Философия Иммануила Канта (1724 - 1804)

В философии Канта можно выделить 2 периода: «докритический» и «кри­тический».

«Докритический» период

Кант выступает в этот период как теоретик естествознания: теоретически анализирует события природы, т.е. объясняет их строгими логическими рассуждениями и доказательствами. В 1755 г. Кант пишет «Всеобщую естественную историю и теорию неба», где исследует вопрос возникновения Вселенной. Кант отрицает неизменяемость природы, утверждая бесконечность процесса развития мира, демонстрируя диалектический взгляд на Вселенную (хотя и на основе механики). Кант не пользуется идеей божественного первотолчка. Первоначально Вселенная представляла собой облако из хаотически рассеянных в мировом пространстве различных частиц материи. Под влиянием присущей им силы притяжения они двигались друг к другу, причем частицы с большей плотностью собирали вокруг себя вою материю с меньшей плотностью. Однако действовали и силы отталкивания, и в результате их совместного с силами притяжения действия частицы отклонялись от прямолинейного движения в круговое возле центра притяжения. Он стал Солнцем. Так же появились и планеты. Бог сотворил хаотическую первоматерию (облако из частиц), из которой далее естественным образом, по законам ньютоновской механики, возник мир. Эту точку зрения можно назвать деизмом. Кант также задается вопросом о том, что со Вселенной будет дальше. В результате того, что со временем движение планет вокруг раскаленного центрального тела замедлится, планеты низвергнутся на него, что приведет к увеличению жара, масса будет рассеяна на частицы, а из них потом опять образуются планеты; все это произойдет естественным путем. Вселенная будет и дальше создавать новые миры.

Кант исследовал также вопрос о роли приливов и отливов и доказал, что из-за них скорость суточного вращения Земли замедляется. Его интересовала также проблема землетрясений и другие проблемы естественнонаучного характера.

Размышляя над проблемой происхождения Солнечной системы, Кант указывал на трудность понимания происхождения живых существ (в сравнении с пониманием происхождения небесных тел). Механистический подход здесь «не срабатывает», нужно выявить неизвестные пока естественные причины (более сложные, чем механистические).

«Критический» период

Его название связано с тремя основными работами, написанными в этот период: «Критика чистого разума» (учение о познании), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика и учение о целесообразности в природе).

Кант впервые поставил вопрос об активности человека как познающего субъекта, совершив при этом, как он сам выразился, «коперниканский переворот» (по аналогии с переворотом Коперника) в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам (Коперник предположил обратное по сравнению с господствующим до него геоцентризмом, т.е. гелиоцентризм). Впервые не характер и структура познаваемого объекта, а познавательная деятельность субъекта – главный фактор познания. Иными словами, исходный пункт в анализе процесса познания – познавательная деятельность субъекта, а не объект познания. До Канта Бэкон, Декарт и другие рассматривали субъективное начало как помеху познанию (например, «идолы» Бэкона), а само познание – как фиксацию поступающих извне, например, от материальных вещей, сигналов (впечатлений). Причем до Канта господствовало представление, что наше мышление познает вещи такими, каковы они в действительности, сами по себе (проявление уверенности в могуществе человеческого разума). В связи с последним – важное замечание. Все кантовские «Критики» предваряет учение о «вещах-самих-по-себе» (или «вещах-в-себе») и «вещах-для-нас». Мир вещей-самих-по-себе – это мир вещей, которые существуют сами по себе, независимо от субъекта познания, т.е. объективно. Они, по Канту, непознаваемы, недоступны теоретическому разуму (науке). Их можно мыслить, но не познать. Мир вещей-для-нас – это чувственно постижимый мир явлений (феноменов). Вещи являют себя нам в наших ощущениях (становятся вещами «для нас», открываются нам в опыте). Вещь никогда не может предстать нам иначе как в явлении. Мы познаем лишь явления, или то, чем вещь является для нас, или то, что нам дано в опыте. То, чем вещь является для нас, отличается от того, что она есть сама по себе.

Так что же понимается в «Критике чистого разума» под вещами-самими-по-себе? Скорее всего, это – закономерные природные (объективные) связи, процессы и взаимодействия (например, физические, химические, биологические), существующие сами по себе.

Теоретический (научный) разум доходит иногда до исследования вопросов, на которые опыт не может дать ответ. Это такие вопросы как вопрос о бытии Бога, о бессмертии человеческой души, о свободной воле человека, о мире как целостности. В опыте они не даны, поэтому, пытаясь их познать, теоретический разум выходит за свои пределы. Кант задается вопросом: какова долина быть действительно сфера философского знания? В тот период в немецких университетах преподавалась наука о душе, о мире как безусловном целом, о Боге; Кант же считал, что философия, изучавшая такие вопросы, как наука невозможна. Предметом теоретической философии должно быть не исследование вещей-самих-по-себе, а критическое исследование познавательной деятельности, т.е. источников, законов и границ познания, а также обоснование необходимости перехода от чистого разума к практическому разуму.

Как, по Канту, возможно новое знание? В «Критике чистого разума» Кант исследует три основные познавательные способности:

1. Чувственность, или чувственное восприятие, т.е. способность к ощущениям.

2. Рассудок, т.е. способность мыслить предмет чувственного созерцания, способность строить суждения, или способность судить о явлениях опыта посредством подведения их под категории.

3. Разум, т.е. способность к умозаключениям.

Примеры суждений: «Этот цветок – роза», «Все люди смертны», «Такой-то студент учится хорошо», «При нагревании воды до 100ºС начинается про­цесс ее кипения» и т.п. Примеры простейших умозаключений: «Все люди смертны. Все ученые – люди. Значит, все ученые смертны»; «Студенты энергетического факультета должны сдавать экзамен по философии. Студент по имени <…> - студент энергетического факультета. Можно заключить, что <...> должен сдавать экзамен по философии». Это – простейшие примеры, а вообще-то стадия разума – стадия создания научных теорий, математических моделей... В результате научного познания природы возникает, конструируется, творится такой неприродный продукт как схемы, понятия, конструкции, подходы, математические модели, теории.

Помимо способности ощущениям наша чувственность имеет так называемые «чистые», т.е. доопытные, точнее, совершенно независимые от всякого опыта (априорные – от лат. a priori) формы, с помощью которых ощущения как - бы упорядочиваются (или в эти формы ощущения как - бы укладываются). Эти формы – пространство и время. Все вещи ориентированы в пространстве и во времени. Пространство и время у Канта это формы нашей чувственности («субъективные», человеческие время и пространство), хотя отчасти это и свойства вещей-самих-по-себе, находящихся вне нас. Противоречие: Кант вроде бы и не разделяет концепцию врожденных идей, однако пишет об априорных формах чувственности. До Канта эмпиризм утверждал, что начинать познание следует с опыта, а потом уже подключается мышление. Рационализм считает разум источником познания. А Кант утверждает, что нам никогда не дана обособленная чувственность, она всегда соединена с рациональными формами (априорными формами пространства и времени). Поэтому можно говорить о чувственно-рассудочной способности человека. Всякое знание с опыта начинается, но не ограничивается им. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный характер. Природные предметы в ходе человеческой деятельности сообразовываются с человеческим познанием и его результатами (а до Канта считали, что наши познания должны сообразовываться с предметами). Не субъективный ли это идеализм? Подумайте.

«А priori» – с лат. переводится «из предшествующего». В «Критике чистого разума» Кант пытается ответить на вопрос: как перейти от эмпирических знаний (частичных, имеющих незавершенный характер, индивидуальную значимость) к истинам научным, теоретическим, имеющим всеобщий, общезначимый, необходимый характер? Если у Декарта врожденными были идеи (истины), т.е. содержание знания (хотя бы потенциально, в виде задатков), то у Канта врожденными (априорными) оказались формы организации познавательной деятельности.

К априорным понятиям, кроме априорных форм чувственности – пространства и времени, относятся категории, аксиомы математики, метафизические проблемы (Бог, свобода воли, бессмертие души). Кант не понял общественной природы категорий. Они у него неизменны, априорны, т.е. нет речи об их историческом формировании. А вообще категории отражают внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи вещей, процессов, явлений (т.е. общие, закономерные связи). В этом смысле категории – это понятия, «предписывающие» законы явлениям природы: данные опыта (природные явления) сообразовываются с категориями, т.е. с человеческим познанием и его формами. В этом смысле Кант говорит о рассудке как «законодателе природы». Есть ли в этом идеализм?

Кантовское понимание процесса познания (он преодолел ограниченность рационализма и сенсуализма): некая вещь-сама-по-себе, воздействуя на наши органы чувств, порождает многообразие ощущений, они упорядочиваются с помощью априорных форм чувственности – пространства и времени. Благодаря пространству и времени мы в состоянии представить себе конкретные предметы внешнего мира. Упорядоченные ощущения составляют предмет чувственного восприятия. Оно – индивидуально, субъективно. Ощущения далее упорядочиваются рассудком. Рассудок с помощью категорий (или сообразно категориям), т.е. основных априорных («чистых») форм мышления, осуществляет переход от индивидуального восприятия к общезначимому, объективному. С одной точки зрения, это нетворческая, классификаторская деятельность (на базе формальной логики). По Канту, отсутствие способности суждения есть то, что называют глупостью, и против этого недостатка нет лекарства. Или у человека есть природная способность суждения, иди ее нет. С другой точки зрения (в то же время), рассудок – это способность составлять обобщенные представления, т.е. получать новое знание.

Категорий Кант выделяет двенадцать, причем, он не объясняет, как они исторически сложились (сформировались): это категории по качеству (единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое)), категории по количеству (реальность, отрицание, ограничение), категории по отношению (субстанция, причинность, взаимность), категории по модальности (возможность, действительность, необходимость).

Рассудок подводит многообразие чувственного материала (ощущений) под единство понятия. Основанием для этого единства является способность самосознания («я мыслю»). Можно сказать иначе: рассудок налагает на материал из ощущений категории, т.е. строит суждения, с ними дальше мы и работаем, т.е. познаем то, что сами мысленно создаем, что сами мысленно конструируем.

Разум руководит деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели, побуждая его к деятельности о помощью идей – представлений о целях и задачах познания. Разум направлен на упорядочение того, что уже упорядочено рассудком. Разум – это способность к самому высокому обобщению, синтезу.

Но теоретический разум по своей природе становится антиномичен (противоречив), когда поддается искушению мыслить то, что выходит за рамки опыта. Нельзя, например, охватить опытом все, весь космос, все тела Вселенной, всю природу в целом (мир в целом сразу в опыте не дан, пока не дан, во всяком случае). Можно мыслить (и доказывать) мир имеющим начало во времени и ограниченным в пространстве, а можно пытаться отстаивать и то, что он не имеет начала во времени и границ в пространстве, что он бесконечен. Можно утверждать, что кроме природной причинности есть еще и свободная причинность, а можно – обратное: нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы. Вообще, где эта свобода? Такие противоречия – это сигнал, что теоретический разум вышел за пределы своих возможностей и пытается проникнуть в область вещей-самих-по-себе (таких как мир в целом, свобода воли), применяя к ним свои категории и принципы.

Здесь мы переходим к работе Канта «Критика практического разума», где философ рассматривает мир нравственности, мир человеческого общения. Практическим разум называется потому, что его функция – руководить поступками человека, т.е. устанавливать принципы, правила нравственного действия (по-греч. «праксис» - «поведение»). То есть гносеология (критика чистого разума) – это еще не вся кантовская философия. Философия, по Канту, призвана научить человека тому, каким нужно быть, чтобы быть человеком. Познание – это не самоцель. Познание должно быть подчинено основным нравственным целям. В этом разделе под вещами-самими-по-себе понимается бытие Бога как сверхъестественной причины мира, бессмертие души и свобода воли. Теоретическое доказательство или опровержение бытия Бога, свободы води и бессмертия души невозможно, ибо теоретически познать, по Канту, мы можем только то, что явилось нам в опыте, а разве эти духовные и умопостигаемые сущности могут быть нам даны в опыте? Нет. Идея свободы воли, хотя и подтверждается опытом, – априорная идея, которая не может быть взята из опыта. Кант писал о двух вещах, которые наполняет его удивлением и благоговением: «звездное небо надо мной» и «моральный закон во мне». Человека можно рассматривать, во-первых, как явление природы, чувствующее существо. В этом отношении он является несвободным, так как подчинен природной необходимости, или законам природы; во-вторых, как нравственное существо, обладающее нравственным самосознанием, а не только чувствами. В таком качестве человек свободен, так как не зависит от природной необходимости, а руководствуется правилами нравственности, свободно следуя законам нравственного поведения. Признание существования свободы воли необходимо, так как без нее невозможно признание личной ответственности за все, что делает человек. Вообще можно сказать, что в этике Канта главным является тезис о том, что человек – существо свободное, укорененное в мире вещей-самих-по-себе.

Возможность идей о Боге и о бессмертии души коренится в присущей разуму свободе выбора. Эти идеи практический разум создал свободно. Это вера, идущая от разума, это философская вера. У Канта религия выводится из морали; идеи Бога, бессмертия души, загробного мира обоснованы практическим разумом. Кант еще в «докритический» период (в 1764 г.) писал, что человеку нужна религия и вера в воздаяние в загробной жизни. Бог для Канта – высший «моральный законодатель». Вера в Бога – гарантия реальности нравственного порядка, так как Он устроил мир таким образом, что, в конечном счете, поступки окажутся в гармонии с нравственным законом и необходимо получат воздаяние в загробном мире. Нравственному человеку присуща мысль о желательности существования загробного мира, где бы осуществилось соответствующее нравственному достоинству высшее благо.

Итак, именно практический разум призван обосновать веру в существование таких сущностей как Бог, бессмертие души и свобода воли. Кант писал о моральной религии, которая заключается не во внешней обрядовости и формулах, а в стремлении сердца к соблюдению божественных заповедей. В единстве моральных норм народов мира Кант увидел единство всех религий (во всяком случае, монотеистических). Именно христианство (истинная религия) является мировой религией, в которой наиболее полно воплощены нравственные принципы. Принимая решение «ограничить знание, чтобы освободить место вере», Кант имел в виду не ограничение познания природы, осуществляемое разумом (это познание безгранично), а ограничение претензий разума на познание сверхопытного (трансцендентного).

Среди правил нравственного поведения (или правил нравственности) Кант выделяет максимы (субъективные правила поведения в связи с конкретной ситуацией) и императивы (правила, выражающие долженствование, объективное принуждение к поступку). Среди императивов есть категорические, т. е. имеющие всеобщую значимость и объективность: например, не лжесвидетельствуй, не кради и т.п. Кант выделяет также и высший закон нравственности (Категорический Императив): поступай так, чтобы максима твоей вoли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства. Можно выразить эту мысль и по-другому: избегай делать человека и человечество только средствами для достижения твоих целей. Подлинно нравственны те действия, в которых они (человек и человечество) – абсолютные цели. Максимы определяются не только разумом, но и чувствами, т.е. чувственной способностью. Руководствуясь этой способностью, человек ставит перед собой такие цели, которые надеется осуществить в своей жизни. Так, он стремится к удовольствию, «приятности жизни». Для человека желание жить лучше, испытывая удовольствия, комфортнее, является естественным. Поэтому для человека как существа, живущего в вещном мире, в природе, подчиненного природной причинности, главным принципом является принцип счастья. Жить в соответствии с принципом счастья – значит жить в соответствии с природой. Но это не значит жить разумно! Человек должен жить по определенным практическим законам, которые не зависят от желаний людей. Императивы связаны с долгом, который выше чувственности. Хотя Кант, как «философ свободы», считает, что человеческая воля свободна и когда действует в соответствии с нравственным долгом, и даже тогда, когда действует согласно чувствам.

Практический разум главенствует над теоретическим: знание только тогда имеет ценность, если оно помогает человеку стать человечнее, реализовать идею добра. Морален только тот поступок, в котором человек свободно выбирает следование долгу. Чтобы осуществить такой выбор, у человека есть совесть – «внутреннее судилище».

Кант считал необходимым освободить людей oт настойчивого влияния духовенства, так как они сами должны определиться в своих религиозных воззрениях. Человек имеет право на критику существующего законодательства и на высказывание мыслей по поводу его улучшения. Вообще, человек должен иметь право свободно высказывать свои взгляды. Особенно это касается философов. Кант не ожидает, что короли начнут философствовать или философы станут королями. Обладание властью неизбежно искажает свободное суждение разума. Но короли не должны допустить, чтобы философы умолкли.

В качестве идеальной формы правления Кант выбрал республику (устройство, предполагающее свободу членов общества как людей, которые как подданные зависят от единого общего законодательства и равны как граждане государства). Это не мешало Канту считать, что лучше всего республиканский идеал можно реализовать в государстве, возглавляемом монархом, который, однако, просвещен и внимает философам. Исполнительная власть должна быть отделена от законодательной. Кант, в общем, революции осуждает, но считает, что если революция уже произошла, ее необходимо принять.

Главными обязанностями людей по отношению друг к другу Кант считал уважение и любовь. Под последней он понимал удовольствие от счастья другого, что побуждает творить благие дела, не связанные с надеждой на вознаграждение (разве что благодарность), и способность сострадать.

В обществе, где царят законы, царит мир. Кант выдвигает идею «вечного мира», решительно осудив войны. Мирный договор уничтожит все причины будущей войны. Ни одно самостоятельное государство не должно быть приобретено другим государством ни по наследству, ни в обмен, ни куплей, ни в виде дара. Постоянные армии должны со временем полностью исчезнуть. Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление других государств. Мораль главенствует над политикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: