I. Тема и её актуальность: Атеросклероз (А) – чрезвычайно широкое распространение атеросклеротических сосудистых заболеваний среди населения, особенно старших возрастных групп, практически 100% (по патологоанатомическим данным) пораженность людей атеросклеротическим процессом различной степени выраженности, высокие показатели летальности от ИБС на фоне атеросклероза коронарных артерий и от мозгового инсульта определяют научную и практическую значимость данной проблемы.
II. Учебные цели: Овладение практическими умениями и навыками диагностики, лечения и профилактики атеросклероза.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
· современную этиологию и патогенез атеросклероза;
· классификацию атеросклероза по А.Л. Мясникову;
· определение клинических симптомов в зависимости от локализации процесса;
· характеристику 5 типов ГЛП;
· показатели дополнительных методов исследования: биохимический анализ крови, УЗИ сосудов, ангиография);
· особенности современного течения атеросклероза;
· принципы лечения и профилактики атеросклероза, основные группы препаратов;
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
· собрать анамнез у больного атеросклерозом, по характерным жалобам определить преимущественную локализацию процесса;
· определить факторы риска атеросклероза;
· провести общий осмотр и физикальное обследование органов кровообращения (пальпация, перкуссия, аускультация) больного с А;
· сформулировать диагноз согласно классификации А.Л. Мясникова;
· дать характеристику 5-ти типам гиперлипидемий по Фредриксону (1967);
· назначить дополнительные методы исследования и дать оценку их результатам;
· определить связь между локализацией атеросклероза и клиническими проявлениями заболевания;
· назначить основные группы противосклеротических препаратов;
· назначить немедикаментозные лечебные и профилактические мероприятия;
· провести экспертизу трудоспособности больного.
III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
III.1. Исходные базисные знания и умения:
Дисциплины | Содержание знаний |
Анатомия | Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Строение сердечной и сосудистой стенки. |
Патанатомия: | Патоморфологические проявления атеросклеротических изменений в сосудах. |
Патофизиология | Особенности современного течения атеросклероза. |
Пропедевтика внутренних болезней | Методы физикальной, лабораторной и инструментальной диагностики атеросклеротических изменений и органах кровообращения. |
Фармакология | Фармакологическое действие основных классов гиполипидемических препаратов. Умение выписать рецепты. |
III.2. Вопросы для самоподготовки:
Вопросы для самоподготовки | Письменные задания |
1. Этиология и патогенез атеросклероза. 2. Классификация. 3. Клиническая картина. 4. Лабораторные и электрокардиографические изменения. 5. Дифференциальный диагноз атеросклероза. 6. Лечение атеросклероза. 7. Профилактика. | 1. Назовите существующие теории патогенеза А. 2. Напишите классификацию А 3. Охарактеризуйте типа гиперлипидемий (ГЛП) по Фридриксону (1967). 4. Напишите в виде рецептов препараты для лечения атеросклероза (ловастатин, флувастатин, левакор, холестирамин, никотиновая кислота, клофибрат). |
IV. Вид занятия: практическое занятие.
V. Продолжительность – 4академических часа.
VI. Оснащение: таблицы, схемы, наборы R-грамм, электрокардиограмм, фонокардиограмм, заключений эхокардиографии, лабораторных анализов, учебно–методическое пособие к практическим занятиям по данной теме, учебные пособия «Схема истории болезни», «Классификации заболеваний внутренних органов с примерами формулировки диагнозов», «Справочник лекарственных средств, применяемых в клинике внутренних болезней», тренинговая компьютерная программа «Диагностика внутренних болезней», мультимедийный атлас, контролирующая компьютерная программа «ФАКТЕР», наборы контролирующих тестов по теме, ситуационных задач.
Аппаратура - негатоскоп, электрокардиограф, фонокардиограф, эхокардиограф, ЭВМ.
VII. Содержание занятия:
VII.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. (решение студентами индивидуальных наборов тестов по теме А).
Ниже даны образцы типовых тестовых заданий по теме занятия с описанием их решения и эталонами ответов. Весь набор тестов приводится в приложении к методическому пособию.
Тесты I типа (выберите один наиболее правильный ответ).