Сарычева Римма Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Юшалинская СОШ № 25
Тугулымского района Свердловской области
Подготовить учащегося к экзамену можно разными способами: увеличением объема домашних заданий, дополнительными занятиями, натаскиванием в готовых ответах-образцах. Каждый из нас находит свой способ подготовки выпускного класса к итоговой аттестации.
Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Приходится пересматривать формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля становится тест, комплексная работа с текстом, изложения разных видов и даже сочинение на лингвистическую тему.
Сочинение – традиционная форма работы учителя-словесника. Несмотря на множество внешних особенностей лингвистического сочинения, суть осталась прежней: умение писать сочинение – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. Это означает, что учитель по-прежнему должен учить:
§ правильному пониманию темы;
§ четким формулировкам своих мыслей;
§ умению последовательно и логично излагать материал;
§ умению аргументировать свои высказывания;
§ умению делать обобщения и выводы.
Но как научить среднего ученика, слабо мотивированного на высокий конечный результат, лингвистическому высказыванию? У каждого есть свои секреты. Я, например, делаю так…
1.Даю понятие лингвистического сочинения (далее ЛС): это такое же рассуждение, но на лингвистическую тему, а это значит, что желателен научный стиль, хотя и допускается публицистический, поэтому необходимо показать минимальное владение лингвистической терминологией.
2.Анализируем критерии оценивания ЛС:
§ К1.Теоретический уровень высказывания
§ К2.Примеры из текста
§ К3.Логика-абзацы
§ К4.Композиция текста
3. Анализируем готовые ЛС по критериям оценивания: желательно показать сильные и слабые работы.
4. Знакомлю с вариантами цитат-тем для ЛС и предупреждаю о том, что открытых цитат не будет, поэтому нет смысла заучивать прописанные сочинения. Анализируя цитаты, показываем их условное тематическое деление по ключевым лингвистическим понятиям темы.
В большей степени это:
Темы о взаимодействии лексики и грамматики,
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лев Васильевич Успенский
Отдельно – лексические темы:
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский
Грамматические темы:
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Ираида Ивановна Постникова
Темы, стоящие особняком:
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». Андрей Александрович Мирошниченко
5.Учу определять ключевые слова цитаты-темы и подбирать языковые явления для аргументации:
Помогут карточки-информаторы из «Папки методических идей и находок», где собран различный материал по отдельным заданиям экзамена. Например, «Лексические и грамматические явления» (Приложение 1)
- «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
- «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
6. Можно использовать подсказки из тестовых заданий: А2 (Лексическое значение слова) и В2 (Виды подчинительной связи в словосочетании):
§ Для «лексической» темы берём пример из А2 и синонимы (практика показывает, что ни один текст не обходится без синонимов),
§ для «грамматической» темы берём пример из В2 и СПП (тема изучается в 9 классе, и получается работа «по горячим следам»),
§ в теме смешанной подойдут оба задания: А2 и В2.
7. Напоминаю, что 70 необходимых слов важно расположить в соответствии с правилами текста- рассуждения:
1. Формулировка тезиса (главной мысли, которую необходимо аргументировать).
2. Доказательство в форме теоретического рассуждения (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами.