Биография. Философия и социология Г. Зиммеля

Георг Зиммель (01.03.1858, Берлин – 28.09.1918, Страсбург) – не­мецкий философ и социолог. Родился в еврейской семье. В 16 лет у него умер отец. Опекуном стал друг семьи, котрый финансово поддерживал Зиммеля. После окончания неклассической гимназии в 1876 г. поступил на философский факуль­тет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г. фон Трейчке, И. Дройзена, В. Вундта, М. Лазаруса, Ф. Целлера, А. Хармса. В 1881 году со 2ой попытки защитил докторскую диссертацию по философии И. Канта (физической монадологии). Преподавал в Берлинском университете, в 1885 г. получил должность приват-доцента (не предполагала фиксированной ставки, жалованье зависело от оплаты взносов слушателей его курсов), в этой должности проработал 15 лет пользуясь популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт. В 1901 г. получил звание экстраординарного профессора Берлинского университета, но без места в штате сотрудников. Его учениками были Э. Блох, Г. Лукач и К. Маннгейм. Зиммель поддерживал тесные отношения с кружком М. Вебера в Гейдельберге, на членов которого он оказал сильное влияние. Только с 1914 г. Зиммель – профессор Страсбургского университета. Однако после начала Первой мировой войны Страсбургский университет перестал действовать. Попытка устроиться в Гейдельбергский университет не увенчалась успехом. Умер от рака печени

В течение жизни написал около 200 статей и более 30 книг. Главными социологическими работами Г. Зиммеля являют­ся: «Социальная дифференциация. Социологические и психо­логические исследования» (1890); «Социология. Исследование форм обобществления» (1908); «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917), а также работа «Философия денег» (1900), которая, как это уже в названии указывает сам Зиммель, не является чисто социологической, однако оказала громадное влияние на формирование социально-критической ориентации в немецкой социальной мысли, что можно наблюдать в творчестве Э. Блоха, Г. Лукача, К. Маннгейма, представителей франкфуртской школы.

Пре­имущественное внимание Зиммель уделял философским иссле­дованиям, его социоло­гические работы являются конкретизацией его философских воззрений. Круг философских интересов Зиммеля, оказавших влияние на его социологические исследования, включает разработку теории истины; разработку философии истории как теории исторического познания, осуществляемую в соотнесении с кантианской и неокантианской парадигмой; концептуализацию философии жизни как определен­ного онтолого-метафизического проекта.

Особое значение для собственно социологических иссле­дований имеет философия жизни Зиммеля, изложенная в работе «Созерцание жизни»: «Жизнь протекает в форме, обозначенной как выхождение за собственные пределы». Жизнь – это исходное понятие и состояние, развиваясь, она возвышается над чисто животным состоянием, доходит до некоторой духовности. Жизнь иррациональна, самодостаточна, она объективна и в объективности своего существования внеценностна.

Чтобы разрешить напряжение, существующее между жизнью, во всем богатстве ее содержаний, и ее социальными воплощения­ми, Зиммель создает оригинальную концепцию обобществления (или социации). Обобществление – это процесс, посредством которого содержания индивидуального сознания обретают свою социальную форму и выражение в про­цессе взаимодействия с другими.

В историю социологии Г. Зиммель вошел как создатель ориги­нальной социологической теории – формальной социологии. Предметом интересов – анализ социальных отношений и проблемы развития аналитической, формальной социологии.

Разрабатывает тему взаимоотношения общества, человека и культуры. Общество рассматривалось Г.Зиммелем как совокупность форм и систем взаимодействия; человек как «общественный атом», культура – как совокупность объективированных форм человеческого сознания.

Социологическая сторона творчества Г.Зиммеля очень обширна. Он затрагивал проблемы социальной психологии, взаимоотношений индивида и общества, политики (власти и насилия), происхождения отчуждения, социологии познания, города, семьи, пространственной организации социальной жизни, социологии конфликта, социологии религии, а также социологии культуры, искусства и т. д.

Исходной проблемой, от которой начинает свои социологические построения Зиммель, является проблема определения предмета социологии. Его социология представляет собой систему, которая включает в себя элементы разного уровня и различной степени общности: формальная (чистая) социология, социологическая теория познания и концепция исторического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: