Весь период привыкания можно разбить на три этапа

Острый период, или период дезадаптации, – более или ме­нее ярко выраженное рассогласование между привычными пове­денческими стереотипами и требованиями новой социальной мик­росреды. В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела, снижается устойчивость к инфекциям.

Подострый период, или собственно адаптация, – ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается вы­раженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность (до 60 дней); медленно выравнивает­ся уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адап­тационных процессов.

Период компенсации, или адаптированности к новым усло­виям, – все перечисленные показатели нормализуются, т.е. до­стигают исходного уровня, а иногда и превышают его.

По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.

Степень тяжести:

Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в пове­дении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппе­тита. Восстановление сна происходит в течение 7–10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировоч­ная и речевая активность и взаимоотношения с детьми норма­лизуются через 15–20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются до конца первого месяца.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше 20–30 дней. Период угнетения интереса к окружающему в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20–40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в тече­ние одного месяца; значительная задержка двигательной ак­тивности, ее восстановление происходит после 30–35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены.

Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной дли­тельностью (2–6 месяцев и больше) и тяжестью про­явлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки. При первом вариан­те ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе.Иногда развивается второй вариант тяжелой адапта­ции детей, проявляющийся длительным и выраженным не­адекватным поведением, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше, чем через 3 недели. Снижен интерес к окружающему, ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уеди­нению или агрессивен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: