Нервно-психическое развитие детей

Нервно-психическое развитие детей оценивается по при­нятым в нашей стране показателям развития, которые отра­жают оптимальные последовательность и возрастные сроки формирования умений, а также уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. Нервно-психическое развитие оценивается в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого, опроса родителей и/или воспи­тателей. Родители и воспитатели, наблюдая за поведением ребенка, оказывают важную помощь в выявлении его эмоционального состояния, характера и длительности засыпа­ния и сна, аппетита, характера бодрствования, взаимоотно­шений с детьми и взрослыми, возбудимости нервной системы, утомляемости, наличия патологических привычек.

Если развитие ребенка не соответствует возрасту (ниже или выше), то его проверяют по показателям предыдущего или более старшего возрастного периода.

На первом году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах ±15 дней от должного срока. Умения, формирующиеся до верхней границы нормы, т.е. раньше на 16 дней и более, свидетельствуют об ускорен­ном или раннем развитии. Овладение умениями по одному или нескольким показателям с задержкой до одного месяца свидетельствует о замедлении темпа развития, что может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенно­стью. Выяснив причину отставания ребенка, необходимо при­менить соответствующие воспитательные и обучающие воз­действия. Формирование детей с задержкой от одного до двух месяцев классифицируется как отставание, а более чем на два месяца – как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов.

На втором году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала. Раннее разви­тие – овладение умениями с опережением на один квартал и больше. Овладение умениями по одному или нескольким по­казателям на один квартал позже установленных сроков сви­детельствует о замедлении темпов развития, на два кварта­ла – отставание в развитии, на три квартала и больше — значительное, глубокое отставание.

На третьем году жизни за нормальное развитие принима­ют формирование умений в пределах одного полугодия. Ран­нее развитие – овладение умениями с опережением на полу­годие и больше, позднее развитие – овладение умениями после срока, принятого за норму; позже на полугодие – от­ставание в развитии, позже на год (два полугодия) и более – значительное, или глубокое, отставание. У детей дошкольно­го возраста допускаются колебания в пределах года.

Дети с отклонениями в нервно-психическом развитии (от­ставание в развитии, значительное или глубокое отстава­ние) и нарушениями поведения должны быть обследованы в психолого-медико-педагогической консультации. На основании результатов обследования определяют задачи по коррекции раз­вития. Начинают их с задач, направленных на устранение вы­явленного отставания (именно с того, что требует наибольшего внимания), а затем указываются задачи воспитания и обучения на следующий возрастной период. Психолого-педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: