Религиоведческий аспект учения Фейербаха

Философия и религия существенно отличаются. Философия есть дело разума, а «религия – дело душевного настроения и фантазии». По Фейербаху, основа религии – прежде всего чувство зависимости человека от природы, особенно в первобытном обществе, где человек особенно зависел от неподвластных его воле стихий. Самое распространенное проявление зависимости – страх (от бессилия). Природа – начальный объект религии. Бог на этой стадии развития человечества – обожествленное существо природы. Но, так как человек первоначально не выделял себя из природы, то последняя представлялась ему как живое, человеческое существо (не отличали природу от себя). Т.е. в низших формах религии, где человек почитает даже неодушевленные предметы, он обращается, по сути, к самому себе. «Только своим объединением с другими людьми в общине человек приходит к разграничению своей сущности от природы и... к Богу, отличному от природы... (т.е. сверхъестественному Богу). Вера в Бога как всемогущего властелина вселенной и упование на его помощь в получении жизненных благ возникает в условиях, когда люди бессильны обеспечить себя этими благами и страдают от этого. В этом смысле «Бог есть то, в чем человек нуждается для своего существования». «Боги – это реализованные желания людей». Т.е. на более высокой стадии развития религии «Бог есть стремление к счастью, <...> нашедшее свое удовлетворение в фантазии». Христианский Бог, по Фейербаху, это фантастический образ в сознании людей, который в определенной мере отражает их собственную сущность. Бог есть обожествленная духовная сущность человека, которая от него обосабливается и предстает как самостоятельное существо. Т.е. Бог из творения человека превращается в его творца. Наделяя Бога человеческими совершенствами, человек отрицает их в себе, «...чтобы Бог был всем, человек должен сделаться ничем». «Вера в Бога как в необходимое условие добродетели есть вера в ничтожество добродетели самой по себе». «Бог любит всех людей лишь тогда и потому, что они христиане или <...> желают быть ими». Вообще, «христианская любовь любит только все христианское». Этим Фейербах подчеркивает ограниченность христианского человеколюбия. Фейербах считает, что выражение «любите врагов ваших» относится к личным врагам, а не к врагам веры. И вообще, кто не за Христа, тот против него. Фейербах подчеркивает такие нетерпимость религии. Критикуя религию, Фейербах упрекает и атеистов за то, что они занимались доказательством небытия Бога, а это сразу отталкивало верующих. А нужно было выяснить сущность Бога (как это сделал он сам). Религия ведет к консерватизму в политике: «Все оставить таким, каково оно есть, – вот необходимый вывод из веры в то, что Бог правит миром». Преодоление религии возможно на основе преодоления реальной зависимости человека от противостоящих сил природы и общества.

На место веры в Бога нужно поставить веру человека в самого себя, в то, что его судьба от него же и зависит. Главное средство преодоления религиозных предрассудков – образование.

Так как периоды в истории человечества отличаются, по Фейербаху, лишь переменами в религии, то на пороге новой эпохи должна прийти новая религия. Ею и призвана стать «философия будущего», или «новая философия», т.е. собственно философия Фейербаха. Это религия без Бога. Фейербах проповедует «религию любви». «Мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственно истинную религию». «Человек человеку Бог». Тем самым Фейербах культ Бога трансформирует в культ человека. Критика религии связана у Фейербаха с критикой идеализма. Идеализм, как думает философ, вырастает из религии, это рациональный теизм. Природа есть подлинное начало философии, а не абстракция, мысль (например, абсолютная идея у Гегеля, взятая как исходное философское понятие). Человек – высшее произведение природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: