Теорию общества как совокупности кругов общения Г.Зиммель разрабатывает на основе принципа методологического индивидуализма, утверждающего исторический и методологический приоритет отдельного социального действия и взаимодействия над социальным целым. Если «общество» – это объединяющая форма, название для совокупного взаимодействия, то возникает необходимость продемонстрировать на уровне социологической теории, как из отдельных взаимодействий складывается общество и какую форму оно приобретает.
Исторически и логически первичной формой общества, первичного объединения является недифференцированное или слабодифференцированное объединение индивидов. При этом единство группы возникает либо как результат жизненной нужды, потребностей индивидуального выживания, заставляющего объединиться в коллективы, либо как результат волевого, властного принуждения и насилия со стороны отдельных личностей.
В силу двойственного происхождения общество имеет двойственную природу: солидаристскую и конфликтную, а действие или взаимодействие, которым оно формируется, может быть соответственно солидарным или конфликтным по форме.
|
|
Солидаристская природа общества.Говоря о солидарности в обществе и открывая солидарную природу общества, Зиммель, отмечает: «Отношения, которые приводят отдельного человека к полному единению с его группой, бывают двух типов...: это, с одной стороны, одинаковость, с другой – реальная взаимная связь».
Группа, или «социальный уровень», – это, во-первых, общее духовное достояние некоторого числа людей, та часть индивидуального достояния, которая в равной мере наличествует у каждого; во-вторых, социальный уровень – то коллективное, в собственном смысле слова, достояние, которым ни один человек сам по себе в отдельности не обладает.
Общность выступает творцом социальной нормы, которая является мерой правильности или ошибочности действий и представлений индивида. В силу этого индивид может достигнуть своих целей только путем присоединения к общности и при ее содействии. Хотя солидаристские отношения носят преимущественно индивидуальный характер и базируются на индивидуальных действиях, природа обобществления, ассоциации с другими такова, что не позволяет отдельному человеку ограничиваться в своей деятельности непосредственным личным интересом, а заставляет стремиться к удовлетворению последнего в союзе с другими.
Взаимодействие человека с другим и с обществом в целом имеет два уровня. Первый – индивидуальный – определяется его эгоистическими целями и интересами, которые должны реализовываться по схеме: если я хочу, чтобы другие служили моим интересам, я должен служить интересам других. Благодаря этому вся атмосфера социальной жизни становится нравственной, что обычно не осознается в силу того, что изначальные цели, ради которых что-то совершается, являются эгоистическими.
|
|
Второй уровень – коллективный – определяется «коллективной нравственностью» или фактически системой социальных институтов. Для достижения своих целей индивид нуждается не только в других людях, но и в объективно существующих институтах. Установления права, морали, нравов и форм общения, которые общество выработало для своей пользы, проникают во все жизненные отношения отдельного человека настолько, что он должен ими пользоваться каждое мгновение.
Конфликтная природа общества. Специфика конфликтных взаимодействий, по Г.Зиммелю, заключается в их неиндивидуальной природе: индивид видит в каждом враге не столько данную определенную личность, сколько лишь члена враждебной группы. Он считает, что враждебные соприкосновения в гораздо большей степени, чем солидарные, являются коллективистскими, или групповыми. Отношения групп носят по преимуществу враждебный характер, причем это происходит как на низких, так и на высоких ступенях развития культуры.
Анализ враждебных отношений, отношений доминирования, отношений к другому как к врагу приводит Г.Зиммеля к выводу, что самим своим возникновением солидарность обязана враждебности. Превращение простого локального сосуществования в совместное существование в бесчисленном множестве случаев обусловлено общим добровольным или вынужденным соотнесением с «враждебным третьим». По мнению Зиммеля, необходимо признать борьбу и вражду в качестве определенного априорного инстинкта «отрицания другого» при помощи которого она себя утверждает.
У человека есть формальное побуждение к враждебности как естественная противоположность потребности в симпатии. Солидарность и конфликт являются двумя формами индивидуального целеполагания и волеизъявления, объединяющими людей в общество.
Г.Зиммель использует понятие «круг общения» (или «круги общения») для обозначения «группы» или «групп». В результате общество предстает как совокупность множества кругов общения индивидов, некое многомерное пространство взаимодействий, в котором индивиды, подобно отдельным атомам, формируют вокруг себя необходимые и интересные им круги взаимодействия с другими либо входят в уже намеченные или сформировавшиеся круги.
Любой круг имеет общее сознание, которое Г.Зиммель именует «честью» (честь семьи, честь офицера, честь мундира, купеческая честь и т. д.), что подчеркивает нравственно-этическую природу принципа, объединяющего круг. Чем теснее социальный круг, к которому принадлежит человек, тем меньше у него индивидуальной свободы, тем беднее его индивидуальность. Зато сам социальный круг в таком случае весьма индивидуален (поскольку невелик) и отделяет себя от других резкими границами. И наоборот. Чем шире круг, в котором действует человек, к которому он себя относит и с которым увязывает свои интересы, тем больше простора для своей индивидуальности он получает. Но само целое круга, к которому он принадлежит, является менее индивидуальным.
Общество, представляющее собой совокупность кругов общения или совокупность групп вхождения, возникает как результат социальных взаимодействий индивидов. На эти взаимодействия оказывают влияние как факты, лежащие в сфере субъективности, так и многообразные «реальные» факторы, например рост населения. По мере расширения групп и увеличения их количества изменяется морфологическая картина общества, ширятся контакты и связи.