Методологические основания социологической теории

В работе «Социальная дифференциация. Социологические и социально-психологические исследования» Г.Зиммель отмечает, что социология является поздней наукой, становление которой приходится на конец XIX в., и поэто­му она должна формироваться осознанным образом.

С пе­цифической чертой социологии является ее неспон­танный характер. Она строится рациональным образом на основе предварительного проекта, включающего теорию метода и четкое вычленение объекта и задач исследования.

Социология должна начать с построения новой теории общества. «Общество» – это понятие, опре­деляющее предмет социологии. Общество как «целое социальной жизни», включает в себя все и любые конкретные проявления исторической жизни. Такое представление об обществе определяет специфические черты социологического знания.

Во-первых, если социология изучает «целое общества» с уче­том всего многообразия его содержаний, то она является синтетической наукой, поскольку исполь­зует данные других наук. Социология по сравнению с другими науками представляет лишь новую точку зрения для рассмотрения известных фактов. Это – «формальная» точка зрения, тогда как точка зрения других наук – «материаль­ная», они начинают с «материала» (содержания), а социо­логия исследует «формы», т. е. «оформление этого материала», в соотнесении с социальным и культурным контек­стом, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Поэтому социология, занимаясь исследованием «форм совместного бытия людей», является наукой синтетичес­кой.

Форма у Зиммеля – универсальный способ воплощения и реализации содержания, которое представляет собой историчес­ки обусловленные мотивы, цели, побуждения человеческих взаимодейст­вий.Соответственно цель социологического исследования определя­ется Зиммелем как описание «форм совместного бытия людей и нахождение правил, которые лежат в основании взаимоотношения индивидов, поскольку они являются членами группы, и групп между собой».

Формы и содержание взаимодействий в своей кон­кретности образуют неделимое единство. Но возможно абстрактное выделение устойчивых форм обобществления, которые образуют истинное содержание социо­логического познания.

Обобществление – процесс, посредством которого содержание индивидуального сознания обретают социальную форму и выражение в процессе общения с другими.Такие, например, формы, как образование групп или социальных иерархий, встречаются во всех случаях, ког­да посредством психических процессов складываются межличност­ные отношения. «Во всяком наличном социальном явлении содержание и общественная форма образуют цельную реальность; соци­альная форма так же не может приобрести существования, отрешенного от всякого содержания, как пространственная форма не может существо­вать без материи, формой которой она является. В действительности, все это неразрывные элементы всякого социального бытия и бывания; инте­рес, цель, мотив и форма или характер взаимодействия между личностя­ми, через посредство которых или в образе которых это содержание ста­новится общественной действительностью».

Во-вторых, определение объекта социологии как «целого социальной жизни» ставит ее по своей сложности в один ряд с метафизикой, изучающей целое мира, и психологией, исследу­ющей целое психической жизни. Социология, так же как и психо­логия, и метафизика, не дает точного знания, но дает понимание. При этом саму процедуру понимания Г.Зиммель поясняет как понимание интересов, мотивов, целей и ценностных ориентации индивида, определяемых культурой в широком смысле слова. Понимание позволяет ориентировать­ся в явлениях и создает нужные для этого понятия. Постоянное уточнение, разложение и новое сочленение этих понятий на иных основаниях создают возможность все большего и большего при­ближения к истине. Понимание выступало у него как метод, характеризующий исключительно социальное познание. Оно требовало выяснения того, как связано исследуемое явление с интересами самого исследователя или социальной группы, которую он представляет.

Таким образом, социология является поздней наукой, созда­ваемой осознанным образом. Это означает, что решение методо­логических проблем должно предшествовать построению самой теории. Социология является синтетической наукой в том смысле, что содержания других наук составляют для нее исходный матери­ал. Она отличается от других наук «формальной» точкой зрения. И наконец, социология является наукой, в которой не применимы методы естественнонаучного исследования. Поэтому она должна опираться на принципиально иную методологию социального ис­следования.

Главная задача социологи­ческого исследования – исследование социальных форм и культурных содержаний, зафиксированных в понятиях.

Любое понятие он рассматривает как лишь имя собирательное, результат наше­го способа рассмотрения, а настоящими реальностями являются отдельные люди.

Современная социология должна, по мнению Г. Зиммеля, от­казаться от приоритета целого (группы, общества), представляв­шегося первоначально непосредственным объектом социологи­ческого мышления, и исследовать положение и судьбу отдельного человека, обусловленных его взаимодействием с другими, соеди­няющих его с ними в одно социальное целое. Таким образом, суть подхода Зиммеля к исследованию общества: основание социологического анализа, начало исследования, как и действительное социальное начало, составляет индивидуаль­ное социальное действие отдельного человека, обусловленное его взаимодействием с другими. Общество – это на­звание для суммы социальных взаимодействий, оно производно от социального взаимодействия. Понятие социального взаимодействия – исходное понятие формальной социологии.

Однако общество – не простая сумма взаимодействий. Общество – сложное структурированное и устойчивое единство, состоящее из единств и образующееся под действием сил целесообразности, нужды и силы.

Общее и развернутое определение общества как структурированного и устойчивого образования, возникшего на основе социальных взаимодействий: «Если возникло объединение, формы которого продолжают существовать и тогда, когда отдельные члены из него выходят, а новые в него вступают; если существует общее внешнее достояние, причем его приобрете­ние и распоряжение им не являются делом отдельного лица; если имеется сумма познаний и нравственных жизненных содержаний, число которых не увеличивается и не уменьшается от участия в них отдельных людей и которые, ставши до известной степени субстанциальными, находятся к услугам каждого, кто захотел бы принять в нем участие; если выработались нормы права, нравов, общения, к которым присоединяется и должен присоединиться всякий, вступающий в известное пространственное сосуществова­ние с другими, – значит, во всех этих случаях существует общество, а взаимодействие сгустилось и превратилось в тело, что и отличает это общественное взаимодействие от того, которое исчезает вместе с непосредственно участвующими субъектами и их моментальным поведением».

Таким образом, предметом социологии является об­щество, понимаемое как устойчивая совокупность социальных взаимодействий индивидов, структурированная посредством социальных форм.

Условия, позволяющие вычленить любой устойчивый конгломерат социальных взаимодействий, любую социальную форму, в том числе и такую, как общество - целесообразноть, взаимодействие частей должно быть до­статочно сильным; частую воспроизводимость, чтобы ее можно было вычленить как типичную и регулярную.

Подобное понимание общества предполагает две основные познавательные процедуры, на которые опирается социологический метод. Во-первых, это процедура понимания и интерпретации содержания форм обобществления. И во-вторых, это процедура типологизации, основывающаяся на факте устой­чивости, регулярности, повторяемости социальных форм. В соот­ветствии с этим Зиммель выделяет историческую и чистую, или формальную, социологию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: