В: Елена Алексеевна, как вы считаете, есть выход из этой ситуации?

О: Я думаю, что время всё расставит по своим местам. Мы живём в эпоху перемен. Ещё лет десять назад правительство думало, как накормить свой народ, затем пришло время подумать о том, как устроить быт. Недалёк тот час, когда люди начнут задумываться и о душе, о нравственности или безнравственности не только чужих, но и своих поступков. И задача для нас, журналистов не упустить этот момент.

2.3 Результаты анкетирования.

В нашем опросе приняли участие 100 респондентов в возрасте от 13 до 50 лет. Выясняя, влияют ли СМИ на убеждения и взгляды людей (график №2), мы поняли, что этому влиянию больше всего подвержены школьники и лица старше 30 лет. Молодёжь же считает, что её взгляды достаточно устойчивы для того, чтобы их изменили сообщения СМИ.

Но что касается вопроса о доверии средствам массовой информации (график №3), то здесь возрастная категория от 18 до 25 лет оказалась более доверчивой, чем подростки, но менее чем люди старше 30 лет.

В графике №4 мы отразили отношение респондентов к так называемой «жёлтой прессе». Результаты анкетирования по этому вопросу говорят о том, что люди старшего возраста, за некоторым исключением, практически не верят сообщениям «жёлтой прессы», чего не скажешь о молодёжи и подростках. Это объясняется просто: бульварная пресса рассказывает о жизни представителей шоу-бизнеса, многие из которых являются кумирами подрастающего поколения.

Проводя анкетирование, мы уделили внимание и выпускам новостей (график №5). Оказалось, что информационные программы интересны всем возрастным категориям респондентов, но с разным успехом. Наиболее популярны они среди людей старшего возраста. Эта категория населения более неравнодушна к событиям, происходящим в стране и мире.

Кроме анкетирования мы проводили беседы со школьниками старших классов. Из них стало ясно, что самые популярные передачи на ТВ и радио – это музыкальные, а также программы, в которых рассказывается о жизни «звёзд» (под словом звезда имеется ввиду человек популярный в шоу-бизнесе или киноиндустрии). Также мы выяснили, что подростки доверяют и рекламе, которая «в красках» описывает тот или иной товар. Оказывается, что передачи, несущие нравственную направленность, интересны лишь маленькой части зрителей в возрасте от 13 до 16 лет. О патриотизме, гражданственности эта категория населения готова слушать лишь накануне больших государственных праздников: День Победы, День Независимости России. Большой части подростковой зрительской аудитории интересны новости из мира криминала. Убийства, насилие, о которых ежедневно рассказывают эти передачи, уже стали обычными и своим вероломством не вызывают особого возмущения. Зритель совершенно спокойно реагирует на всё это. Обладатели спутникового ТВ имеют больше возможностей разнообразить просмотр ТВ-программ, однако и здесь выбирают они отнюдь не канал «Культура», а всевозможные реалити-шоу, развлекательные и спортивные программы.

2.4 Вывод.

В ходе нашего исследования гипотеза о том, что современные СМИ оказывают отрицательное влияние на формирование нравственности подростков, подтвердилась.

Аргументируя выводы, начнём с информационных программ. Выпуски новостей в первую очередь рассказывают о террористических актах, заказных убийствах, о том, что угрожает жизни любого гражданина (например: захват заложников, взрывы жилых домов, террористические угрозы и т.д.). Бесспорно, об этом надо сообщать, но более корректно и, ни так навязчиво. СМИ же наоборот хватаются за любую сенсацию и «раздувают» её до вселенских масштабов, создавая в обществе массовую истерию. Дело дошло до того, что депутаты Государственной Думы вынуждены были вмешаться, и рекомендовали всем СМИ России ограничить свой пыл в этом вопросе.

Что касается так любимых молодёжью музыкальных программ и реалити-шоу, то здесь всё тоже не очень гладко. Популярные исполнители, «звёзды» шоу-бизнеса – это кумиры подрастающего поколения, их стиль жизни, манера одеваться - всё это пример для подражания молодёжи. Нравственностью, как говорится, здесь и «не пахнет». И что нам предлагают некоторые каналы? Несдержанность в высказываниях, откровенные наряды, пропаганду разврата. Может быть, это излишне резкая оценка, тем не менее, выглядит это именно так. Конечно, поведение публичного человека в первую очередь – это дело его совести, но вся проблема в том, что он является примером для подражания многих людей. И если его показывает телевидение, значит, есть чему у него поучиться. Это самый яркий пример отрицательного влияния массовой культуры (приложение 1.1).

Анализируя программу трёх ведущих телеканалов (график №6), мы сделали вывод, что на двух из них (НТВ и Россия) значительное место занимают передачи, рассказывающие о криминальных новостях («Вести. Дежурная часть» и «Обзор. Чрезвычайное происшествие»). Кроме того, об убийствах, ограблениях на канале НТВ в подробностях рассказывают программы «Особо опасен» и «Чистосердечное признание». После просмотра этих программ у зрителя создаётся впечатление, что правда всегда на стороне силы, а противостоять насилию простому человеку практически невозможно.

Ещё одним пропагандистом образа жизни для молодёжи является реклама. В последнее время небывалую ранее популярность у молодёжи, именно благодаря рекламе, приобрело пиво. Пивные рекламные ролики рассказывают о том, что употребление этого напитка позволяет всем возрастным категориям людей жить красивой, благополучной, полноценной жизнью. Это ли не руководство к действию для подрастающего поколения?

Можно привести ещё массу примеров отрицательного влияния СМИ на мировоззрение молодёжи, но справедливости ради необходимо отметить, что средства массовой информации, в частности телевидение, делают и много хорошего для своих зрителей. Бесспорно, на современном ТВ существуют программы высоконравственной направленности: документальные фильмы, журналистские расследования, интеллектуальные шоу и т.д. Но рассчитаны они, опять-таки, на взрослую аудиторию. Есть передачи и для подростков (например: «Умники и умницы», «Счастливый рейс»), но их катастрофически мало. Понятно, что телевидение живёт с рекламы, а на детских программах много денег не заработаешь. Поэтому и вынуждены дети, если конечно их не ограничивают родители, смотреть взрослые передачи.

СМИ – мощнейший инструмент воздействия на массовое сознание. И все мы в большей или меньшей степени подвержены его влиянию. Конечно, можно ограничить себя в общении со СМИ, но совсем избавиться от потока информации цивилизованному человеку не удастся. Это необходимо понять всем: и взрослым людям, и подрастающему поколению в первую очередь. Мы должны быть разборчивы в связях, в том числе и в связях с прессой. Не стоит безоговорочно доверять всему, что тебе говорят. Человек – существо разумное, поэтому мы должны почаще использовать свои мозги, а не идти на поводу чьих-либо интересов. Именно здесь стоит задуматься о культуре, об индивидуальности и об элементарной порядочности.

Приложение 1.1.

Массовая культура.

С развитием средств массовой коммуникации произошёл переход качества в количество: культура стала не просто массовой, т.е. охватывающей подавляющее большинство членов общества, но возникло новое социальное явление – «массовая культура».

«Массовость» коснулась не только материальной, но и духовной культуры, привела к стандартизации членов общества. Явление это существенно затронуло и очень ярко проявилось в искусстве.

В отличие от классического искусства, произведения которого были единичными, воплощали в себе индивидуальность автора, имели успех или отвергались в зависимости от таланта их создателя, актуальности темы, массовое искусство в значительной степени стало отраслью экономики, индустрией развлечений. Это не просто журналистские штампы, они отражают поточность изготовления произведений массового искусства, их индустриальный характер. Зачастую произведения массового искусства – коллективные творения, требующие современных технологий и вложения огромных финансовых средств.

Изготовлению и внедрению их в массы предшествует серьёзная научная работа в социально-психологической области. Выявляются симпатии и антипатии различных слоёв общества, выбирается целевая аудитория для каждого конкретного произведения. Иначе говоря, проводятся чисто маркетинговые исследования и вырабатываются рекомендации, касающиеся не только содержания, но и формы выпуска и способа распространения будущего произведения для обеспечения широкого на него спроса и большего его влияния на аудиторию. Таким образом, определяется репертуар театров, структура телевизионных программ, рынок литературы, аудио- и видеозаписей. Маркетологи осуществляют чёткое расслоение духовной продукции по типам потребителей: мультики – для детей, «мыльные оперы» - для домохозяек, дискотеки – для тинейджеров, карманные издания – для путешественников.

Безусловно, массовая культура имеет и свои минусы, причём, достаточно, существенные. Прежде всего, это отчуждение личности, её духовная несвобода от навязанных идей. Происходит также снижение среднего уровня произведений искусства или примитивизация их интерпретации до уровня среднего потребителя. Как и на рынке товаров, здесь всё подчинено спросу. Яркий пример этого – киноискусство. Огромную популярность приобрели так называемые «мыльные оперы» - бесконечные сериалы с примитивными характеристиками отношений между людьми, с поверхностными психологическими оценками, с сентиментальной банальностью сюжетов. Полное подчинение произведения массовой культуры диктату потребителя обуславливает традиционный «happy end» вне зависимости от реалистичности и жизненности ситуации. Эти издержки компенсируются азартным действием: ни минуты экранного времени на размышление, созерцание, проникновение. Очень важно не дать заскучать потребителю.

Пиком примитивизации в литературе можно считать комиксы – книги для не умеющих читать. Яркие забавные комиксы преследуют одну цель – развлечение без малейших усилий.

Чаще всего произведения массовой культуры ориентированы на подсознание, инстинкты – жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности – вот что питает их, диктует содержание и форму. И в то же время, в ней присутствует культ посредственности, примитивная символика и условность.

Восприятие объектов массовой культуры, как правило, пассивное, вся информация подаётся в «разжёванном» и даже «полупереваренном» виде, комментаторы всё объяснят, сформируют твоё собственное мнение. Нет необходимости критически осмысливать увиденное и услышанное, напрягаться, задумываться.

Массовая культура существенно изменила логику общественного сознания: на фоне бурного развития научно-технического прогресса сформировалась вера во всемогущество науки, в то, что наука может изменить мир людей. Нравственность отошла на второй план. Как следствие этого наступает кризис религии и религиозной нравственности.

Лишённая индивидуальности, стандартизованная массовым обществом личность, стремясь сохранить себя, погружается в эгоизм, подменяя им индивидуальные черты. Человек растворяется в массе, в толпе и начинает жить по её законам, становится её частью.

Библиография:

1. Культура, Большая советская энциклопедия, т. 13, с. 594-597, третье издание, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1974 г.

2. БЭС, т. 15, М., Советская энциклопедия, 1974 г.

3. Свасьян К.А., Человек как творец культуры/ Вопросы философии, 1987 г., №6.

4. Культурология. Под ред. Радугина А.А., Москва, «Центр», 1997 г., с.304

5. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. Издательство «Московский университет», 1974 г.

6. Николаева Ю.А. «Медиаиндустрия СМИ в условиях рыночной экономики», журнал «Преподавание истории в школе» №9, 2004 г.

7. Н. Якутин, Н. Любова, А. Князев «Первая русская газета», Интернет

8. Г. Члиянц «Создание телевидения», Интернет

9. Р. Дяблов, «История прессы», Интернет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: