Одно возможное оправдание подобного принуждения имеет чисто патерналистский характер. Люди
могут по собственному желанию и в индивидуальном порядке поступать так, как в соответствии с
законом они должны поступать групповым порядком. Каж- дый из них в отдельности недальновиден
и не заботится о будущем. «Мы» знаем лучше «них», что им же будет лучше, если они станут
откладывать на старость больше, чем они готовы откладывать добровольно; убеждать их по
отдельности мы не можем; зато мы можем убедить 51% или больше принудить всех делать то, что
отвечает их же собственному благу. Такой патернализм рассчитан на ответственных людей, так что
даже не нужен предлог заботы о детях или умалишенных.
Те из нас, кто верит в свободу, должны также верить и в свободу людей совершать ошибки. Если
человек сознательно предпочитает жить сегодняшним днем, использовать все свои средства для
сегодняшних удовольствий и намеренно обрекает себя на безрадостную старость, какое мы имеем
право ему мешать? Мы можем спорить с ним, пытаться переубедить его, но разве есть у нас право
|
|
насильственно удерживать его от следования избранному пути? Разве нет всегда возможности
того, что он прав, а мы ошибаемся?
Возможным обоснованием принудительной покупки аннуитета с точки зрения принципов
либерализма является то обстоятельство, что люди, не заботящиеся о своем будущем, не
пострадают от последствий своих собственных действий, но вынудят расплачиваться других. Мы не
хотели бы, говорится в оправдание, видеть неимущих стариков, страдающих от безысходной
нищеты. Мы поможем им за счет частной и общественной благотворительности. И следовательно,
человек, не заботящийся об обеспечении собственной старости, будет опекаться обществом.
Принуждение его к покупке аннуитета оправдывается не его собственным благом, но благом всех
нас.
Весомость этого аргумента явно должна подкрепляться фактами.Если 90% населения станут
подопечными общества в возрасте 65 лет при полном отсутствии обязательного приобретения
аннуитета, этот аргумент будет звучать более убедительно. А если только 1%, то совсем
неубедительно. Какой же смысл ограничивать свободу 99% ограждать себя от расходов, которые
могут быть навя- заны обществу остающимся 1%?
Мнение о том, что значительная часть населения перейдет на иждивение общества, если не
принудить ее приобрести аннуитет, обязано своей убедительностью (в момент введения OASI)
Великой депрессии. С 1931 по 1940 год безработицей было охвачено более одной седьмой части
рабочей силы. И в пропорциональном отношении безработица больнее ударяла по престарелым
|
|
рабочим. Это было беспрецедентное явление, которое с тех пор ни разу не повто- рялось.
Случилось это не потому, что люди были беспечны и не откладывали денег на старость. Как мы
убедились, это положение явилось следствием государственной бесхозяйственности. OASI — это
лекарство (если к нему вообще применимо такое определение) от совсем другой болезни, с которой
мы еще не сталкивались.
Безработица 30-х годов, безусловно, создала серьезную проблему помощи нуждающимся:
множество людей оказались иждивенцами общества. Однако проблема стариков никоим образом
не была самой серьезной проблемой. Многие люди производительного возраста оказались в
списках получающих пособие или воспомоществование. А неуклонное распространение программы
OASI — пособия по ней получают сейчас 16 миллионов человек — не помешало продолжающемуся
увеличению числа лиц, получающих общественную помощь.
С течением времени произошли коренные изменения в системе частной помощи престарелым. В
определенный период главную свою опору в старости люди видели в детях. Однако по мере роста
благосостояния общества менялись и нравы. Ответственность, возлагавшаяся ранее на детей по
уходу за родителями, ослаб- ла, и все большее число людей стали приобретать недвижимость и
индивидуальные пенсионные страховки как средство обеспечения спокойной старости. В
последнее время ускоренными темпами появляются пенсионные страховки, не связанные с OASI.
Некоторые исследователи вполне серьезно полагают, что дальнейшее развитие нынешних
тенденций приведет к тому, что большая часть общества будет во многом отказывать себе в
производительные годы ради того, чтобы в преклонном возрасте иметь жизненный уровень,
превышающий тот, который у них был в годы расцвета. Кое-кто может счесть это за
ненормальность, но коль скоро это есть отражение общественных вкусов, то так тому и быть.
Принудительное приобретение аннуитета, таким образом, повлекло за собой большие издержки при
малых выгодах. Оно лишило всех нас контроля над значительной частью нашего дохода, заставляя
нас выделять ее для определенной цели — приобретения пенсионной страховки и определенным
образом — в государственной фирме. Оно затормозило конкуренцию в торговле аннуитетом и
развитие пенсионных программ. Оно породило огромную бюрократию, которая обнаруживает
тенденцию к еще большему расширению и к вмешательству во всё новые области нашей жизни. И
все это ради того, чтобы избежать угрозы превращения немногих людей в иждивенцев общества.