Краткие анатомо-физиологические особенности ОДА детей

Скелет ребенка в процессе роста и развития подвергается сложным преобразованиям. Внутриутробно окостенение ске­лета происходит довольно поздно, и при рождении в нем еще много хрящевой ткани, особенно в позвоночнике, запястьях, костях таза. Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Поэтому кости ребенка лег­кие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко под­даются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давления или при систематическом неправильном положении тела. К 2 годам их строение уже в значительной степени приближается к строению костей взрослого.

Позвоночник у новорожденного выпрямлен, не имеет фи­зиологических изгибов. Позвоночник ребенка отличается очень большой гибкостью. Неблагоприятные внешние воздействия, длитель­но сохраняющаяся неправильная поза легко могут вызвать его искривления. Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенные сроки. У здоро­вых детей обычно передние резцы появляются в 6–8 месяцев, боковые резцы – в 8–12 месяцев, первые моляры (четвертые пары зубов сверху и снизу) – в 12–16 месяцев, клыки (третьи пары) – в 16–20 месяцев, вторые моляры (пятые пары) – в 20–30 месяцев.

В педиатрической практике для расчета нор­мального количества прорезавшихся зубов в первые два года жизни часто пользуются формулой:

количество зубов = число месяцев жизни4.

Например: 8 (мес.) – 4 = 4 (зуба).

Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5–6 лет.

Мышцы новорожденного и ребенка грудного возраста со­ставляют около 25% массы его тела, т.е. почти наполовину меньше, чем у взрослого. Мышцы у ребенка слабые; постепен­но их сила увеличивается в большей степени у мальчиков.

19.Гигиеническая организация физических упражнений для укрепления здоровья и раз­вития детей

Систематические физические упражнения содействуют развитию всех органов и систем, и в первую очередь двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость ребенка. С первых месяцев жизни над кроваткой ребенка подвешивают яркие игрушки, которые он может захватывать руками, на полу манежа раскладывают различные интересные предметы. С детьми до года занятия по развитию движений проводят индивидуально ежедневно в течение 6–10 минут не ранее чем через 45 минут после еды. С 3 месяцев, когда физиологический гипертонус сгибателей рук и ног проходит, включаются пассивные упражнения – сгибание и разгибание в локтевом, коленном, тазобедренном и других суставах, повороты со спины на бок и живот. В возрасте до 9 месяцев рекомендуются упражнения, подготавливающие ребенка к самостоятельному сидению, вставанию, хождению с опорой, а на втором году жизни – упражнения, совершенствующие ходьбу, бег, лазание. С детьми 2–3-го года жизни занятия по развитию движений проводят не только индивидуально, но и небольшими группами (к 2 годам – 8–10 детей, на третьем году жизни – 10–14 детей). С детьми второй младшей группы (четвертый год жизни) проводят физкультурные занятия, а также утреннюю гимнастику.

Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Одно из трех физкультурных занятий для детей 5–7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.

Физкультурные занятия состоят из трех частей: непродолжительной вводной, подготавливающей организм; основной, включающей подвижные игры и упражнения в основных движениях; заключительной, в результате которой организм возвращается в исходное состояние. Упражнения и подвижные игры подбирают с учетом воздействия на группы мышц, участвующих в сохранении правильного положения туловища, головы, плечевого пояса.

Разнообразное спортивное оборудование: гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и др. – позволяет детям быстрее усвоить нужные движения, делает занятия более увлекательными и менее утомительными.

Спортивные виды физических упражнений. Катание на санках, лыжах и коньках способствует развитию мышц и опорно-двигательного аппарата, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (коньки, лыжи, велосипед), соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: