| Изобразительные средства | Цель |
| Риторические вопросы, восклицания | Создают эмоциональный пафос текста, предают взволнованность речи автора, различные его чувства. |
| Лексические повторы | Акцентируют внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях. |
| Антитеза | Может служить средством создания контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений |
| Оксюморон | Подчёркивает внутренний конфликт или противоречие. |
| Бессоюзие | Создаёт впечатление быстрой смены событий или картин. |
| Многосоюзие | Усиливает выразительность речи. |
| Олицетворение | Раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления. |
| Обособленные определения | Создают описательный образ предмета или явления, позволяют наглядно их представить. Могут выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому. |
| Оценочная лексика | Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому. |
| Гипербола | Средство авторского видения образа или явления. Употребляется в целях усиления художественного впечатления. |
| Тропы | С их помощью автор даёт художественную характеристику предмету, образно, ярко описывает его. Читатель зримо представляет картину, изображённую в тексте. |
| Эпитет | Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства. |
| Метафоры | В художественной речи употребляются автором для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. |
| Сравнение | Помогает конкретизировать описание предмета, дать его более точную характеристику, помочь читателю яснее представить описываемое явление или предмет. |
| Антонимы | Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи. |
| Индивидуально-авторские неологизмы | Благодаря своей новизне позволяют создавать определённые художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы. |
| Пословицы и поговорки | Делают речь образной, меткой, выразительной. |
| Фразеологизмы | Важное экспрессивное средство языка, используемые писателями как готовые образные определения, сравнения, как змоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д. |
| Восклицательные частицы | Выражают эмоциональный настрой автора, создают эмоциональный пафос текста. |
| Односоставные, неполные предложения | Делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста. |
| Повторяющиеся слова | Помогают найти ключевые образы, понять содержание текста, авторский замысел. |
| Назывные предложения | Не отражают динамику событий, а служат для описания. С помощью них автор рисует картины природы и передаёт состояние внутреннего мира лирического героя. |
| Вопросно-ответная форма | - способ показать ход размышлений, приглашение подумать о явлении вместе с автором. |
Приложение №3.