Дополнительный модуль «Русские словари» (проводится в библиотеке КГПУ)

Домашнее задание: Литература – 1). Введенская Л.А. Русская лексикография: учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. 352 с. 2). Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 356 с. 3). Крысин Л.П. Лексикография // Русский язык /Под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 768 с. С.247 – 288. Практическая работа: Ознакомиться с образцами заданий центральных тестов Образцы заданий центральных тестов (Приложение № 1, 4.2., раздел Лексикография. 2). 4 .3. Лингвистические словари русского языка.

1. Занятие 1. Лексикография. Нормативные словари.

1. Лексикография как раздел науки о языке.

2. Энциклопедические и лингвистические словари.

3. Типология словарей русского языка (7 типов по Л.А. Введенской, словари-тезаурусы, идеологические словари, комплексные словари, вторичные словари и т.д.). Лексикографические термины. Зоны словарной статьи.

3. Нормативные словари русского языка (апеллятивы): орфоэпические, орфографические, акцентологические. Толковые словари и их значение. Толковый словарь В.И. Даля.

4. Словари семонимические (синонимов, антонимов, омонимов, паронимов). Словари трудностей русского языка.

5. Стилистические словари, ассоциативные, словари пассивного словарного состава языка. Словари детской речи.

6. Авторские словари и авторская лексикография. Неография.

7. Словари слов ограниченного употребления (диалектные, топонимические и антропонимические, жаргонизмов, ненормативной лексики).

5. Описательные словари: грамматические, лингвокультурологические, частотные и т.д.

6. Словари, которые должны быть в каждом доме: орфоэпический, орфографический, толковый, толковый словарь иностранных слов. Рекомендации педагогам.

7. Практическая часть по Практикуму Л.А. Введенской (Глава 9. Русская лексикография…) и работа со словарями (задания в распечатках).

Занятие 2. Исторические и этимологические словари русского языка. Словари КГПУ.

1. Исторические словари русского языка.

2. Этимологические словари русского языка.

3. Национальный корпус русского языка. Динамика словоупотребления. Вход в Интернет.

4. Лексикография в КГПУ: диалектные словари, топонимические словари, авторская лексикография, описательные словари РЯ (акцентологических вариантов, пассивного словарного состава). Встреча с авторами.

5. Практическая часть по Практикуму Л.А. Введенской (Глава 9. Русская лексикография…) и работа со словарями (задания в распечатках).

Общий балл рейтинга № 1 Общий балл рейтинга № 2 Общий балл рейтинга № 3 Общий балл рейтинга № 4 Общий балл рейтинга № 5 Общая сумма баллов Среднее количество баллов Место в рейтинге группы
               

Итоговый рейтинг, занятия 1-25, даты_________________

По курсу в ресурсном центре есть электронные учебно-методические комплексы:

1. Петроченко В.И.Русский язык и культура речи (КГПУ).

2. Вавилова Е.Н. Русский язык и культура речи (Томский ГУ, Институт дистанционного образования).

3.Резанова З.И., Паскаль М.В. Деловой язык и деловое общение (Томский ГУ, Институт дистанционного образования).

В ресурсном центре факультета:

1. Демешкина Т.А. (ТГУ) Риторика (Томский ГУ, Институт дистанционного образования).

2. Крюкова Т.Б. (ТГУ) Практическая риторика(Томский ГУ, Институт дистанционного образования).

3. Тубалова И.В. Эмер Ю.А. Лингвистические основы теории коммуникации. (Томский ГУ, Институт дистанционного образования).

4. Резанова З.И., Макарчик М.В. (ТГУ) Деловой язык и деловое общение (Томский ГУ, Институт дистанционного образования).

КОНТРОЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Приложение № 1.

1. Вопросы к зачету по курсу «Педагогическая риторика

1. Из истории риторики. Риторика в античном мире.

2. Из истории риторики. Риторика в эпоху Возрождения и Просвещения.

3. Риторика в России.

4. Кризис риторики.

5. Место риторики в педагогическом общении.

6. Русский национальный язык.

7. Русский литературный язык.

8. Формы речи. Устный и письменный язык; монолог, диалог.

9. Типы речи. Повествование, описание. Рассуждение.

10. Речевая деятельность учителя в свете общей теории речи.

11. Учебно-научная речь. Жанры учебной речи.

12. Научный стиль.Стилеобразующие черты научного стиля.

13. Научный стиль.Терминосистемы каждой науки. Язык символов. Научная графика.

14. Языковые признаки научного стиля речи: лексические, морфологические, синтаксические.

15. Экспрессивные средства языка науки.

16. Подстили научного стиля речи

17. Жанровое разнообразие учебно-научного подстиля.

18. Педагогическое говорение. Профессионально-личностное общение учителя и ученика.

19. Типичные ситуации профессионально-личностного общения учителя и ученика.

20. Речевые жанры – обращение, порицание, замечание, поощрение и т.д.

21. Варианты речевых стандартов в ситуации профессионально-личностного общения учителя и ученика.

22. Речевые жанры – обращение, порицание, замечание, поощрение и т.д.

23. Педагогическое говорение. Профессионально-личностное общение учителя с родителями, с представителями органов образования, с субподрядчиками образования (милиция, пожарники, медицинские работники, работники военкоматов и т.д.).

24. Жанры, варианты речевых стандартов в условиях профессионально-личностного общения учителя с родителями, с представителями органов образования, с субподрядчиками образования (милиция, пожарники, медицинские работники, работники военкоматов и т.д.).

25. Педагогическое говорение на уроке. Приёмы подготовки устной речи.

26. Педагогическое говорение на уроке. Объяснительный монолог как ведущий педагогический жанр.

27. Педагогическое говорение. Педагогический диалог в различных ситуациях урока.

28. Способы организации усвоения знаний, формирования речевых умений и навыков учащихся.

29. Требования к устным развёрнутым ответам учащихся.

30. Оценка в устах учителя.

31. Педагогическое слушание. Виды, способы и приёмы.

32. Чтение в профессиональной деятельности учителя. Общие сведения о приёмах чтения.

33. Приёмы смысловой обработки текста. Создание вторичных текстов.

34. Риторическая модель подготовки педагогической речи.

35. Инвенция.

36. Риторическая модель подготовки педагогической речи.

37. Диспозиция. Риторическая модель подготовки педагогической речи. Эллокуция.

38. Речевое поведение учителя.

39. Профессиональный речевой этикет.

40. Ролевые ожидания.

41. Индивидуальный речевой имидж.

42. Коммуникативное решение конфликтных ситуаций.

43. Типология педагогических конфликтов.

44. Педагогическая агрессия.

45. Языковые пути достижения бесконфликтности.

46. Учитель как коммуникативный лидер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: