Антропологический материализм Фейербаха

«Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, вединственный, универсальный и высший предмет философии...». Фейербах критиковал не только идеализм, но и вульгарный (по выражению Энгельса) материализм XIX века (от лат. vulgaris «обыкновенный», «простой»), отрицающий специфику сознания, которое сводилось к веществу. По Фейербаху, сущность человека – прежде всего чувственность, многообразие его переживаний, жизнь ума и сердца. Вне природы и человека нет ничего (даже сверхъестественные представления религии – это фантастическое отражение в сознании человека существа природы или же его собственной сущности). Природное бытие – объективная реальность. Материя – чувственно воспринимаемая вещественность. Природа вечна, в ней всё взаимодействует. Она изменяется во времени, развивается. Всё движется. Пространство и время – формы бытия всего сущего. Фейербах убежден в познаваемости мира. То, что мы еще не познали, познают наши потомки. Фейербаху присущ материалистический сенсуализм, но не в крайнем виде. Чувства – опора мышления, его источник и критерий его истинности. Им принадлежит приоритет в познании. Мышление связывает и обобщает то, что дано в чувствах. («Новая философия» есть возведенное к разуму сердце). Разум, чувство и воля – признаки истинно человеческого в человеке. Отдельный человек не заключает в себе человеческой сущности. Она раскрывается только в общении, в единстве человека с человеком. Носитель человеческой сущности – не изолированное «я», а взаимосвязь (диалог) Я и Ты. Человек в общении с человеком, единство Я и Ты есть Бог. «Новая философия» Фейербаха опирается «на истину любви...». Любовь – как критерий истины и вообще бытия. «Чего мы не любим, чего нельзя полюбить, того нет. А чего нельзя полюбить, тому нельзя молиться». «Существует только то, что является объектом страсти...». Но любовь Фейербах понимал шире, чем любовь между полами. Любовь и кпредметам вообще (потребность в них, устремленность к обладанию ними, испытываемые чувства радости, когда они есть, и страдания, когда их нет). Эти эмоции свидетельствуют, что вещи – объективная реальность.Новая философия – этика любви. «Любовь к человеку должна быть высшим и первым законом человека». Вообще, всякая взаимная связь двух людей есть религия. Фейербах рассматривал общество натуралистически, как человеческий род, который сводится к сумме природных индивидов. Общество – высшая ступень природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: