Цель практической работы: понимание студентами содержания и составляющих организационной культуры на примерах предприятий и организаций, различающихся по направлению деятельности, организационно-правовой форме, размеру и прочим признакам.
ЗАДАНИЕ:
1 Ознакомьтесь с теоретическим материалом.
2 Распределите все составляющие элементы организационной культуры в той последовательности, которую считаете наиболее оптимальной для учебного заведения, редакции молодежного журнала, торгового предприятия, промышленного предприятия.
Организационная культура – это приобретенная смысловая система, передаваемая посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культурное пространство и особое ощущение реальности.
Содержание организационной культуры:
Принято выделять десять содержательных внутренних характеристик, свойственных любой организационной культуре:
|
|
1) осознание себя и своего места в организации – в одних культурах ценится сдержанность и сокрытие работником своих настроений и проблем, в других поощряются открытость, эмоциональная поддержка и внешнее проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявляется через сотрудничество, в других – через индивидуализм;
2) коммуникационная система и язык общения – использование устной, письменной, невербальной коммуникации варьируется от организации к организации, профессиональный жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичны для организаций различной отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности;
3) внешний вид, одежда и представление себя на работе – разнообразие униформ, деловых стилей, норм использования косметики, духов, дезодорантов и т.п., свидетельствующее о существовании множества микрокультур;
4) привычки и традиции, связанные с приемом пищи – как организовано питание работников в организации, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питание; периодичность и продолжительность питания; совместное или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т.п.;
5) осознание времени, отношение к нему и его использование – восприятие времени как важнейшего ресурса или пустая трата его, соблюдение или постоянное нарушение временных параметров организационной деятельности;
6) взаимоотношения между людьми – влияние на межличностные отношения возраста, пола, национальности, статуса, объема власти, образованности, опыта, знаний, этикета, степени формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов;
|
|
7) ценности и нормы – совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо; набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения;
8) мировоззрение – вера или отсутствие веры в справедливость, успех, свои силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и т.п.;
9) развитие и самореализация работника – бездумное или осознанное выполнение работы, опора на интеллект или на силу, свободная или ограниченная циркуляция информации в организации, признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей, творческая обстановка или жесткая рутина, признание ограниченности человека или акцент на его стремлении к росту;
10) трудовая этика и мотивирование – отношение человека к работе и к своему рабочему месту, ответственность или безразличие к результатам своего труда, качественные характеристики трудовой деятельности, достойные и вредные привычки на работе, справедливая зависимость между вкладом работника и его вознаграждением, планирование профессиональной карьеры работника в организации.
Составляющие организационной культуры:
– организационное поведение;
– контроль;
– коммуникативная система;
– общение;
– привычки,
– традиции,
– ценности;
– нормы;
– мировоззрение;
– организационное чувство времени и отношение к нему сотрудников;
– взаимоотношения людей;
– трудовая этика;
– мотивирование;
– самореализация.