Гипертоническая болезнь

I. Тема и её актуальность: «Гипертоническая болезнь» (ГБ). Гипертоническая болезнь – хроническое заболевание, основным проявлением которого является синдром артериальной гипертензии (АГ). Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин (Р.Г. Оганов с соавт., 2000 г.). ГБ (эссенциальная, первичная АГ) развивается преимущественно у лиц среднего возраста как результат дисфункции корковых и гипоталамических структур головного мозга и нарушения регуляции вазомоторной системы на фоне генетической предрасположенности, нейрогуморальной активации симпатической нервной системы, активации ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, эндотелиальной дисфункции, нарушения водно-солевого баланса и вазоконстрикции с ремоделированием сердечно-сосудистой системы. Для формирования ГБ особое значение имеют психоэмоциональные нагрузки, особенности образа жизни пациента. Значительный удельный вес ГБ в структуре заболеваемости среди лиц трудоспособного возраста определяет актуальность своевременной диагностики, рационального лечения и профилактики.

II. Цель занятия: Изучение современных методов диагностики, лечения и профилактики ГБ, умение оказать неотложную помощь при гипертонических кризах, провести дифференциальную диагностику между первичной и симптоматическими АГ.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

● собрать анамнез заболевания и жизни у больного ГБ, выявление факторов риска развития заболевания и их стратификацию;

● провести осмотр и физикальное обследование органов сердечно-сосудистой системы (пальпация, перкуссия, аускультация);

● сформулировать диагноз согласно современной классификации;

● назначить дополнительные методы исследования и дать оценку их результатам;

● провести дифференциальный диагноз с симптоматическими АГ;

● назначить лечение (медикаментозное и физиотерапевтическое);

● оказать неотложную помощь при неосложненном и осложненном гипертонических кризах;

● провести экспертизу трудоспособности больного.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

1. регуляцию артериального давления в норме;

2. современную этиологию и теории патогенеза гипертонической болезни;

3. патоморфологические проявления артериальной гипертензии;

4. современную классификацию ГБ;

5. клиническую картину ГБ;

6. диагностические критерии ГБ (показатели общего анализа крови, мочи, анализа мочи по Нечипоренко, по Зимницкому, электрокардиографии, реоэнцефалографии, эхокардиографии, экскреторной урографии, мониторинга артериального давления, исследования глазного дна, УЗИ почек);

7. осложнения ГБ;

8. фармакологические свойства основных классов гипотензивных препаратов, терапевтические дозы препаратов;

9. целевые уровни АД, тактику лечения ГБ, профилактику развития сердечно-сосудистых осложнений;

10. неотложную помощь при гипертонических кризах;

11. критерии временной нетрудоспособности.

III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

III.1. Исходные базисные знания и умения:

Дисциплины Содержание знаний
Анатомия Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Строение сердечной и сосудистой стенки.
Патанатомия: Патоморфологические проявления артериальной гипертензии.
Патофизиология Регуляция артериального давления в норме.
Пропедевтика внутренних болезней Методы физикальной, лабораторной и инструментальной диагностики гипертрофии миокарда левого желудочка. Методика измерения артериального давления.
Фармакология Фармакологическое действие основных классов гипотензивных препаратов. Умение выписать рецепты.

III.2. Вопросы для самоподготовки:

Вопросы для самоподготовки Письменные задания
1. Этиология и патогенез развития ГБ. 1. Нарисовать строение сердечной и сосудистой стенок. 2. Написать (нарисовать) ЭКГ - и ЭхоКГ - признаки гипертрофии левого желудочка. 3. Написать в виде рецептов основные группы гипотензивных препаратов для лечения ГБ (ингибиторы АПФ, В-адреноблокаторы, антагонисты кальция, мочегонные). 4. Написать схему ступенчатого подхода к лечению ГБ.
2. Факторы риска развития ГБ и их стратификация.
3. Классификация ГБ.
4 Клиническая картина ГБ.
5. Лабораторные данные, показатели ЭКГ, ЭхоКГ, РЭГ, изменения сосудов сетчатки, УЗИ почек, экскреторная урография при ГБ.
6. Дифференциальный диагноз.
7. Принципы лечения ГБ.
8. Профилактика ГБ.

IV. Вид занятия – практическое занятие.

V. Продолжительность – 4 академических часа.

VI. Оснащение: таблицы, схемы, наборы ЭКГ и ЭхоКГ, анализов крови, мочи, РЭГ, УЗИ почек, мониторинга АД, учебно–методическое пособие к практическим занятиям по данной теме, учебные пособия «Схема истории болезни», «Классификации заболеваний внутренних органов с примерами формулировки диагнозов», «Справочник лекарственных средств, применяемых в клинике внутренних болезней», тренинговая компьютерная программа «Диагностика внутренних болезней», мультимедийный атлас, контролирующая компьютерная программа «ФАКТЕР», наборы контролирующих тестов по теме, ситуационных задач.

Аппаратура – негатоскоп, ЭКГ - и Эхокардиограф, аппарат УЗИ, ЭВМ.

VII. Cодержание занятия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: