Острый период, или период дезадаптации, – более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды. В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела, снижается устойчивость к инфекциям.
Подострый период, или собственно адаптация, – ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность (до 60 дней); медленно выравнивается уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адаптационных процессов.
Период компенсации, или адаптированности к новым условиям, – все перечисленные показатели нормализуются, т.е. достигают исходного уровня, а иногда и превышают его.
|
|
По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.
Степень тяжести:
Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. Восстановление сна происходит в течение 7–10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15–20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются до конца первого месяца.
Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше 20–30 дней. Период угнетения интереса к окружающему в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20–40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение одного месяца; значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30–35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены.
Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (2–6 месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки. При первом варианте ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе.Иногда развивается второй вариант тяжелой адаптации детей, проявляющийся длительным и выраженным неадекватным поведением, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше, чем через 3 недели. Снижен интерес к окружающему, ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен.