ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
«Ведение протокола стандартизированного систематического наблюдения за эмоциональными реакциями конкретного субъекта».
Прежде чем оказывать какое-либо психолого-педагогическое влияние на человека, необходимо осуществить организованное наблюдение за его внешней активностью (поведением, экспрессией, деятельностью и т.п.). Наблюдение, так же как и эксперимент, это метод сбора информации (обсервационные методы), относящийся к методам исследования явлений и объектов, к способам познания окружающего мира.
По форме проведения исследования, мы осуществим прямое исследовательское наблюдение, применим его в качестве практического психологического метода накопления данных.
По содержанию, по научной направленности исследования, мы будем исследовать человека как индивидуальность, как личность.
Цель наблюдения: изучение поведения и деятельности испытуемого в естественных условиях, выявление эмоциональных реакций субъекта, выяснение его чувственных отношений к действительности.
|
|
Вид (параметры) наблюдения: внешнее; стандартизированное; включенное; систематическое.
Инструкция. Наблюдение желательно осуществлять несколько раз (5-7) подряд или с фиксированными перерывами (промежутками), в течение полного дня жизнедеятельности субъекта и/или в течение нескольких (2-3) часов, находясь с ним в постоянном взаимодействии в процессе выполнения разнообразной деятельности. Наблюдателем должен являться только сам психолог, от лица которого и составляется протокол стандартизированного наблюдения. Протокол наблюдения мы приводим в нижеследующей таблице.
Таблица № 6. «Протокол стандартизированного систематического наблюдения за эмоциональными реакциями субъекта».
Дата и время | Высказыва-ние (направлен-ность вербальной активности; локализация, конкретиза-ция речевой деятельности) | Дейст-вие (движе-ние, акт поведе-ния, посту-пок) | Экспрес-сивная (невербаль-ная, двигательная) реакция (пантоми-мика, жест) | Вид, тип, форма (характерис-тика) проявляемой эмоции | Выражение чувствен-ного отношения (к явлению, к объекту, к другому субъекту) |
После выполнения данного задания, осуществите анализ результатов наблюдения. Сделайте психологические выводы о преобладающих психических эмоциональных реакциях своего испытуемого. Дайте испытуемому психолого-педагогические рекомендации относительно адекватности его эмоционально-чувственного реагирования.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
«ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ