Корпоративная культура стала популярным, широко используемым термином для описания неких ценностных и моральных ориентиров коммерческих организаций, руководствуясь которыми они достигают экономического роста, коммерческого успеха и конкурентного преимущества. Сегодня существует множество разноплановых научных исследований, посвященных экономическим, социальным, психологическим, философским и культурологическим аспектам развития корпоративной культуры, доказывающих, что в зависимости от уровня развития корпоративная культура может стать оплотом стабильности и успеха компании либо привести ее к катастрофе. Во многих организациях появились должности менеджеров по корпоративной культуре, в обязанности которых входит оценка, анализ и поддержание культуры и корпоративных ценностей.
Специалисты в области менеджмента организации считают, что организации, как и нации, имеют свою культуру. Процесс формирования организационной культуры интересен для организации, в первую очередь, возможностью регулирования поведенческих установок персонала на основании тех ценностей, которые приемлемы для организации, но не являются приоритетными, а иногда и отходят от ценностей, сложившихся в обществе.
|
|
Для выявления оптимальных способов совершенствования корпоративной культуры предприятия необходимо: во-первых, понимание теоретических основ корпоративной культуры, во-вторых, выявление возможностей развития инновационного потенциала в корпоративной культуре и, в-третьих, из ряда возможных способов оценки корпоративной культуры выбрать наиболее приемлемый для данной организации.
«Корпоративная культура», как и многие другие термины организационно-правовых дисциплин, не имеет единого толкования. Исследования в области культуры организации имеют довольно длительную историю. Само понятие корпоративной или, как ее еще часто называют, организационной культуры зародилось в США и применялось для внутреннего самоанализа коммерческих корпораций. В современной литературе существует около пятидесяти различных трактовок терминов «корпоративная культура» и «организационная культура», каждая из которых по-своему верна, поскольку отражает оригинальную точку зрения автора, основанную на анализе культуры конкретных предприятий той или иной отрасли. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть, определения «корпоративная» и «организационная» культура едва ли могут применяться одновременно. Например, по мнению исследователя различных аспектов организационной культуры Т.О. Соломанидиной, корпоративная культура – определение, применимое далеко не ко всем предприятиям и организациям. Оно появилось в тот момент, когда эксперты начали изучать то, что делает успешными американские корпорации. По ее мнению рациональнее использовать термин «организационная культура», поскольку корпоративная культура – понятие более узкое и одностороннее, ведь не всякая организация является корпорацией [1]. Действительно, определение «корпоративная культура», вполне применимое в отношении различных по организационно-правовой форме и сфере деятельности коммерческих компаний, совершенно неприемлемо, например, для высших учебных заведений или общественных объединений.
|
|
Рассмотрим наиболее распространенные трактовки определения «корпоративная культура»:
Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [2].
Корпоративная культура – специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела [3].
Корпоративная культура – это система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому [4].
Корпоративная культура – это набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий [5].
Корпоративная культура – это уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, того, что отличает её от всех других в отрасли (К. Голд) [6].
Организационная культура – это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем (Э. Шейн) [7].
Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения (К. Шольц) [8].
Приведенные примеры, отражая специфику изучаемых исследователями организаций, в то же время носят наиболее универсальный характер, т.е. по сути, они могут быть применимы при описании и оценке большинства российских и иностранных организаций, поскольку показывают все многообразие проявлений и составляющих корпоративной культуры.
Процесс формирования корпоративной культуры – совокупность отдельных видов деятельности, которые направлены на планирование, разработку и внедрение организационных норм, правил и ценностей в интересах организаций. Процесс формирования корпоративной культуры всегда проходит ряд стадий от формирования до конечного упадка, т.е. корпоративная культура есть результат и процесс, она находится в постоянном развитии.
На процесс формирования корпоративной культуры воздействуют следующие обстоятельства:
– степень влияния на организацию привнесенных культурных традиций;
– руководство организации и его политика по формированию культуры;
– восприимчивость персонала к инновациям и модернизации организационных ценностей;
– воздействие организационной культуры на общую эффективность организации.
Корпоративная культура базируется на основополагающих ценностях, разделяемых членами компании. Эти ценности в разных корпорациях могут быть разными и в том числе, в зависимости от того, чьи интересы лежат в основе деятельности компании: самой компании в целом или отдельных ее членов. Из ценностей вытекают стили руководства, поведения, общения, деятельности. Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья корпорации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей в рамках продекларированной миссии компании. Решающим фактором в становлении корпоративной культуры является философия компании или, другими словами, принципы, которым следует руководство компании. Эти принципы формируются в рекламных материалах, в речах основателей компании, информационных документах. Формирование таких принципов преследует цель создать в глазах своих сотрудников и во внешней среде определенный имидж корпорации. Имидж корпорации – это,с одной стороны, отражение внутреннего образа компании, т.е. представление о компании и ее ценностях, существующее в сознании членов корпорации; с другой – внешний образ компании, предназначенный для партнеров, конкурентов, финансово-кредитных организаций налоговой службы и т.п. Основная забота руководства компании – это внешний облик организации, так как от этого во многом зависит успех ее деятельности в конкурентной среде. Этот облик формируется в сознании лиц и организаций под воздействием контактов с компанией, как непосредственно с сотрудниками фирмы, так и в ходе знакомства с рекламой, посещений выставок, презентаций[9].
|
|
Имидж компании может формироваться стихийно и целенаправленно. Часто у руководителей «не доходят руки» до того, чтобы отслеживать возникающий образ своей компании. Все силы отдаются формированию, главным образом, производственного потенциала предприятия. В таких случаях складывается стихийный имидж, имеющий обычно как положительные, так и отрицательные черты, из-за чего об одной и той же компании можно услышать прямо противоположные мнения. Естественно правильнее начинать работу по формированию имиджа компании одновременно с созданием предприятия.
|
|
Таким образом, работа над имиджем тонкая и сложная, охватывающая многие процессы и многих людей, но совершенно необходимая, если корпорация хочет закрепиться на рынке и иметь хорошие перспективы дальнейшего развития.
По мнению исследователя различных аспектов корпоративной культуры компаний Эдгара Шейна, существует три типа совместной деятельности, обусловливающих характер взаимодействия работников в рамках коллективного труда и способов организации такого труда – индивидуальный, последовательный, взаимодействующий [10].
Типы совместной деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика отдельных типов совместной деятельности работников
Тип совместной деятельности работников | Основные черты совместной деятельности работников |
Индивидуальный | Минимальное взаимодействие между участниками труда. Каждый исполнитель имеет свой объем работ в соответствии с профессиональной позицией. Личное общение осуществляется в основном в непрямой форме: через компьютерные сети, телефон, телетайп и т.п. Общим является лишь предмет труда, в обработку которого каждый вносит свою лепту. Высокая инициативность, ориентация на индивидуальные достижения |
Последовательный | Последовательное включение в работу исполнителей одного за другим в соответствии со спецификой технологического процесса и квалификацией каждого. Межличностное общение выражено в большей степени, чем при индивидуальном типе совместной деятельности. Высокая технологическая дисциплина. Четкое соблюдение нормативов |
Взаимодействующий | Участие каждого работника в решении общей задачи. Характер труда отдельных работников определяется руководителем. Эффективность общей трудовой деятельности в равной степени зависит от вклада каждого члена коллектива. Высокая ориентация на авторитет лидера, коллективные цели, групповую нравственность |
Тип управления характеризует то, как принимаются и реализуются в компании управленческие решения. Тип управления должен соответствовать организационной (корпоративной) культуре фирмы и, в первую очередь, особенностям менталитета персонала. То есть нельзя, например, управлять научным коллективом методами, принятыми в армии, также как нельзя руководить производственным предприятием методами театрального режиссера. Основные типы управления персоналом представлены в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика основных типов управления персоналом
Тип управления персоналом | Характеристика типов управления персоналом |
Бюрократический | Решения принимаются вышестоящим руководителем. Главный рычаг воздействия на подчиненных - приказы, наказания (т.е. сила). Указанный тип предполагает наличие технологически и организационно дисциплинированных сотрудников, беспрекословно выполняющих распоряжения начальства. Здесь инициатива минимальна |
Демократический | Главным рычагом управления является закон, демократический по своему содержанию, обеспечивающий интересы как большинства, так и законопослушного меньшинства |
Авторитарный | Главный рычаг управления – авторитет руководителя при беспрекословном подчинении исполнителей |
Рыночный | Решения принимаются в соответствии с законами рынка, который и является мерилом эффективности этих решений. Основной рычаг воздействия на исполнителей – деньги |
Коллективистский | Главный рычаг управления – знания, компетентность. Активное и равноправное участие всех высокопрофессиональных исполнителей в принятии решений |
Корпоративные стандарты являются частью корпоративной культуры и представляют собой правила, которые принято выполнять[11]. В разных компаниях эти правила могут быть разными, но их усредненный перечень сводится к следующему:
- отношения с коллегами (отношения руководителей и подчиненных, поведение в конфликтных ситуациях, правила взаимозаменяемости, общение при заказчике, порядок повышения квалификации и обучение нового сотрудника);
- отношения с клиентами (приветствие, ведение переговоров, разговоры по телефону, расчеты, поведение в конфликтной ситуации, прощание);
- рабочее место (оформление, поддержание порядка, поведение на рабочем месте, передача его другому исполнителю);
- отношения с внешней средой (защита интересов компании, сохранение коммерческой тайны, способы представления компании).
В таблице 3 представлена взаимосвязь типов совместной деятельности, типов и рычагов управления.
Таблица 3
Взаимосвязь типов совместной деятельности, типов и рычагов управления
Тип совместной деятельности | Тип управления | Рычаг управления |
Индивидуальный | Рыночный | Деньги |
Последовательный | Бюрократический | Сила |
Взаимодействующий | Авторитарный | Авторитет |
Творческий | Демократический, коллективный | Знания |
Таким образом, анализ теоретических аспектов корпоративной культуры показал, что данное понятие нашло свое отражение во всех научных школах. Так как корпоративная культура – это некий внутренний мир любой организации, то необходимо изучить и проанализировать текущую корпоративную культуру, потому-то высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья корпорации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей.
Можно утверждать, что сила организационной культуры определяется, по крайней мере, двумя важными факторами: степенью принятия членами организации основных ценностей компании и степенью их преданности этим ценностям. Очевидно, что даже преуспевающие зарубежные компании с сильной организационной культурой, такие как, например, Procter & Gamble, PepsiCo и Coca-Cola, также нуждаются в постоянном поддержании и развитии своих культурных ценностей.
Эффективность деятельности компании определяется следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы обычно регламентируются в различных нормативных документах (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой корпорации имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, менталитета людей, местных обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов.
В менеджменте предприятий названные отношения проявляются в неформальном разделении труда, наличии неформальных лидеров, устоявшихся привычек и традиций, а также особого микроклимата в коллективе. Вся указанная сфера объединяется понятием «корпоративная (или организационная) культура».