Двухфакторная теория Ф. Герцберга (1950-е гг.)

Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессо­ра Фредерика Герцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью рабо­той. Этот подход основан на данных экспериментов по выясне­нию того, что люди думают о своей работе (что делает их сча­стливыми или несчастными, удовлетворенными или нет); в частности, были опрошены инженеры и бухгалтеры. Подоб­ные исследования проводились неоднократно другими ученымив других странах, в том числе и называвших себя социали­стическими. И везде имела место высокая степень достоверно­сти результатов.

Было допущено, что факторы, вызывающие удовлетворе­ние от работы, более разнообразны, чем те, что вызывают неудовлетворение. Исходя из этого, удовлетворенность — не просто результат отсутствия факторов, ведущих к неудовлетво­ренности, т.е. удовлетворенность и неудовлетворенность не являются противоположностями. С точки зрения Герцберга, противоположностью удовлетворенности от работы является удовлетворенность «неработой», а противоположностью неудовлетворенности работой — неудовлетворенность «неработой».

Факторы, влияющие на устранение неудовлетворенности, Герцберг назвал гигиеническими, факторы, влияющие на удов­летворенность, — мотиваторами.

Рабочая ситуация (т.е. фактическая работа, которую делает работник, и окружающие его условия — зарплата, контроль и т.д.) может рассматриваться как совокупность мотиваторов и гигиенических факторов. Самое главное — не смешивать их друг с другом.

Исследования Герцберга показали, что можно разграничить и классифицировать гигиенические и мотивирующие факторы.

Гигиенические факторы: политика компании, безопасность, статус, производственные отношения, зарплата, рабочие усло­вия, надзор, поведение администрации.

Мотивирующие факторы: психологический рост (самореализация по Маслоу), прогресс, ответственность, работа сама по себе, признание, успех.

С точки зрения гигиенических факторов и мотиваторов, по­требности человека подразделяются на две группы:

1. потребности животного характера — это такие потребнос­ти, как стремление избежать боли, голода и т. п., что вынужда­ет зарабатывать деньги;

2. духовные потребности — эта группа относится к тем качест­вам, которые присущи только человеку и обеспечивают психоло­гический рост.

Герцберг также отмечал, что реализация этих двух групп факторов будет выгодна и для работника, и для нанимателя. Гигиенические факторы улучшают исполнение, но мотивирую­щие факторы необходимы для достижения реальных успехов.

Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: