I. Тема и её актуальность: «Гипертоническая болезнь» (ГБ). Гипертоническая болезнь – хроническое заболевание, основным проявлением которого является синдром артериальной гипертензии (АГ). Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин (Р.Г. Оганов с соавт., 2000 г.). ГБ (эссенциальная, первичная АГ) развивается преимущественно у лиц среднего возраста как результат дисфункции корковых и гипоталамических структур головного мозга и нарушения регуляции вазомоторной системы на фоне генетической предрасположенности, нейрогуморальной активации симпатической нервной системы, активации ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, эндотелиальной дисфункции, нарушения водно-солевого баланса и вазоконстрикции с ремоделированием сердечно-сосудистой системы. Для формирования ГБ особое значение имеют психоэмоциональные нагрузки, особенности образа жизни пациента. Значительный удельный вес ГБ в структуре заболеваемости среди лиц трудоспособного возраста определяет актуальность своевременной диагностики, рационального лечения и профилактики.
|
|
II. Цель занятия: Изучение современных методов диагностики, лечения и профилактики ГБ, умение оказать неотложную помощь при гипертонических кризах, провести дифференциальную диагностику между первичной и симптоматическими АГ.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
● собрать анамнез заболевания и жизни у больного ГБ, выявление факторов риска развития заболевания и их стратификацию;
● провести осмотр и физикальное обследование органов сердечно-сосудистой системы (пальпация, перкуссия, аускультация);
● сформулировать диагноз согласно современной классификации;
● назначить дополнительные методы исследования и дать оценку их результатам;
● провести дифференциальный диагноз с симптоматическими АГ;
● назначить лечение (медикаментозное и физиотерапевтическое);
● оказать неотложную помощь при неосложненном и осложненном гипертонических кризах;
● провести экспертизу трудоспособности больного.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
1. регуляцию артериального давления в норме;
2. современную этиологию и теории патогенеза гипертонической болезни;
3. патоморфологические проявления артериальной гипертензии;
4. современную классификацию ГБ;
5. клиническую картину ГБ;
6. диагностические критерии ГБ (показатели общего анализа крови, мочи, анализа мочи по Нечипоренко, по Зимницкому, электрокардиографии, реоэнцефалографии, эхокардиографии, экскреторной урографии, мониторинга артериального давления, исследования глазного дна, УЗИ почек);
|
|
7. осложнения ГБ;
8. фармакологические свойства основных классов гипотензивных препаратов, терапевтические дозы препаратов;
9. целевые уровни АД, тактику лечения ГБ, профилактику развития сердечно-сосудистых осложнений;
10. неотложную помощь при гипертонических кризах;
11. критерии временной нетрудоспособности.
III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
III.1. Исходные базисные знания и умения:
Дисциплины | Содержание знаний |
Анатомия | Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Строение сердечной и сосудистой стенки. |
Патанатомия: | Патоморфологические проявления артериальной гипертензии. |
Патофизиология | Регуляция артериального давления в норме. |
Пропедевтика внутренних болезней | Методы физикальной, лабораторной и инструментальной диагностики гипертрофии миокарда левого желудочка. Методика измерения артериального давления. |
Фармакология | Фармакологическое действие основных классов гипотензивных препаратов. Умение выписать рецепты. |
III.2. Вопросы для самоподготовки:
Вопросы для самоподготовки | Письменные задания |
1. Этиология и патогенез развития ГБ. | 1. Нарисовать строение сердечной и сосудистой стенок. 2. Написать (нарисовать) ЭКГ - и ЭхоКГ - признаки гипертрофии левого желудочка. 3. Написать в виде рецептов основные группы гипотензивных препаратов для лечения ГБ (ингибиторы АПФ, В-адреноблокаторы, антагонисты кальция, мочегонные). 4. Написать схему ступенчатого подхода к лечению ГБ. |
2. Факторы риска развития ГБ и их стратификация. | |
3. Классификация ГБ. | |
4 Клиническая картина ГБ. | |
5. Лабораторные данные, показатели ЭКГ, ЭхоКГ, РЭГ, изменения сосудов сетчатки, УЗИ почек, экскреторная урография при ГБ. | |
6. Дифференциальный диагноз. | |
7. Принципы лечения ГБ. | |
8. Профилактика ГБ. |
IV. Вид занятия – практическое занятие.
V. Продолжительность – 4 академических часа.
VI. Оснащение: таблицы, схемы, наборы ЭКГ и ЭхоКГ, анализов крови, мочи, РЭГ, УЗИ почек, мониторинга АД, учебно–методическое пособие к практическим занятиям по данной теме, учебные пособия «Схема истории болезни», «Классификации заболеваний внутренних органов с примерами формулировки диагнозов», «Справочник лекарственных средств, применяемых в клинике внутренних болезней», тренинговая компьютерная программа «Диагностика внутренних болезней», мультимедийный атлас, контролирующая компьютерная программа «ФАКТЕР», наборы контролирующих тестов по теме, ситуационных задач.
Аппаратура – негатоскоп, ЭКГ - и Эхокардиограф, аппарат УЗИ, ЭВМ.
VII. Cодержание занятия: