Обучение торгового и сервисного персонала осуществляется в рамках тренингов, курсов.
Нормативно-технической документацией в фирменном сервисе как функциональном направлении фирменного обслуживания являются: Инструкции по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, Регламент технического обслуживания автомобиля, Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобиля (двигателя), Трудоемкости работ, Технологическая карта работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, Концепция технического обслуживания автомобилей.
В работе с персоналом официальных дилеров используются учебные центры (корпоративные университеты) автопроизводителя, Конкурс профессионального мастерства механиков и сервисных консультантов.
В качестве примера можно предложить Перечень программ обучения, рекомендованных для персонала одной из ССС (прил.10).
В свою очередь в перечень тем обучения персонала автоцентров, дилеров и крупных автохозяйств, эксплуатирующих и обслуживающих автомобильную технику охватывает:
|
|
Устройство, эксплуатация, гарантийное обслуживание и ремонт: автомобилей, жидкостных подогревателей, отопителей, электоагрегатов, антиблокировочной системы тормозов и агрегатов трансмиссии.
Устройство, техническое обслуживание и ремонт: электрооборудования автомобилей, систем рулевой и самосвальной гидравлики автомобилей, двигателей, топливной аппаратуры.
Устройство, принцип действия, диагностика, наладка электронных систем управления силовых агрегатов автомобилей.
Повышение квалификации: инженеров автоцентров и сервисных центров по гарантийной работе, главных инженеров автоцентров и сервисных центров.
Внедрение Системы менеджмента качества в сервисном центре (автоцентре).
По окончании данных курсов выдается удостоверение государственного образца «О краткосрочном повышении квалификации».
Сторонние организации предлагают пройти тренинг продаж автомобилей – «Техники продажи автомобилей». Его цель – повышение компетентности в профессиональной области специалистов по продаже автомобилей в автосалонах и автомобильных компаниях. Вариант содержания такого тренинга:
1. Поведение клиентов.
Клиент, интересующийся автомобилем; его особенности и трудности, возникающие в общении с ним. Рациональные и эмоциональные факторы, влияющие на принятие решения о покупке автомобиля.
2. Первый контакт с посетителем автосалона.
Момент и структура представления клиенту. Важность использования бэйджа. Наблюдение за поведением клиентов и техники присоединения. Контакт с клиентами различных типов. Стандартные и нестандартные фразы для начала разговора с клиентом. Позитивность в общении с клиентом: внешний вид, мимика и жесты, слова и фразы. Словарь «позитивного общения».
|
|
3. Потребности клиента.
Классификация потребностей клиентов, выбирающих автомобиль. Определение ведущих потребностей клиентов. Работа с ведущими потребностями. Формирование потребностей клиентов: техника СПИН.
4. Презентация автомобилей.
Презентация для заполнения паузы и презентация, направленная на убеждение клиента: сходства и различия. Эффективное использование в презентации технических характеристик и цифр. Приемы избежать перечислений. Приемы убеждения клиента: техника «Трех Да», метод «ПАУК», убеждающие слова, аргументация.
5. Работа с возражениями.
Методы работы с возражениями по цене, с возражениями, связанными с негативным опытом, сопротивлением изменениям и сопротивлением техническому предложению, эмоциональными возражениями. Использование воронки вопросов для работы с предубеждениями клиентов. Рекомендации по работе с клиентом, который просит совета. Приемы «пересаживания» клиента. Методы и приемы работы с различными типами трудных клиентов.
6. Завершение сделки.
Способы подведения клиента к завершению сделки. Сигналы готовности человека купить автомобиль. Меры для того, чтобы клиент «не соскочил» в последний момент. Приемы завершения сделки в различных ситуациях.
Обучение торгового персонала дилерских центров и магазинов запасных частей охватывает различные способы (табл.18).
Таблица 18