Образец типовой задачи

Больной К., 38 лет, инвалид 2 группы, поступил на стационарное лечение по направлению участкового терапевта с жалобами на повышение температуры тела до 38-39 градусов, сопровождающееся ознобом, профузным потом, на одышку и сердцебиение при ходьбе, приступы удушья по ночам.

В анамнезе – ревматизм с 12-летнего возраста, в 18 лет установлен диагноз митрального порока сердца. Ежегодно лечился стационарно. Последние четыре года усилилась одышка, появились отёки на ногах. Постоянно принимает мочегонные и сердечные гликозиды. Состояние резко ухудшилось месяц назад после удаления зуба: появились ознобы, фебрильная температура. Лечился в поликлинике с диагнозом ОРВИ. Приём аспирина, бисептола, зинацефа был неэффективным.

Объективно: состояние тяжёлое. Кожные покровы бледные, на коже предплечий, плеч – петехиальные кровоизлияния, акроцианоз, отёки голеней. Симптом Мюссе. В лёгких везикулярное дыхание, незвучные мелкопузырчатые хрипы в нижнебоковых отделах. Верхушечный толчок усилен, пальпируется в 7-м межреберье. На верхушке сердца определяется диастолическое дрожание. Границы сердца расширены влево, вниз, вверх и вправо. Аускультативно: ослабление 1-го тона, систолический и диастолический шумы на верхушке. Над аортой 2й тон резко ослаблен, выслушивается мягкий, дующий диастолический шум, который проводится в точку Боткина- Эрба. ЧСС – 95 в мин. АД 160/40 мм рт. ст. Пульс скорый, высокий, аритмичный. ЧП 80 - в минуту. Печень выступает на 5 см из-под края рёберной дуги. Симптом Пастернацкого слабо положительный с обеих сторон.

Данные дополнительных исследований:

Общий анализ крови: Эр. –2,1 х 10 12/л., Нв – 92 г/л, Л. – 15 х 10 9/л, э – 2%, п –12%, с – 64%, л – 16%, м. – 6%, СОЭ – 54 мм/час

Общий анализ мочи: уд. вес – 1013, белок – 1,65%; эр. – 25 – 40 в п/зр., цилиндры гиалиновые 6 – 7 в п/зр.

Вопросы к задаче:

1. Сформулируйте предварительный диагноз.

2. С чем связано ухудшение состояния больного?

3. Назовите современный неинвазивный метод диагностики клапанных поражений сердца.

4. Оцените данные общего анализа крови и анализа мочи.

5.Что такое шум Флинта? При каком пороке он выявляется?

6. Назовите возможные осложнения основного заболевания у больного.

7.Принципы лечения больного (выписать рецепты). Показания к хирургическому лечению

Эталоны ответов:

1. Инфекционный эндокардит, III степень активности, острое течение, вторичный (на фоне ревматического порока).

Недостаточность аортального клапана, диффузный нефрит, васкулит.

Осл. НК II Б. Анемия.

2. Присоединение инфекционного эндокардита.

3. Эхо-КГ

4. Данные общего анализа крови свидетельствуют о выраженной анемии, регистрируется лейкоцитоз (может быть следствием воспалительного процесса), резко ускоренное СОЭ позволяет судить об активности процесса. Анализ мочи: выявляется мочевой синдром (гематурия, протеинурия, цилиндрурия).

5. Диастолический шум относительного митрального стеноза, выслушивается на верхушке сердца при аортальной недостаточности.

6. А). Инфекционно-токсический шок.

Б). Сердечная недостаточность.

В). Тромбоэмболии.

Г). Почечная недостаточность

7. Показанием к хирургическому лечению является формирование клапанных пороков, бородавчатых наложений на клапанах.

VII.6. Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, палаты больных, кабинеты функциональной диагностики и др.

VIII. Содержание учебно-исследовательской работы студентов по теме занятия:

1. Составление реферата по новейшей периодической литературе по проблеме ИЭ.
2. Составление реферата по дифференциальной диагностике ИЭ.
3. Оформление наглядных пособий по теме занятия.
4. Анализ историй болезни больных с ИЭ по материалам клинической базы кафедры.

IX. Литература для студентов.

Основная:

1. Маколкин Владимир Иванович. Внутренние болезни: учебник / В. И. Маколкин, С. И. Овчаренко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2005. - 591 с.
2. Лекция «Инфекционный эндокардит» зав. кафедрой, профессора или доцента кафедры факультетской терапии

Дополнительная:

1. Болезни органов кровообращения [Текст]: учеб.-метод. пособ. к практ. занятиям для студ. IV курса леч. и педиатр. фак. / Р.М. Фазлыева, Г.К. Макеева, Г.Х. Мирсаева и др.; Под ред. Р.М. Фазлыевой. - Уфа: БГМУ, 2002. - В надзаг.: МЗ РФ, Башк. гос. мед. ун-т, Каф. внутр. бол. № 3. Ч. 1. - 2002. - 89 с.
2. Внутренние болезни: учебник с компакт-диском: в 2 т. / ред. Н.А. Мухин, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006 - Т. 1. - 649 с.
3. Внутренние болезни: учебник с компакт-диском: в 2 т. / ред. Н.А. Мухин, В.С. Моисеев, А.И. Мартынова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006- Т.2. - 581 с.
4. Ивашкин Владимир Трофимович. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум: учебно-методический комплекс / В. Т. Ивашкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Литтерра, 2007.
5. Диагностика внутренних болезней, версия 2.5 [Электронный ресурс]: мультимедийная программа / А.В. Струтынский [и др.]; рук. мультимедийн. проекта: А.П. Баранов, Т.А. Эль-Гохари. - Прогр. - М.: NeoLIFT Studio, 2004. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв. - Систем. требования: PII-300 Muw/128 Мб ОЗУ; видеокарта 800х600 true color; 16х CD-ROM; 120 Мб HDD; звуковая карта 16-bit; мышь; ОС: Windows 98/ME/2000/XP.
6. Ганцева Халида Ханафиевна. Основы фармакотерапии внутренних болезней: учебное пособие для студ., обучающихся по спец. 060101 - Лечебное дело, 060103 - Педиатрия, 060105 - Стоматология / Х.Х. Ганцева, Л.И. Самигуллина; Башк. гос. мед. ун-т. - Уфа: БГМУ, 2005. - 124 с.
7. Кардиология: национальное руководство / под ред. Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова, - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1232 с.
8. Неотложная кардиология: руководство к практ. занятиям / И.А. Латфуллин, Р.И. Ахмерова, З.Ф. Ким. - М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 95 с.
9. Фазлыева Р.М., Давлетшин Р.А, Панченко В.П. Болезни органов кровообращения: Руководство для студентов. – Москва – Уфа, 2001 – 224 с.
10. Тэйлор, Джордж Дж. Основы кардиологии: пер. с англ. / Д.Дж. Тэйлор; пер. Р.Г. Оганов. - М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 366 с.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: