Некоронарные заболевания миокарда

I. Тема и её актуальность: «Некоронарогенные заболевания миокарда». Некоронарогенные заболевания миокарда (НЗМ) представляют собой болезни миокарда, не связанные с нарушением коронарного кровообращения, пороками сердца, артериальной гипертензией, и, возникая при различных патологических процессах, часто играют второстепенную роль среди клинических проявлений.

Среди НЗМ наибольшее значение имеют миокардиты и кардиомиопатии. Кардиомиопатия – первичное поражение миокарда, вызывающее нарушение функций сердца и не являющееся следствием заболеваний венечных артерий, перикарда, артериальной гипертензии или воспаления. Миокардит представляет собой воспаление сердечной мышцы, сопровождающееся её дисфункцией. Актуальность проблемы НЗМ обусловлена большой распространенностью среди лиц трудоспособного возраста, прогрессирующим поражением сердечной мышцы, приводящим к быстрому развитию сердечной недостаточности, ранней инвалидизации и высокой летальности больных.

II. Учебные цели: Овладение практическими навыками и умениями диагностики, лечения и профилактики НЗМ.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

· этиологию и патогенез некоронарогенных заболеваний миокарда;

· современную классификацию кардиомиопатий,

· классификацию миокардитов: по этиологии, патогенезу, по течению, степени тяжести, клиническим вариантам;

· клинику кардиомиопатий в зависимости от её форм (гипертрофической, дилатационной и рестриктивной).

· клинические проявления очагового и диффузного миокардитов;

· принципы лабораторной и инструментальной диагностики;

· принципы лечения и профилактики НЗМ, терапевтические дозы препаратов;

· критерии временной нетрудоспособности.

· оценить прогноз заболевания

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· определить этиологические факторы возникновения кардиомиопатий и миокардитов, сочетающие в себе генетические нарушения, экзогенные влияния, аутоиммунные механизмы;

· собрать анамнез у больного НЗМ и выделить жалобы, характерные для миокардита или кардиомиопатии;

· провести общий осмотр и физикальное обследование больного;

· назначить необходимые инструментальные и лабораторные исследования, интерпретировать их результаты, подтвердить наличие НЗМ по результатам ЭКГ, ФКГ, ЭХО – кардиографии, R – графии сердца, биохимического анализа крови;

· выделить диагностические критерии миокардита (большие и малые);

· выявить клинические варианты кардиомиопатий;

· сформулировать клинический диагноз НЗМ согласно современным классификациям;

· провести дифференциальный диагноз между НЗМ и другими болезнями сердечно – сосудистой системы;

· определить основные направления лечения, назначить адекватную медикаментозную терапию;

· лечение осложнений

· провести экспертизу трудоспособности больного;

· определить меры профилактики.

III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

III.1. Исходные базисные знания и умения:

Дисциплины Содержание занятий
Патофизиология Патологические аспекты нарушения внутрисердечной гемодинамики при поражении миокарда. Единство патофизиологических механизмов развития сердечной недостаточности при различных формах НЗМ. Патологическая картина очагового или диффузного миокардита. Гипертрофия межжелудочковой перегородки, увеличение массы миокарда, расширение полостей сердца при кардиомиопатиях.
Гистология Гипертрофия мышечных волокон, миоцитолиз. Гистологические признаки миокардита – воспалительная инфильтрация миокарда с дегенеративными изменениями прилежащи кардиомиоцитов.
Биохимия Биохимические нарушения, характерные для различных форм НЗМ. Роль ферментов клеток воспалительного инфильтрата (кислой фосфатазы, b-глюкуронидазы, аминопептидазы).
Фармакология Знание механизма действия препаратов, применяемых для лечения миокардита, кардиомиопатии. Особенности действия препаратов, влияющих на электролитный обмен, анаболических стероидов, препаратов, направленных на лечение хронической сердечной недостаточности.

III.2. Вопросы для самоподготовки:

Вопросы для самоподготовки Письменные задания
1. Этиология кардиомиопатий, миокардитов. Роль экзогенных и генетических факторов. 1) Нарисовать схему патогенеза дилатационной кардиомиопатии
2. Классификация НЗМ 2) Нарисовать схему патогенеза миокардита.
3. Клиническая картина 3) Написать классификацию кардиомиопатий.
4. Осложнения НЗМ 4) Написать классификацию миокардитов
5. Лабораторные и инструментальные методы диагностики НЗМ 5) Перечислите функциональные и специфические кардиомиопатии.
6. Дифференциальный диагноз 6) Нарисуйте ЭКГ – признаки, возникающие при дилатационной кардиомиопатии, миокардите.
7. Лечение дилатационной, гипертрофической, рестриктивной кардиомиопатии 7) Назовите осложнения рестриктивной, гипертрофической кардиомиопатии.
8. Лечение миокардита 8) Назовите осложнения, возникающие при миокардите.
9. Прогноз и осложнения. 9) Составьте таблицу дифференциальной диагностики различных вариантов кардиомиопатий.
10) Составьте таблицу дифференциальной диагностики НЗМ с артериальной гипертензией, приобретёнными и врождёнными пороками сердца, с ИБС.
11) Напишите в виде рецептов препараты для лечения: дилатационной, рестриктивной, гипертрофической кардиомиопатий; миокардита (ингибиторы АПФ, β – адреноблокаторы, сердечные гликозиды, диуретики, антиаритмические препараты, антогонисты медленных кальциевых каналов, НПВС, дезагреганты).
12) Определите меры профилактики НЗМ.

IV. Вид занятия: практическое занятие.

V. Продолжительность: 4академических часа.

VI. Оснащение: таблицы, схемы, наборы R-грамм, электрокардиограмм, фонокардиограмм, заключений эхокардиографии, лабораторных анализов, учебно–методическое пособие к практическим занятиям по данной теме, учебные пособия «Схема истории болезни», «Классификации заболеваний внутренних органов с примерами формулировки диагнозов», «Справочник лекарственных средств, применяемых в клинике внутренних болезней», тренинговая компьютерная программа «Диагностика внутренних болезней», мультимедийный атлас, контролирующая компьютерная программа «ФАКТЕР», наборы контролирующих тестов по теме, ситуационных задач.

Аппаратура – негатоскоп, электрокардиограф, фонокардиограф, эхокардиограф, ЭВМ.

VII. Содержание занятия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: