Средневековая философия

К основным социокультурным условиям формирования средневековой западноевропейской философии относят:

Ø Постепенное зарождение и развитие феодальных отношений,

Ø Падение Западной Римской империи с переходом власти к варварским вождям,

Ø Интеграция и языковая ассимиляция местных и вторгшихся племен приводили к возникновению новых народностей, впоследствии – современных наций и государств,

Ø Развитие христианства, которое стало господствующей идеологией в Европе,

Ø Противоречивое влияние философии античности.

Теперь подробнее. Началом исторического периода, называемого «средние века», иногда считают 410 год (когда вестготы напали на Рим и разрушили его, хотя фактически Римская империя распалась на две части еще в 395 г.). Настоящая причина упадка Римской империи – не в нападении вестготов, а в глубоком экономическом, политическом, социальном и духовном кризисе. Рабовладельческая система уже себя изжила. Усиление тирании, обогащение верхушки общества, тяжелое положение рабов и свободной бедноты вело к углублению социального и экономического неравенства, к социально-экономическим и политическим антагонизмам. Во ІІ веке появился колонат, особая форма зависимости сельского населения, прикрепленного к земле. Колон – это арендатор небольшого земельного участка у крупного землевладельца. За пользование землей он платил оброк. Колонат был промежуточным этапом между рабством и крепостничеством и стал экономической основой зарождения феодальных отношений. Поэтому исторический отсчет средневековью иногда начинают именно со ІІ века.

Главной специфической чертой средневековой философии является ее связь с религией. Рассмотрим западноевропейскую средневековую философию, которая по своему содержанию являлась, преимущественно, христианской. Кроме христианства, на ее становление оказало влияние античное философское наследие.

Если античная философия была, преимущественно, космоцентрична, то средневековая – теоцентрична. Бог – ее центральное понятие, все остальные понятия соотнесены с Ним и определяются через Него. Основной онтологический тезис: Бог сотворил мир из ничего, актом Своей доброй воли и продолжает его поддерживать. Такая точка зрения называется теизмом. Время «выпрямляется» и становится линейным, история обретает смысл и направленность – от сотворения мира Богом через явление Иисуса Христа к Страшному Суду.Откровения Бога есть в Библии, изучение которой – основной путь богопознания. Ключ к богопознанию – религиозная вера. Вера выше разума, который ей подчинен. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, что означает: человек наделен бессмертной разумной душой и свободой воли, т.е. свободой выбора между добром и злом. Все зло в мире проистекает от свободной воли человека.

Основное философское направление в средние века называется схоластика (от слов «школьный», «ученый» – в VIII – IX веках философия преподавалась в школах при монастырях), развитие которой занимает период с конца VIII – IX в. до XIV – XV веков.

Периоду схоластики предшествовали периоды апологетики и патристики.

Апологеты (от греч. «защищаюсь», «оправдываюсь») защищали складывающиеся христианские догматы и обосновывали их. Защищали от Римских властей, влияния языческой религии и античной философии. Апологеты обсуждали догмат о Троице, о сотворении мира из ничего, о природе человека и его душе, о его целях, о двойственной природе Иисуса Христа.

К IV – V векам сложилась патристика (сочинения «отцов церкви») – ранняя христианская философия, в которой формулировались исходные догматы христианско-философской мысли. Основная ее проблематика: связь человека и Бога, разума и веры, философии и теологии, божественного предопределения и свободы воли. К наиболее известным «отцам церкви» относятся Ориген (II – III вв.), считавший, что философия это лучшее введение в христианское вероучение, Тертуллиан (II – III вв.), утверждавший, что вера и разум это два несовместимых способа отношения к миру, и вера не укладывается в каноны разума. Тертуллиан высказался так: «Верую, ибо нелепо». Одним из основных «отцов церкви» был Аврелий Августин (IV – V вв.). Он считал, что вера предшествует пониманию, но все же требует для своего подкрепления разума. Разум должен не дополнить веру, не проверить, а усилить. Подлинная свобода проявляется в осознании необходимости следовать Христу. Сущность человека – в его разумной бессмертной душе, которая приспособлена для управления телом. Душой обладает только человек. Сущность души заключается не столько в разумно-мыслительной, сколько в волевой ее деятельности.

Представители схоластики уже располагали основными христианскими догматами, упорядочивали их дальше, делая их более доступными для людей. Задача философии – не самостоятельное исследование действительности, а поиски рациональных путей доказательства истинности христианских догматов. Не искать истину (она уже дана в Откровении), а изложить ее и доказать с помощью философии (разума). С помощью разума легче проникать в истины веры, исключить критику ее положений. Философия превращается в служанку богословия. Общие проблемы схоластики – соотношение веры и разума, Бога, природы и человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: