Схемы для анализа устных и письменных текстов

3.1. Рецензия на выступление на занятии

1. Сообщение о теме. Обоснование темы, соответствие выступления теме и т.п.

2. Источники. Тип усвоения знаний (репродуктивный, иллюстративный, реферативный, творческий).

3. Композиция, наличие зачина, вступления, основной части, заключения
и концовки. Соотношение между ними в объёме.

4. Логический анализ выступления. Нет ли внутренних противоречий, недосказанности и т.п., логических ошибок.

5. Доказательность текста, аргументированность.

6. Какие виды логической организации текста использованы: дедуктивная, индуктивная, аналогия и т.д.

7. Основные коммуникативные качества выступления: правильность (отклонения от литературной нормы, их оправданность), точность (качество использования заимствований, фразеологизмов, внелитературной лексики и т.д.), богатство, уместность, действенность.

8. Характер адресата, установка на восприятие и понимание. Использование средств привлечения внимания.

9. Образ автора. Внешность, невербальные средства общения. Тип мышления, отражённый в тексте (конкретный, обобщённо-абстрактный, образный и др.). Индивидуально-авторские стилистические особенности выступления.

10. Использование риторических средств выразительности (тропы, фигуры речи).

11. Оценка выступления.

3.2. Риторический анализ текста

1. Форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог). Основные функции текста (общение, сообщение, воздействие).

2. Стиль, подстиль, жанр текста. Какими средствами выражена стилистическая принадлежность текста. Сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован. Род красноречия.

3. Характер адресата с учётом стилистических особенностей текста. На какой уровень восприятия и понимания ориентирован текст.

4. Образ автора. Тип мышления, отражённый в тексте (конкретный, обобщённо-абстрактный, образный и др.). Индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации.

5. Тема текста, его цель.

6. Композиция текста. Структура, наличие зачина, вступления, основной части, заключения и концовки.

7. Логический анализ текста. Нет ли внутренних противоречий, недосказанности и т.п., логических ошибок. Доказательность текста, соблюдены ли требования к тезису и аргументу. Какие виды демонстрации использованы: дедуктивная, индуктивная, демонстрация по аналогии. Дополнительные виды демонстрации: апелляция к человеку, апелляция к публике, «возвратный удар» как средство аргументации и т.д.

8. Основные коммуникативные качества текста: правильность (отклонения от литературной нормы, их оправданность), точность (качество использования заимствований, фразеологизмов, внелитературной лексики и т.д.), богатство, уместность, действенность.

9. Риторические средства выразительности (тропы, фигуры речи), целесообразность их использования в речи. Средства привлечения внимания читателей.

10. Оценка текста.

3.3. Риторический анализ школьного учебника
I. Содержание (информационный ряд).
1.1. Формулировка темы.
1.2.. Связь с предыдущей темой.
1.3. Пропедевтические (опережающие, подготовительные) моменты содержания.
1.4. Логическое построение текста. Индуктивный, дедуктивный принцип (исторический, по аналогии, ступенчатый). Наличие подзаголовков, ключевых слов.

1. 5. Представлен ли глоссарий в тексте.

1. 6. Есть ли контрольные материалы (вопросы, задания, материал для наблюдения и т.д.).

II. Оформление (визуальный ряд).
2.1. Поле текста. Единое или разбитое на секторы?
2.2. Шрифты. Сколько? Назначение.

2. 3. Цветовое оформление материала.
2.4. Наличие выделенной документальной базы и иллюстраций.

III. Оценка текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: