Анализ содержания и составляющих организационной культуры

Цель практической работы: понимание студентами содержания и составляющих организационной культуры на примерах предприятий и организаций, различающихся по направлению деятельности, организационно-правовой форме, размеру и прочим признакам.

ЗАДАНИЕ:

1 Ознакомьтесь с теоретическим материалом.

2 Распределите все составляющие элементы организационной культуры в той последовательности, которую считаете наиболее оптимальной для учебного заведения, редакции молодежного журнала, торгового предприятия, промышленного предприятия.

Организационная культура – это приобретенная смысловая система, передаваемая посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культурное пространство и особое ощущение реальности.

Содержание организационной культуры:

Принято выделять десять содержательных внутренних характеристик, свойственных лю­бой организационной культуре:

1) осознание себя и своего места в организации – в од­них культурах ценится сдержанность и сокрытие работни­ком своих настроений и проблем, в других поощряются от­крытость, эмоциональная поддержка и внешнее проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявля­ется через сотрудничество, в других – через индивидуа­лизм;

2) коммуникационная система и язык общения – использование устной, письменной, невербальной коммуникации варьируется от организации к организации, профессиональ­ный жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичны для организаций различной отраслевой, функциональной и тер­риториальной принадлежности;

3) внешний вид, одежда и представление себя на рабо­те – разнообразие униформ, деловых стилей, норм исполь­зования косметики, духов, дезодорантов и т.п., свидетель­ствующее о существовании множества микрокультур;

4) привычки и традиции, связанные с приемом пищи – как организовано питание работников в организации, вклю­чая наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питание; периодичность и продолжительность питания; совместное или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т.п.;

5) осознание времени, отношение к нему и его использование – восприятие времени как важнейшего ресурса или пустая трата его, соблюдение или постоянное нару­шение временных параметров организационной деятель­ности;

6) взаимоотношения между людьми – влияние на меж­личностные отношения возраста, пола, национальности, статуса, объема власти, образованности, опыта, знаний, этикета, степени формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов;

7) ценности и нормы – совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо; набор предположений и ожи­даний в отношении определенного типа поведения;

8) мировоззрение – вера или отсутствие веры в спра­ведливость, успех, свои силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и т.п.;

9) развитие и самореализация работника – бездумное или осознанное выполнение работы, опора на интеллект или на силу, свободная или ограниченная циркуляция ин­формации в организации, признание или отказ от рацио­нальности сознания и поведения людей, творческая обста­новка или жесткая рутина, признание ограниченности человека или акцент на его стремлении к росту;

10) трудовая этика и мотивирование – отношение че­ловека к работе и к своему рабочему месту, ответственность или безразличие к результатам своего труда, качественные характеристики трудовой деятельности, достойные и вред­ные привычки на работе, справедливая зависимость между вкладом работника и его вознаграждением, планирование профессиональной карьеры работника в организации.

Составляющие организационной культуры:

– организационное поведение;

– контроль;

– коммуникативная система;

– общение;

– привычки,

– традиции,

– ценности;

– нормы;

– мировоззрение;

– организационное чувство времени и отношение к нему сотрудников;

– взаимоотношения людей;

– трудовая этика;

– мотивирование;

– самореализация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: