В работе «Социальная дифференциация. Социологические и социально-психологические исследования» Г.Зиммель отмечает, что социология является поздней наукой, становление которой приходится на конец XIX в., и поэтому она должна формироваться осознанным образом.
С пецифической чертой социологии является ее неспонтанный характер. Она строится рациональным образом на основе предварительного проекта, включающего теорию метода и четкое вычленение объекта и задач исследования.
Социология должна начать с построения новой теории общества. «Общество» – это понятие, определяющее предмет социологии. Общество как «целое социальной жизни», включает в себя все и любые конкретные проявления исторической жизни. Такое представление об обществе определяет специфические черты социологического знания.
Во-первых, если социология изучает «целое общества» с учетом всего многообразия его содержаний, то она является синтетической наукой, поскольку использует данные других наук. Социология по сравнению с другими науками представляет лишь новую точку зрения для рассмотрения известных фактов. Это – «формальная» точка зрения, тогда как точка зрения других наук – «материальная», они начинают с «материала» (содержания), а социология исследует «формы», т. е. «оформление этого материала», в соотнесении с социальным и культурным контекстом, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Поэтому социология, занимаясь исследованием «форм совместного бытия людей», является наукой синтетической.
|
|
Форма у Зиммеля – универсальный способ воплощения и реализации содержания, которое представляет собой исторически обусловленные мотивы, цели, побуждения человеческих взаимодействий.Соответственно цель социологического исследования определяется Зиммелем как описание «форм совместного бытия людей и нахождение правил, которые лежат в основании взаимоотношения индивидов, поскольку они являются членами группы, и групп между собой».
Формы и содержание взаимодействий в своей конкретности образуют неделимое единство. Но возможно абстрактное выделение устойчивых форм обобществления, которые образуют истинное содержание социологического познания.
Обобществление – процесс, посредством которого содержание индивидуального сознания обретают социальную форму и выражение в процессе общения с другими.Такие, например, формы, как образование групп или социальных иерархий, встречаются во всех случаях, когда посредством психических процессов складываются межличностные отношения. «Во всяком наличном социальном явлении содержание и общественная форма образуют цельную реальность; социальная форма так же не может приобрести существования, отрешенного от всякого содержания, как пространственная форма не может существовать без материи, формой которой она является. В действительности, все это неразрывные элементы всякого социального бытия и бывания; интерес, цель, мотив и форма или характер взаимодействия между личностями, через посредство которых или в образе которых это содержание становится общественной действительностью».
|
|
Во-вторых, определение объекта социологии как «целого социальной жизни» ставит ее по своей сложности в один ряд с метафизикой, изучающей целое мира, и психологией, исследующей целое психической жизни. Социология, так же как и психология, и метафизика, не дает точного знания, но дает понимание. При этом саму процедуру понимания Г.Зиммель поясняет как понимание интересов, мотивов, целей и ценностных ориентации индивида, определяемых культурой в широком смысле слова. Понимание позволяет ориентироваться в явлениях и создает нужные для этого понятия. Постоянное уточнение, разложение и новое сочленение этих понятий на иных основаниях создают возможность все большего и большего приближения к истине. Понимание выступало у него как метод, характеризующий исключительно социальное познание. Оно требовало выяснения того, как связано исследуемое явление с интересами самого исследователя или социальной группы, которую он представляет.
Таким образом, социология является поздней наукой, создаваемой осознанным образом. Это означает, что решение методологических проблем должно предшествовать построению самой теории. Социология является синтетической наукой в том смысле, что содержания других наук составляют для нее исходный материал. Она отличается от других наук «формальной» точкой зрения. И наконец, социология является наукой, в которой не применимы методы естественнонаучного исследования. Поэтому она должна опираться на принципиально иную методологию социального исследования.
Главная задача социологического исследования – исследование социальных форм и культурных содержаний, зафиксированных в понятиях.
Любое понятие он рассматривает как лишь имя собирательное, результат нашего способа рассмотрения, а настоящими реальностями являются отдельные люди.
Современная социология должна, по мнению Г. Зиммеля, отказаться от приоритета целого (группы, общества), представлявшегося первоначально непосредственным объектом социологического мышления, и исследовать положение и судьбу отдельного человека, обусловленных его взаимодействием с другими, соединяющих его с ними в одно социальное целое. Таким образом, суть подхода Зиммеля к исследованию общества: основание социологического анализа, начало исследования, как и действительное социальное начало, составляет индивидуальное социальное действие отдельного человека, обусловленное его взаимодействием с другими. Общество – это название для суммы социальных взаимодействий, оно производно от социального взаимодействия. Понятие социального взаимодействия – исходное понятие формальной социологии.
Однако общество – не простая сумма взаимодействий. Общество – сложное структурированное и устойчивое единство, состоящее из единств и образующееся под действием сил целесообразности, нужды и силы.
Общее и развернутое определение общества как структурированного и устойчивого образования, возникшего на основе социальных взаимодействий: «Если возникло объединение, формы которого продолжают существовать и тогда, когда отдельные члены из него выходят, а новые в него вступают; если существует общее внешнее достояние, причем его приобретение и распоряжение им не являются делом отдельного лица; если имеется сумма познаний и нравственных жизненных содержаний, число которых не увеличивается и не уменьшается от участия в них отдельных людей и которые, ставши до известной степени субстанциальными, находятся к услугам каждого, кто захотел бы принять в нем участие; если выработались нормы права, нравов, общения, к которым присоединяется и должен присоединиться всякий, вступающий в известное пространственное сосуществование с другими, – значит, во всех этих случаях существует общество, а взаимодействие сгустилось и превратилось в тело, что и отличает это общественное взаимодействие от того, которое исчезает вместе с непосредственно участвующими субъектами и их моментальным поведением».
|
|
Таким образом, предметом социологии является общество, понимаемое как устойчивая совокупность социальных взаимодействий индивидов, структурированная посредством социальных форм.
Условия, позволяющие вычленить любой устойчивый конгломерат социальных взаимодействий, любую социальную форму, в том числе и такую, как общество - целесообразноть, взаимодействие частей должно быть достаточно сильным; частую воспроизводимость, чтобы ее можно было вычленить как типичную и регулярную.
Подобное понимание общества предполагает две основные познавательные процедуры, на которые опирается социологический метод. Во-первых, это процедура понимания и интерпретации содержания форм обобществления. И во-вторых, это процедура типологизации, основывающаяся на факте устойчивости, регулярности, повторяемости социальных форм. В соответствии с этим Зиммель выделяет историческую и чистую, или формальную, социологию.