Женщина-директор: бег с препятствиями

Женщин в высших эшелонах власти и на руководящих должностях в бизнесе становится все больше

– и в мире в целом, и в России. Патриархальное понимание предназначения женщины – дети, кухня,

церковь – постепенно уходит из общепринятых стереотипов. Но мир политики и крупного бизнеса и

сегодня остается полузакрытым «мужским клубом», стать членом которого не так-то просто. И

проблемы женщин-руководителей не заканчиваются в тот момент, когда двери этого «клуба»

наконец раскрываются перед ними.

Борьба женщин за позиции в обществе в западных странах привела даже к тому, что во многих из

этих государств устанавливаются квоты мест для женщин в парламентах и других органах

государственной власти.

В бизнесе, конечно, по-другому. Все-таки на руководящие посты в компаниях выдвигаются не по

квотам, а по деловым качествам, и соответствие своей должности приходится подтверждать

ежедневно и ежечасно. Насколько органична женщина-директор? Не заложено ли в этом

словосочетании изначальное противоречие? И не разрушает ли постепенно это противоречие

женщину в ее женском качестве или же в качестве топ-менеджера?

Должность директора - и особенно генерального директора - предполагает, что человек, ее

занимающий, должен сочетать в себе способности к выполнению нескольких основных функций.

Во-первых, в его обязанности входит организация исполнения решений, принятых советом

директоров, собранием учредителей или любых других высших органов компании. Такое

исполнение - не набор простых действий, оно подразумевает поиск нестандартных путей,

тактических ходов, взаимодействие с людьми как внутри компании, так и вне ее, привлечение их к

обсуждению, выработке механизмов по реализации задач. Сюда же можно отнести и умение

отдавать распоряжения, требовать результатов и отчетов, а также ругать, поощрять, вдохновлять и

мотивировать.

Во-вторых, руководитель не может обойтись без умения мыслить стратегически, участвовать

вместе с собственниками в разработке стратегии компании, долгосрочных прогнозов и планов, в

определении путей укрепления конкурентных позиций компании на рынке. Способность к

аналитическому мышлению, к работе с информацией, сочетание амбициозности и прагматичности –

это те качества, которыми должен обладать любой директор.

В-третьих, на руководителя, хочет он того или нет, возлагаются обязательства по внешнему

представительству компании. И генеральный, и финансовый директора обязательно вовлечены во

всякого рода взаимоотношения с административными органами государственной власти, с банками,

налоговыми инспекциями, с клиентами, коллегами по различным бизнес-ассоциациям.

Коммерческий _____директор, директор по продажам - это лица компании во взаимоотношениях с

поставщиками и потребителями. Привлекательный внешний вид, деловые манеры,

коммуникативность, умение устанавливать контакт и общаться с различными людьми –

руководящая должность обязывает обладать всеми этими качествами.

Ну и, в-четвертых, нельзя забывать, что генеральный директор несет реальную ответственность,

вплоть до уголовной, за состояние дел в компании, и поэтому сознательно или бессознательно,

подспудно испытывает довольно тяжелую психологическую нагрузку.

Способность женщин обладать всеми этими качествами многими ставится под сомнение. Причины

этого – и сложившиеся в обществе стереотипы, и объективные факторы, связанные с

особенностями женщин.

До сих пор распространено мнение, что стратегическое мышление – далеко не самое сильное

качество большинства женщин. При этом часто утверждается, что женщины более способны к

тактическим решениям, у них более развита интуиция, внимание к деталям, к человеческим

качествам, и именно поэтому они уместнее на чисто исполнительских должностях, где

стратегические задачи, требующие исполнения, спускаются сверху.

Считается также, что неизбежные для управленца «мужские» черты – жесткость,

требовательность, порой резкость и определенная безжалостность – противоречат изначально

присущим женскому характеру чертам – желанию и умению входить в положение других, мягкости,

сентиментальности, деликатности. При этом не отрицается, что женщина может освоить так

называемый «мужской» стиль поведения в процессе управления. Однако в этом своем поведении

она смотрится и воспринимается гораздо менее органично, чем мужчина.

Окружающие, столкнувшись с жестким стилем мужчины-директора, воспримут его как должное,

как проявление силы личности, простят такому директору многое. Столкнувшись же с подобным

поведением женщины-руководителя, будут реагировать на него довольно болезненно, обзывая ее

между собой «монстром», «мегерой», «стервой» и т.п. «Конечно, - думают они,- она директор. Но

женщина ли?» И, кроме того, что скрывать, многим мужчинам по-прежнему как-то обидно

подчиняться женщине.

Еще одна ловушка, подстерегающая женщину-руководителя, даже очень способную к

стратегическому мышлению, выработавшую свой собственный стиль управления, не превращаясь в

брутального мужчину, - это необходимость отдавать работе значительную часть своего времени и

находиться в состоянии постоянной внутренней собранности, в вихрях, потоках внутренней и

внешней информации, перед лицом необходимости постоянного принятия решений. Отсюда

неизбежность проблемы – как найти баланс между работой и личной жизнью, а на определенном

этапе – семьи, как свести к минимуму влияние постоянных стрессов и хронической усталости на

внешность и здоровье. Ведь быть счастливым, здоровым, привлекательным хочется всем, а для

директора компании важно еще и потому, что к этому обязывает его должность, поскольку от

самочувствия, энергетики и внешнего вида лидера зависит очень многое.

Наибольшие трудности женщины-руководители испытывают при решении первой задачи –

уравновесить работу и частную жизнь действительно непросто. Со второй задачей тоже справиться

нелегко, но это скорее дело генетики и техники организации времени. А вот личная жизнь –

любимые, дети, семья – гораздо более тонкая материя.

По мере развития общества какие-то чисто организационные и бытовые вопросы – с кем оставить

ребенка, как организовать уборку квартиры, приготовление еды – решаются проще, особенно для

руководителя, имеющего для этого средства. Однако личное общение, понимание близких людей,

способность к чувствам – это никакими «оргмерами» не обеспечишь, и надо беречь свою душу,

чтобы жесткий конвейер руководящей работы не «съел» ее.

По данным влиятельного американского банка Goldman Sachs, соблюдение гендерного равенства и

полноценное использование женских экономических талантов способствует увеличению доходов

компаний.

Норвегия – первая страна в мире, где законодательно решили задействовать этот фактор и ввели

квоты и на представительство женщин в советах директоров компаний – не только в парламенте и

местных органах власти. Там был принят закон, обязывающий иметь в совете директоров не менее

40% женщин, начиная с 1 января 2008 года. В 2002 году только 7,1% членов советов директоров

публичных акционерных компаний Норвегии были женщинами. Мужчины-бизнесмены встретили

этот закон в штыки.

Один из совладельцев крупного норвежского банка так описал свое отношение к этой инициативе:

"Я работаю в мужском мире, здесь не так много женщин - вот в чем штука. По закону я должен

предоставить места в совете директоров дамам-профессионалам, но их сложно отыскать в

финансовом секторе. Это большое испытание для всего бизнеса. Нам придется увольнять опытных,

знающих людей, с которыми мы работали по 20-30 лет, и менять их неизвестно на кого".

По данным газеты Guardian, большинство из опрошенных бизнесменов в Осло настроены против

квоты. Они уверены, что в советы директоров должны избираться профессионалы, которые

устраивают акционеров, - это единственный критерий, подходящий для бизнеса. При этом не

должно учитываться, сколько в процентном соотношении будет директоров-женщин и сколько

мужчин.

Не все, однако, противодействует женщине в ее желании быть директором. Целый ряд аргументов

в общественном сознании и бизнес-практике работает как аргументы «за» женщину-директора. И

если отрицательные доводы высказываются большей частью кулуарно, то позитивные оценки

можно услышать открыто и от мужчин-руководителей, и от подчиненных женщин-директоров. И те

и другие с удовольствием их озвучивают, обращая особенное внимание на три ключевые сильные

(по их мнению) стороны женского характера и женской работы.

Во-первых, это умение находить компромиссы, договариваться, сглаживать острые углы и

добиваться принятия взвешенных решений. Для этого нужны профессионализм, умение общаться с

людьми, а в этом женщины традиционно сильны.

Во-вторых, это комплексный, «хозяйский» подход к вверенному объекту управления, то есть умение

сбалансированно поддерживать и развивать различные стороны бизнеса, не запуская какие-то

участки и избегая авралов. При этом устойчивость женщин к рутинным, повторяющимся операциям

делает их эффективными на руководящих должностях в устоявшихся бизнесах.

В-третьих, женщины-лидеры способны соединить рациональный подход и эмоциональную

составляющую. Без женщин-директоров реально было бы скучно!

И еще один, четвертый очень важный фактор: женщины в большинстве своем легче переносят

взлеты и падения. В критических ситуациях они нередко оказываются более стрессоустойчивыми,

меньше рефлексируют по поводу того, что что-то не получилось (по их вине или в силу

обстоятельств) и больше нацелены на поиск новых возможностей. Кроме того, при всей своей

эмоциональности женщины еще и достаточно рациональны и ответственны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: