ИСКУССТВО СПОРА
Занятие 4
Вопросы для подготовки:
1. Спор и его виды.
2. Критерии для классификации спора.
3. Правила ведения спора.
4. Разграничение понятий «логическая ошибка», «уловка», «софизм», «паралогизм» и «парадокс».
5. Проблема корректности аргументов в споре.
6. Типичные ошибки аргументации.
7. Способы «нейтрализации» некорректных приемов ведения спора.
8. Культура спора и ее обеспечение.
Задания и упражнения:
1. Внимательно, «с карандашом в руке» прочтите книгу С.И. Поварнина «Спор: О теории и практике спора». Занесите основные выводы (авторские и собственные) в тетрадь на «памятную страницу».
2. Прочтите работу А. Шопенгауэра «Эристическая диалектика». Законспектируйте систематизацию ошибок и уловок, разработанную философом, на «памятной странице» в тетради.
Прочтите тексты.
Постройте фигуру тезиса: Т Þ А1® А2 ® А3 ®... Аn ,
1) Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
который построил Джек.
(С.Я. Маршак)
Постройте фигуру аргумента: Т Þ (А1, А2, А3,... Аn).
2) Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А.А. Блок)
Сравните фигуры: в тексте такое построение соответствует подчинительной (1) и бессоюзной (2) синтаксической связи. Проверьте построение своих аргументов. Выстройте схему с учетом, что она может сочетать в себе элементы фигуры тезиса и аргумента.