double arrow

Д) духовными предпосылками являются мифы (охватывающие как природные, так и социальные явления) и начальные знания о природе

Теперь – подробнее. Формирование философского мировоззрения в Древнем Китае происходило в период постепенного разложения родоплеменного строя и перехода к обществу с государственным устройством. В целом для Китая этот период датируется XIII – V вв. до н. э. В это время наблюдался рост имущественного и социального неравенства, возникла частная собственность, классовое деление общества. Появилась политическая власть, государства. Активизировалось развитие земледелия, ремесел, создавались и использовались орудия труда из железа, что значительно повышало производительность труда. Появились деньги, развивались товарные отношения. В данный период в древнекитайском обществе стабильности не было, ибо к существующей борьбе племен добавились войны мелких государств, которые они вели между собой. Люди испытывали страх, вызванный социальными потрясениями. Прежние жизненные ориентиры, относящиеся к родовому обществу, с разрывом родовых отношений были навсегда потеряны. Коллективное родовое «мы» было утрачено. Вместо него появилось множество частных интересов. В таких условиях сама жизнь способствовала появлению особенных членов древнекитайского общества – «совершенномудрых», иди мудрецов, которые были призваны помочь человеку найти жизненные ориентиры, подкрепленные теоретически. Мудрецы пытались осмыслить действительность, чтобы привести общество в состояние стабильности и гармонии.

Однако прежде, чем познакомиться со взглядами выдающихся философов Лао-цзы и Конфуция, скажем несколько слов о древнекитайской мифологии. Для нее были характерны антропоморфизм, зооморфизм первопредков, духов, одушевление природы. Среди важнейших первопредков – прародительница Нюй-ва, создатель всех людей и, может, вещей, а также Фу-си, который научил людей охотиться, довить рыбу, готовить пищу. Верхние половины туловища у изображений этих первопредков были человеческими, а нижние изображались как хвосты дракона (змеи). Очень большое значение имел культ предков, которые обожествлялись как древние мудрые правители и покровители какой-либо деятельности.

В древнекитайской мифологии можно встретить два варианта космогонии:

1) первобытный хаос в виде пустоты и туманности породил пространство и время, которые, в свою очередь, породили частицы (ци). Чистые и легкие ци взметнулись вверх и образовали небо, тяжелые и мутные ци сгустились и образовали землю. Концентрированные ци неба и земли образовали космические начала, или принципы, инь и ян;

2) из первоначального хаоса родился всечеловек Паньгу (или Пань-гу, что дословно переводится как «блюдо древнее»), который расколол первобытный мрак на землю и небо, а части умершего Паньгу стали объектами природы иди ее силами. Дыхание Паньгу стадо ветром и облаками, голос – громом, левый глаз стал Солнцем, правый – Луной, реки возникли из крови, дороги – из жил, почва из плоти, травы, цветы, деревья – из кожи и волос на теле, молния – из блеска глаз. Люди произошли из ползавших по телу Паньгу паразитов. Обратите внимание: космос возникает как новый Паньгу, новый всечеловек (т. е. зарождается мысль о связи (соответствии) между человеком (микрокосмом) и макрокосмом, или космосом, с его стихиями и объектами).

В древнекитайской литературе говорится о 5 началах мира. Это вода, огонь, дерево, металл, земля. Главное божество в мифах – Небо. Это Верховный предок, управитель, всеобщий прародитель. Появляется мысль о том, что рожденный из хаоса космос движется и изменяется во взаимодействии противоположностей. Одна противоположность вызывает другую. Речь идет прежде всего о противоположных принципах инь и ян. Сначала они обозначали очевидные из наблюдаемых противоположностей: отца и мать, небо и землю, верх и низ, день и ночь... Позже они были осмыслены как обобщение всех возможных противоположностей, как их символ. Инь и ян дополняют друг друга, взаимопроникают, обеспечивают гармоническое равновесие в мире. Ян – это активное, всепроникающее, легкое, светлое, как бы мужское начало, управляющее небом. Инь – пассивное, тяжелое, темное начало, как бы женское, управляющее землей. Чередование и взаимодействие инь и ян называется путем Дао, который проживают все вещи. «Дао» буквально означает «путь», «метод». Это естественный ход вещей, безличный мировой закон, которому подчинены и природа, и люди. Это и космический, и нравственный закон одновременно.

Графическое изображение мира – Великий Предел, круг, т. е. символ бесконечности; «глазки» противоположного цвета говорят о неразрывности инь и ян, о том, что они предполагают друг друга.

В мифах человек выступал посредником между Небом и землей, которому лучше ничего не менять, просто следовать естественному ходу вещей. Идеальными (в сравнении со «смутным» настоящим) казались прошлые времена (родовое общество), когда люди жили в гармонии с природой, были нравственнее. Сознание древнего китайца было ориентировано на природный круговорот (смена времен года, дня и ночи), это также способствовало мысленному постоянному возвращению в самое начало, в глубокую древность. Одной из причин постигшего людей зла считалось забвение ими законов древности, древних ритуалов.

2) К основным философским школам относятся, прежде всего, даосизм и конфуцианство.

Основоположником даосизма является Лао-цзы (VI в. до н. э.). «Цзы» означает и «мудрец», и «ребенок»; в этом можно усмотреть отражение чистоты и искренности философии вообще, к тому же считалось, что мудрец – дитя народа и вещает от имени Неба (мудрецов действительно не назначали «сверху»). Он занимал должность главного хранителя архива Чжоуского двора и тоже, естественно, застал время общественной нестабильности. Вот что он видел: «Аудиенции совсем прекращены, поля совсем заросли, амбары совсем опустели. Одеваются в узорчатый шелк, припоясывают острые мечи, пресыщаются едой и питьем, богатство копят с излишком. Все это – разврат и расточительство, не Дао». Чтобы не допустить взрыва народного недовольства, власти множат указы и запреты; нарушается простота отношений между людьми, в первую очередь, из-за растущего бюрократизма. «Когда в Поднебесной растет число запретов и табу – народ все более беднеет. // Когда у народа растет число острого оружия – в царстве и царствующем доме все больше смут. // … // Когда множатся статьи законов и приказов – все больше появляется воров и разбойников... // О несчастье, опора счастья! О счастье, ложе несчастья! // Кто знает их предел? Он в отсутствии прямоты! // Прямота превратилась в хитрость, добро превратилось во зло». Таким образом, во взглядах Лао-цзы нашли свое отражение противоречия тогдашней жизни. Добро и зло противостоят друг другу и взаимодействуют. Лао-цзы демонстрирует начатки диалектического мышления: «Если есть ущербное, то есть и совершенное, // Если есть кривое, то есть и прямое, // Если есть пустое, то есть и полное …». «Чтобы нечто уничтожить, нужно прежде вырастить его, // Чтобы нечто отнять, необходимо прежде дать его…».

Основное понятие для Лао-цзы – путь Дао. Дао – естественный ход вещей, безличный мировой закон, которому подчинены и природа, и люди; это и космический, и нравственный закон одновременно. Дао это первоначало и первооснова всего. Путь «Дао» – «мать всех вещей» (или «праотец»), вечный и вездесущий, не сотворенный никем, «растекающийся повсюду».

Однако характеристики Дао в даосизме достаточно туманны и противоречивы, и не только из-за художественно-поэтической формы описания «Дао». А. Н. Чанышев утверждает, что даосизм включает учение о двух «Дао»: безымянном (постоянном) Дао и Дао, обладающем именем. Этот вывод ученый делает, анализируя противоречивые характеристики Дао. Так, о Дао говорится, что оно бестелесно, но тут же утверждается, что в его глубине скрыты тончайшие частицы. Дао «туманно», «неопределенно», но в «его туманности и неопределенности содержатся образы» и «скрыты вещи». Дао «мельчайшее», но «бесконечное», оно «пусто», «ничтожно», но «неисчерпаемо». Оно «постоянно осуществляет недеяние», однако «нет ничего такого, что бы оно не делало». Оно «не изменяется», но «повсюду действует». То есть, пишет А. Н. Чанышев, если предположить, что речь идет о двух Дао, то Дао, обладающее именем, состоит из мельчайших частиц (ци), «мать всех вещей» (содержит в себе образы-вещи), бесконечно, неисчерпаемо, действует везде. А безымянное Дао одиноко, бездеятельно, бестелесно, пусто, неопределенно, ничтожно... Но оба Дао связаны друг с другом, переходят друг в друга.

Лао-цзы рассматривает связь небытия и бытия, которые «порождают друг друга». В мире «все рождается в бытии, а бытие рождается в небытии». А. Н. Чанышев считает, что можно отождествить небытие с Дао безымянным, а бытие – с Дао, имеющим имя, исходя из приведенных выше характеристик. Небытие все же первично, порождает бытие (Дао, имеющее имя), физическим аналогом которого являются небо и земля. Вещи имеют опорой бытие, но, в конечном счете, непрочны, возвращаются в небытие, к своему глубинному началу, к сущности. Все в мире находится в движении и изменении, на определенной ступени развития переходит в свою противоположность, что возможно благодаря чередующимся принципам инь и ян. Дао присуща творческая сила Дэ, через которую Дао проявляется в вещах при взаимодействии инь и ян. Дэ выступает индивидуальной конкретизацией вещей: «Дао рождает вещи, Дэ вскармливает их». Над Дао нет судьбы.

Таким образом, к основным понятиям даосизма относится также


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: