Женщин в высших эшелонах власти и на руководящих должностях в бизнесе становится все больше
– и в мире в целом, и в России. Патриархальное понимание предназначения женщины – дети, кухня,
церковь – постепенно уходит из общепринятых стереотипов. Но мир политики и крупного бизнеса и
сегодня остается полузакрытым «мужским клубом», стать членом которого не так-то просто. И
проблемы женщин-руководителей не заканчиваются в тот момент, когда двери этого «клуба»
наконец раскрываются перед ними.
Борьба женщин за позиции в обществе в западных странах привела даже к тому, что во многих из
этих государств устанавливаются квоты мест для женщин в парламентах и других органах
государственной власти.
В бизнесе, конечно, по-другому. Все-таки на руководящие посты в компаниях выдвигаются не по
квотам, а по деловым качествам, и соответствие своей должности приходится подтверждать
ежедневно и ежечасно. Насколько органична женщина-директор? Не заложено ли в этом
словосочетании изначальное противоречие? И не разрушает ли постепенно это противоречие
|
|
женщину в ее женском качестве или же в качестве топ-менеджера?
Должность директора - и особенно генерального директора - предполагает, что человек, ее
занимающий, должен сочетать в себе способности к выполнению нескольких основных функций.
Во-первых, в его обязанности входит организация исполнения решений, принятых советом
директоров, собранием учредителей или любых других высших органов компании. Такое
исполнение - не набор простых действий, оно подразумевает поиск нестандартных путей,
тактических ходов, взаимодействие с людьми как внутри компании, так и вне ее, привлечение их к
обсуждению, выработке механизмов по реализации задач. Сюда же можно отнести и умение
отдавать распоряжения, требовать результатов и отчетов, а также ругать, поощрять, вдохновлять и
мотивировать.
Во-вторых, руководитель не может обойтись без умения мыслить стратегически, участвовать
вместе с собственниками в разработке стратегии компании, долгосрочных прогнозов и планов, в
определении путей укрепления конкурентных позиций компании на рынке. Способность к
аналитическому мышлению, к работе с информацией, сочетание амбициозности и прагматичности –
это те качества, которыми должен обладать любой директор.
В-третьих, на руководителя, хочет он того или нет, возлагаются обязательства по внешнему
представительству компании. И генеральный, и финансовый директора обязательно вовлечены во
всякого рода взаимоотношения с административными органами государственной власти, с банками,
|
|
налоговыми инспекциями, с клиентами, коллегами по различным бизнес-ассоциациям.
Коммерческий _____директор, директор по продажам - это лица компании во взаимоотношениях с
поставщиками и потребителями. Привлекательный внешний вид, деловые манеры,
коммуникативность, умение устанавливать контакт и общаться с различными людьми –
руководящая должность обязывает обладать всеми этими качествами.
Ну и, в-четвертых, нельзя забывать, что генеральный директор несет реальную ответственность,
вплоть до уголовной, за состояние дел в компании, и поэтому сознательно или бессознательно,
подспудно испытывает довольно тяжелую психологическую нагрузку.
Способность женщин обладать всеми этими качествами многими ставится под сомнение. Причины
этого – и сложившиеся в обществе стереотипы, и объективные факторы, связанные с
особенностями женщин.
До сих пор распространено мнение, что стратегическое мышление – далеко не самое сильное
качество большинства женщин. При этом часто утверждается, что женщины более способны к
тактическим решениям, у них более развита интуиция, внимание к деталям, к человеческим
качествам, и именно поэтому они уместнее на чисто исполнительских должностях, где
стратегические задачи, требующие исполнения, спускаются сверху.
Считается также, что неизбежные для управленца «мужские» черты – жесткость,
требовательность, порой резкость и определенная безжалостность – противоречат изначально
присущим женскому характеру чертам – желанию и умению входить в положение других, мягкости,
сентиментальности, деликатности. При этом не отрицается, что женщина может освоить так
называемый «мужской» стиль поведения в процессе управления. Однако в этом своем поведении
она смотрится и воспринимается гораздо менее органично, чем мужчина.
Окружающие, столкнувшись с жестким стилем мужчины-директора, воспримут его как должное,
как проявление силы личности, простят такому директору многое. Столкнувшись же с подобным
поведением женщины-руководителя, будут реагировать на него довольно болезненно, обзывая ее
между собой «монстром», «мегерой», «стервой» и т.п. «Конечно, - думают они,- она директор. Но
женщина ли?» И, кроме того, что скрывать, многим мужчинам по-прежнему как-то обидно
подчиняться женщине.
Еще одна ловушка, подстерегающая женщину-руководителя, даже очень способную к
стратегическому мышлению, выработавшую свой собственный стиль управления, не превращаясь в
брутального мужчину, - это необходимость отдавать работе значительную часть своего времени и
находиться в состоянии постоянной внутренней собранности, в вихрях, потоках внутренней и
внешней информации, перед лицом необходимости постоянного принятия решений. Отсюда
неизбежность проблемы – как найти баланс между работой и личной жизнью, а на определенном
этапе – семьи, как свести к минимуму влияние постоянных стрессов и хронической усталости на
внешность и здоровье. Ведь быть счастливым, здоровым, привлекательным хочется всем, а для
директора компании важно еще и потому, что к этому обязывает его должность, поскольку от
самочувствия, энергетики и внешнего вида лидера зависит очень многое.
Наибольшие трудности женщины-руководители испытывают при решении первой задачи –
уравновесить работу и частную жизнь действительно непросто. Со второй задачей тоже справиться
нелегко, но это скорее дело генетики и техники организации времени. А вот личная жизнь –
любимые, дети, семья – гораздо более тонкая материя.
По мере развития общества какие-то чисто организационные и бытовые вопросы – с кем оставить
ребенка, как организовать уборку квартиры, приготовление еды – решаются проще, особенно для
|
|
руководителя, имеющего для этого средства. Однако личное общение, понимание близких людей,
способность к чувствам – это никакими «оргмерами» не обеспечишь, и надо беречь свою душу,
чтобы жесткий конвейер руководящей работы не «съел» ее.
По данным влиятельного американского банка Goldman Sachs, соблюдение гендерного равенства и
полноценное использование женских экономических талантов способствует увеличению доходов
компаний.
Норвегия – первая страна в мире, где законодательно решили задействовать этот фактор и ввели
квоты и на представительство женщин в советах директоров компаний – не только в парламенте и
местных органах власти. Там был принят закон, обязывающий иметь в совете директоров не менее
40% женщин, начиная с 1 января 2008 года. В 2002 году только 7,1% членов советов директоров
публичных акционерных компаний Норвегии были женщинами. Мужчины-бизнесмены встретили
этот закон в штыки.
Один из совладельцев крупного норвежского банка так описал свое отношение к этой инициативе:
"Я работаю в мужском мире, здесь не так много женщин - вот в чем штука. По закону я должен
предоставить места в совете директоров дамам-профессионалам, но их сложно отыскать в
финансовом секторе. Это большое испытание для всего бизнеса. Нам придется увольнять опытных,
знающих людей, с которыми мы работали по 20-30 лет, и менять их неизвестно на кого".
По данным газеты Guardian, большинство из опрошенных бизнесменов в Осло настроены против
квоты. Они уверены, что в советы директоров должны избираться профессионалы, которые
устраивают акционеров, - это единственный критерий, подходящий для бизнеса. При этом не
должно учитываться, сколько в процентном соотношении будет директоров-женщин и сколько
мужчин.
Не все, однако, противодействует женщине в ее желании быть директором. Целый ряд аргументов
в общественном сознании и бизнес-практике работает как аргументы «за» женщину-директора. И
если отрицательные доводы высказываются большей частью кулуарно, то позитивные оценки
|
|
можно услышать открыто и от мужчин-руководителей, и от подчиненных женщин-директоров. И те
и другие с удовольствием их озвучивают, обращая особенное внимание на три ключевые сильные
(по их мнению) стороны женского характера и женской работы.
Во-первых, это умение находить компромиссы, договариваться, сглаживать острые углы и
добиваться принятия взвешенных решений. Для этого нужны профессионализм, умение общаться с
людьми, а в этом женщины традиционно сильны.
Во-вторых, это комплексный, «хозяйский» подход к вверенному объекту управления, то есть умение
сбалансированно поддерживать и развивать различные стороны бизнеса, не запуская какие-то
участки и избегая авралов. При этом устойчивость женщин к рутинным, повторяющимся операциям
делает их эффективными на руководящих должностях в устоявшихся бизнесах.
В-третьих, женщины-лидеры способны соединить рациональный подход и эмоциональную
составляющую. Без женщин-директоров реально было бы скучно!
И еще один, четвертый очень важный фактор: женщины в большинстве своем легче переносят
взлеты и падения. В критических ситуациях они нередко оказываются более стрессоустойчивыми,
меньше рефлексируют по поводу того, что что-то не получилось (по их вине или в силу
обстоятельств) и больше нацелены на поиск новых возможностей. Кроме того, при всей своей
эмоциональности женщины еще и достаточно рациональны и ответственны.