Философия Нового времени и Просвещения

Новое время – преимущественно, XVII век. Для этого периода характерно интенсивное развитие научного знания, что было обусловлено, в первую очередь, развитием мануфактурного производства. Ранние буржуазные революции открывают путь развитию капитализма. Промышленная революция вызвала к жизни научную революцию XVI – XVII веков и возникновение науки в собственном смысле слова. В этот период происходит развитие экспериментального способа исследования природы (начало этому было положено еще в XIII веке). Развиваются и математические способы обработки результатов экспериментов.

Самая важная особенность философии Нового времени – ее ориентация на науку, связь с проблемами научного познания. На первое место выходит изучение самого процесса познания природы, особенно поиски истинного метода ее познания. Считалось, что объективные знания, полученные при помощи достоверного метода исследования природы, примененного деятельным человеком, обеспечат ему господство над ней. Формируются два противоположных направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм провозглашал, что основное содержание научного знания получается из чувственного опыта; в разуме нет ничего, чего прежде не было бы в чувствах. Разум не привносит нового знания, только систематизирует данные чувственного опыта. Рационализм утверждает, что основное содержание научного знания получается из деятельности разума, рассудка и интеллектуальной интуиции. Чувственное познание лишь подталкивает разум к деятельности.Основоположник эмпиризма – английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), выдающимся представителем рационализма является Рене Декарт (1596-1650).

Наука рассматривалась как главное средство утверждения достоинства и могущества человека, источник его свободы и счастья, высшая духовная ценность. Она не должна носить созерцательный характер (как, в основном, было прежде), она должна приносить практическую пользу.

Кроме того, философы Нового времени активно разрабатывали социально-философскую проблематику (теория договорного происхождения государства, развивается теория естественного права), рассматривали онтологические (например, о субстанции) и антропологические проблемы.

Подробнее о конкретных представителях философии Нового времени (оФренсисе Бэконе, Рене Декарте, Томасе Гоббсе, Джоне Локке, Готфриде Лейбнице, Бенедикте Спинозе и др.) – в рекомендованной литературе.

Философия эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения – XVII – XIX века. Можно рассмотреть на примере французского Просвещения (XVIII век). Это было время активного роста авторитета наук, знания по отношению к вере. Центральная идея просветителей: разум, прогресс в просвещении, воспитании, разумные реформы в законодательстве – вот главное средство совершенствования общества, главная движущая сила общественного развития, путь к счастью. Воспитание (как разума, так и чувств) – основное средство разрешения противоречий между личностью и обществом. Теология критикуется с позиций разума. Для философских взглядов характерны призывы к свободе научного и философского мышления, выступления за свободу совести и против религиозного фанатизма. Рассматриваются онтологические, гносеологические, социально-политические проблемы. Развиваются теории общественного договора (договорного происхождения государства) и естественного права. В работах философов встречаем критику паразитического образа жизни монарха и аристократии, критику деспотизма абсолютистской монархии, развращенности духовенства.

Подробнее о конкретных представителях этого периода (Жан-Жак Руссо, Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро и др.) – в рекомендованной литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: