая) социология, социологическая теория познания и концепция исторического развития.