Схема самоанализа урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?

2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? Опирались ли на диагностику общеучебных специальных умений?

3. Какие задачи решаются на уроке: а) общеобразовательные; б) воспитательные; в) развивающие (что)? Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были главными, стержневыми, как учитываются в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т. е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени,, предупреждение перегрузки?
13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?

5.10. Психологический анализ развивающего урока
Поскольку основными авторами теорий развивающего обучения были отечественные психологи, особое внимание при анализе имеет смысл обратить на психологическую составляющую урока. В основе психологического анализа заложены следующие принципы развивающего обучения:

1. Урок проводится не ради урока, а ради ученика.

2. На уроке не следует принуждать, ругать, наказывать за невыполнение, а так организовывать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему убеждению, остается и при изменившихся условиях.

3. Успех обучения и воспитания зависит как от внешних факторов содержания, методики, мастерства учите­ля и т. д., так и от внутренних условий индивидуально- психологических особенностей учащихся, уровня умственного развития, отношения к учебе, особенности самоорганизации учебных способностей.

5.11. Основные вопросы для анализа организации познавательной деятельности учащихся

1. Как на уроке были созданы условия для продуктивной работы мышления и воображения?

2. Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов?

3. Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение?

4. Как добивался сосредоточенности и устойчивости внимания?

5. Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания появились у школьников на уроке?

6. Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке?

7. Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и т. д.).

5.12. Основные вопросы для анализа организации деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений
1. Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового учебного материала?

2. На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т. д.?

3. С помощью каких приемов и форм учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организацией поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.?

4. Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающе­го, оценочного, проблемного? Как руководил учитель формированием убеждений?

5. Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением уча­щихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбо­ру и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы?

6. Как на уроке осуществлялось формирование ус­тойчивого и действенного интереса к учебному предме­ту и учению в целом?

5.13. Основные вопросы для анализа личностного подхода к деятельности учащихся на уроке

1. Какие чувства детей проявились на уроке, чем они вызывались?

2. Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке?

7. Укажите те моменты урока, где наиболее успешно формировались волевые качества школьников.

8. Как осуществлялся учет возрастных и индивидуапьных особенностей учащихся?

6. 14. Основные вопросы для анализа мастерства учителя-воспитателя

1. Каковы пути организации воздействия и механизм содействия: подражание, эмпатия, рефлексия и т. д.?

2. Как учитель управляет общением учащихся между собой?

3. Каковы особенности самоорганизации учителя: подготовленность учителя к уроку, рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления; собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.?

4. Педагогический такт учителя.

5. Психологический климат в классе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: