double arrow

Принцип методологического индивидуализма и теория общества как совокупности кругов общения

Теорию общества как совокупности кругов общения Г.Зиммель разрабатывает на основе принципа методологического индивидуа­лизма, утверждающего исторический и методологический приори­тет отдельного социального действия и взаимодействия над соци­альным целым. Если «общество» – это объединяющая форма, название для совокупного взаимодействия, то возникает необходимость проде­монстрировать на уровне социологической теории, как из отдель­ных взаимодействий складывается общество и какую форму оно приобретает.

Исторически и логически первичной формой общества, первичного объединения является недифференцированное или слабодифференцированное объединение индивидов. При этом единство группы возникает либо как результат жизненной нужды, потребностей индивидуального выживания, заставляющего объединиться в коллективы, либо как результат волевого, властного принуждения и насилия со стороны отдель­ных личностей.

В силу двойственного происхождения общество имеет двойственную природу: солидаристскую и конфликтную, а действие или взаимо­действие, которым оно формируется, может быть соответственно солидарным или конфликтным по форме.

Солидаристская природа общества.Говоря о солидарности в обществе и открывая солидарную природу общества, Зиммель, отмечает: «Отношения, которые приводят отдельного че­ловека к полному единению с его группой, бывают двух типов...: это, с одной стороны, одинаковость, с другой – реальная взаимная связь».

Группа, или «социальный уровень», – это, во-первых, общее духовное достояние некоторого числа людей, та часть индиви­дуального достояния, которая в равной мере наличествует у каж­дого; во-вторых, социальный уровень – то коллективное, в собственном смысле слова, достояние, которым ни один человек сам по себе в отдельности не обладает.

Общность выступает творцом социальной нормы, которая является мерой правильности или ошибочности действий и представлений индивида. В силу этого индивид может достигнуть своих целей только путем присоединения к общности и при ее содействии. Хотя солидаристские от­ношения носят преимущественно индивидуальный характер и ба­зируются на индивидуальных действиях, природа обобщест­вления, ассоциации с другими такова, что не позволяет отдельному человеку ограничиваться в своей деятельности непосредственным личным интересом, а заставляет стремиться к удовлетворению пос­леднего в союзе с другими.

Взаимодействие человека с другим и с обществом в целом имеет два уровня. Первый – ин­дивидуальный – определяется его эгоистическими целями и ин­тересами, которые должны реализовываться по схеме: если я хочу, чтобы другие служили моим интересам, я должен служить интересам других. Благодаря этому вся атмосфера социальной жизни становится нравственной, что обычно не осоз­нается в силу того, что изначальные цели, ради которых что-то со­вершается, являются эгоистическими.

Второй уровень – коллективный – определяется «коллек­тивной нравственностью» или фактически системой социальных институтов. Для достижения своих целей индивид нуждается не только в других людях, но и в объективно существующих инсти­тутах. Установления права, морали, нравов и форм общения, ко­торые общество выработало для своей пользы, проникают во все жизненные отношения отдельного человека настолько, что он дол­жен ими пользоваться каждое мгновение.

Конфликтная природа общества. Специфика конфликтных взаимодействий, по Г.Зиммелю, заклю­чается в их неиндивидуальной природе: индивид видит в каждом враге не столько данную определенную личность, сколько лишь члена враждебной группы. Он считает, что враждебные сопри­косновения в гораздо большей степени, чем солидарные, явля­ются коллективистскими, или групповыми. Отношения групп носят по преимуществу враждебный характер, причем это происходит как на низких, так и на высоких ступенях развития культуры.

Анализ враждебных отношений, отношений до­минирования, отношений к другому как к врагу приводит Г.Зиммеля к выводу, что самим своим возникновением солидарность обязана враждебности. Превращение простого локально­го сосуществования в совместное существование в бесчисленном множестве случаев обусловлено общим добровольным или вы­нужденным соотнесением с «враждебным третьим». По мнению Зиммеля, необходимо признать борьбу и вражду в качестве опре­деленного априорного инстинкта «отрицания другого» при помощи которого она себя утверждает.

У человека есть формальное побуждение к враждебности как естественная противоположность потребно­сти в симпатии. Солидарность и конфликт являются двумя формами индивидуального целеполагания и волеизъявления, объ­единяющими людей в общество.

Г.Зиммель использует понятие «круг общения» (или «круги общения») для обозначения «группы» или «групп». В ре­зультате общество предстает как совокупность множества кру­гов общения индивидов, некое многомерное пространство взаи­модействий, в котором индивиды, подобно отдельным атомам, формируют вокруг себя необходимые и интересные им круги взаи­модействия с другими либо входят в уже намеченные или сформиро­вавшиеся круги.

Любой круг имеет общее сознание, которое Г.Зиммель именует «честью» (честь семьи, честь офи­цера, честь мундира, купеческая честь и т. д.), что подчеркивает нравственно-этическую природу принципа, объединяющего круг. Чем теснее социальный круг, к которому принадлежит чело­век, тем меньше у него индивидуальной свободы, тем беднее его индивидуальность. Зато сам социальный круг в таком случае весь­ма индивидуален (поскольку невелик) и отделяет себя от других резкими границами. И наоборот. Чем шире круг, в котором дейс­твует человек, к которому он себя относит и с которым увязывает свои интересы, тем больше простора для своей индивидуальности он получает. Но само целое круга, к которому он принадлежит, является менее индивидуальным.

Общество, представляющее собой совокупность кругов обще­ния или совокупность групп вхождения, возникает как результат социальных взаимодействий индивидов. На эти взаимодействия оказывают влияние как факты, лежащие в сфере субъектив­ности, так и многообразные «реальные» факторы, например рост населения. По мере расширения групп и увеличения их количества изменяется морфологическая картина общества, ширятся контакты и связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: