Тема 8. Типы рыночных структур

Понятие конкуренции, виды конкуренции: креативная, приспособленческая и обеспечивающая; ценовая
и неценовая; между производителями и между покупателями.

Понятие «совершенная конкуренция», признаки совершенной конкуренции.
Понятие совершенно конкурентной фирмы. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция, ее особенности, причины существования несовершенной конкуренции.
Рыночные структуры несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия,
чистая монополия.
Монополистическая конкуренция, ее признаки. Понятие «дифференциации продукта».
Фирма в условиях монополистической конкуренции.
Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции. Понятие монопольной власти,
индексы определения монопольной власти (индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана)

Олигополия, признаки олигополии. Типы олигополистического поведения. Модели поведения
олигополистов (модель Курно, ломаная кривая спроса, издержки плюс, теория игр, и др.).

Признаки и причины существования чистой монополии. Виды монополии: естественная, искусственная, случайная. Естественные и искусственные барьеры вхождения в отрасль.
Понятие и виды ценовой дискриминации. Равновесие на рынке чистой монополии.

Образцы выполнения тестовых заданий с пояснениями

1. Эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность достигаются при…

а) монополистической конкуренции

б) олигополии

в) регулируемой монополии

г) совершенной конкуренции

д) монопсонии

Верный ответ: г.

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется[19]:

- множеством покупателей и продавцов;

- высокой мобильностью факторов производства;

- отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

- однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

- равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

При совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сом по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Совершенная конкуренция в Чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна, рынок ценных бумаг).

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают:

1. Чистую монополию – одна фирма на рынке является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают.

2. Олигополию, когда в отрасли существует небольшое число фирм.

3. Монополистическую конкуренцию – на рынке функционирует сравнительно большое число фирм, производящих дифференцированную продукцию.

4. Монопсонию – на рынке существует один покупатель продукции.

2. Монополия – это рыночная структура, где…

а) существуют практически непреодолимые входные барьеры в отрасль

б) действует только один покупатель

в) существует небольшое число конкурирующих между собой производителей

г) отсутствует контроль над ценами продукции

Верный ответ: а.

Современная модель монополии, названная чистой монополией, имеет такие признаки как[20]: функционирование одной фирмы в отрасли, абсолютный контроль над ценами, уникальность производимого продукта (отсутствие товаров-заменителей), а также блокирование доступа в отрасль для всех прочих фирм (наличие барьеров вхождения в отрасль).

Входной барьер при вступлении на рынок (впервые данная проблемы была рассмотрена в работах американского экономиста Джо Бейна)[21] – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «сторожилы» данной отрасли. Блокирование доступа в отрасль достигается как административно-правовыми (патенты, государственные лицензии, владение редким ресурсом и т.д.), так и экономическими (большая капиталоемкость и экономия масштаба) методами.

3. Общая черта олигополистического рынка и рынка монополистической конкуренции…

а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль

б) для фирм характерно стратегическое поведение

в) действует незначительное количество продавцов

г) фирмы обладают рыночной властью

Верный ответ: г.

Одним из признаков рынка несовершенной конкуренции является обладание фирмой определенной степенью рыночной (монопольной) власти. Рыночная власть определяет возможность фирмы влиять на рыночные цены. Чем больше фирм-конкурентов на рынке, тем меньше степень рыночной власти, и, наоборот, при незначительном количестве фирм рыночная власть возрастает. Наибольшая степень монопольной рыночной власти достигается в условиях чистой монополии, когда фирма-монополист имеет возможность диктовать цены.

Из предложенных вариантов ответов:

а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль – не характерно ни для олигополии, ни для рынка монополистической конкуренции (где основным барьером являются финансовые возможности фирмы); такая ситуация возможно только при совершенной конкуренции;

б) для фирм характерно стратегическое поведение – стратегическое поведение (или взаимозависимость фирм) характерно для олигополистического рынка;

в) действует незначительное количество продавцов – данная характеристика также относится только к олигополии, т.к. на рынке монополистической конкуренции действует сравнительной большое количество фирм.

Для определения степени рыночной власти используются следующие показатели:

1. Индекс Лернера (А.П. Лернер, 1934 г.), который рассчитывается по формуле:

или ,

где IL – лернеровский индекс монопольной власти;

P – мононпольная цена;

MC – предельные издержки;

Е – эластичность спроса на продукцию;

АС – средние издержки.

Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (по имени ученых, предложивших этот индекс), который характеризует степень концентрации рынка:

?

где S1 – удельный вес самой крупной фирмы;

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

4. Монополистическая конкуренция – это рыночная структуры, при которой…

а) много фирм, каждой из которых принадлежит незначительная доля рынка

б) несколько фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка

в) единственный продавец определенных товаров и услуг

г) фирмы продают дифференцированный продукт и обладают ограниченным контролем над ценой

д) фирмы вступают в сговор с целью повышения цены на выпускаемую продукцию

Верный ответ: г.

Монополистическая конкуренция – это тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерно:

• выпуск дифференцированной продукции, т.е. неоднородной продукции, одинаковой по сути, но отличающейся по виду, консистенции, качеству и т.д.;

• большое число конкурентов в отрасли;

• незначительные барьеры вхождения в отрасль;

• преобладание неценовых методов в конкурентной борьбе и т.д.

Их предложенных вариантов ответов:

а) много фирм, каждой из которых принадлежит незначительная доля рынка – данная ситуация может быть характерна как для рынка монополистической конкуренции, так и для рынка совершенной конкуренции; при этом это не является отличительным признаком монополистической конкуренции;

б) несколько фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка – данный признак характерен для олигополии;

в) наличие на рынке единственного продавца определенных товаров и услуг – характерный признак монополии;

г) фирмы вступают в сговор с целью повышения цены на выпускаемую продукцию – также является признаком олигополии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: