Сопротивление, которое возникает при стремлении перекатывания одного тела по поверхности другого называется трением качения. Оно характеризуется коэффициентом трения качения, который имеет размерность длины. Причиной трения качения является смещение нормальной реакции в сторону движения (рис. 1.36,б). Если бы нормальная реакция совпадала с линией действия силы тяжести, то перекатывание тела происходило бы под действием сколь угодно малой силы (рис. 1.36,а), что противоречит опыту.
Величина смещения k нормальной реакции в направлении действия силы называется коэффициентом трения качения. Это смещение обусловлено деформацией колеса и полотна дороги. Так, деформация стальных колес трамвая при перекатывании по стальным рельсам очень мала. Это обуславливает низкий коэффициент трения качения.
В предельном случае, когда возникает тенденция к качению тела, имеет место зависимость
(1.22) |
Очевидно, качение колеса возможно только в том случае, когда момент активной силы превышает момент трения качения, то есть при .
|
|
Для большинства материалов k/R меньше коэффициента трения скольжения f, поэтому в инженерной практике стремятся заменять скольжение качением (колеса машин, катки, шариковые подшипники и т.п.).