Карл Роджерс
Становление личности
Содержание
Несколько гипотез относительно содействия личности в ее росте
Характерные черты помогающих отношений
Наши объективные и субъективные знания о психотерапии
Некоторые очевидные направления в процессе терапии
Что значит становиться личностью
Психотерапия как процесс
Взгляд терапевта на цели человека. “Быть тем, кем ты действительно являешься
Взгляд терапевта на хорошую жизнь. Полноценно функционирующий человек
Значение клиент-центрированной терапии для семейной жизни
Работа с нарушениями в межличностных и межгрупповых коммуникациях
Пробная формулировка общего закона межличностных отношений
Несколько гипотез относительно содействия личности в ее росте
Для меня всегда было сложной задачей оказаться лицом к лицу с беспокойной, конфликтной личностью, ищущей и надеющейся на помощь. Есть ли у меня знания, возможности, психическая устойчивость, умение — обладаю ли я тем, что нужно, чтобы помочь такому человеку?
Больше двадцати пяти лет я пытался противостоять подобным трудностям. Это побуждало меня использовать все составляющие моей профессиональной подготовки: точные методы измерения личности, которые я впервые изучал в Учительском колледже в Колумбии; проницательность и методы фрейдистского психоанализа; методы, применяемые в Институте детского консультирования, где я работал интерном; последующие разработки в области клинической психологии, с которой я тесно связан; краткое содержание работ Отто Ранка относительно методов психиатрической социальной помощи и другие средства, слишком многочисленные, чтобы их перечислять. Но самое большое значение для меня имело то, что я постоянно учился на собственном опыте и опыте моих коллег в Центре направляющей помощи, где мы стремились открыть для себя эффективные способы работы со страдающими людьми. Постепенно я разработал такой способ, который исходит из этого опыта и может быть проверен, усовершенствован или переоформлен с помощью дальнейшего опыта и исследований.
Основная гипотеза
Чтобы кратко описать происходившие во мне изменения, нужно сказать, что на протяжении первых лет моего профессионального становления я часто задавался вопросом: “Как я могу лечить этого человека, помогать ему или изменять его?” Сейчас я перефразирую вопрос: “Как создать такие отношения, которые этот человек мог бы использовать в своем личностном росте?”
Как только я поставил второй вопрос, я осознал, что мои знания применимы к любым человеческим взаимоотношениям, а не только к работе с проблемными клиентами. Поэтому я пришел к выводу, что те знания, которые были важны для меня в моем опыте, могут представлять важность и для вас в вашем опыте, так как все мы вовлечены в человеческие взаимоотношения.
Наверное, надо начать с отрицательного итога моего познания. Постепенно я стал понимать, что я не смогу помочь клиенту, страдающему из-за личных проблем, используя обучающее или интеллектуальное воздействие. Любой подход, основанный на знаниях, тренингах и принятии всего, чему учат, не поможет. Такие подходы кажутся очень заманчивыми и ведущими прямо к цели, и многие из них я перепробовал в прошлом. Можно объяснять человеку, что он собой представляет, назначать то, что поможет ему двигаться вперед, давать ему знания о том, как сделать его жизнь удовлетворительной. Но, согласно моему опыту, такие методы поверхностны и незначительны.
Все, что они способны сделать, это привести к временным изменениям человека, которые вскоре исчезнут и оставят его еще более уверенным в своей неадекватности.
Неудачи таких интеллектуальных подходов подвели меня к осознанию, что изменения возникают на протяжении всего опыта взаимоотношений. Поэтому я кратко и информативно постараюсь изложить некоторые основные гипотезы, касающиеся помогающих взаимоотношений, которые подтверждаются одновременно опытом и исследованиями.
Я могу выразить основную гипотезу одним предложением. Если я смогу создать определенный тип отношений с другим человеком, он сможет раскрыть их потенциал и использовать для собственного роста, что приведет к изменению и развитию его личности.
Отношения
Что означают эти термины? Давайте рассмотрим по отдельности три основные фразы из этого предложения, и я покажу, что они для меня значат. Что же такое определенный тип отношений, который я могу создать?
Я обнаружил следующее: чем искреннее я в отношениях, тем полезнее они для клиента. Это значит, что я должен как можно больше знать о своих чувствах, нежели внешне демонстрировать одно отношение, а на более глубоком или неосознаваемом уровне скрывать другое. Искренность включает в себя стремление к выражению в речи и поведении различных чувств и отношений, которые я испытываю. Только таким образом отношения могут стать откровенными, а откровенность чрезвычайно важна. Это первое условие. Только обеспечив искреннее отношение к самому себе, можно способствовать тому, чтобы и другой человек смог обрести его по отношению к себе. Я обнаружил, что это верно, даже если я недоволен отношениями, которые у нас есть, или если мне кажется, что они не способствуют развитию положительных изменений в нас. Искренние отношения очень важны.
Второе условие заключается в следующем: чем больше я расположен к человеку, чем больше я принимаю его, тем вернее, что я смогу создать такие отношения, которые будут ему полезны. Под принятием я подразумеваю теплое отношение к нему как к человеку, который, безусловно, обладает ценностью независимо от его состояния, поведения или чувств. Принятие означает уважение и расположение к человеку как к отдельной личности, желание того, чтобы у него были собственные чувства. Принятие означает уважение ко всему спектру отношений человека в определенный момент времени независимо от того, положительные они или отрицательные, противоречат они прежним отношениям или нет. Такое принятие каждого меняющегося аспекта другого человека создает для него ощущение теплоты и безопасности, а безопасность является очень важной и необходимой для признания себя как личности составляющей помогающих отношений.
Также я обнаружил, что отношения важны для усиления моего постоянного стремления к пониманию — тонкой эмпатии к каждому чувству и высказыванию клиента, как он сам воспринимает их в настоящий момент. Принятие само по себе мало что значит без понимания. Только тогда, когда я понимаю чувства и мысли, которые кажутся вам ужасными или неинтересными, сентиментальными или эксцентричными, только когда я смотрю на них вашими глазами и принимаю и их, и вас, только тогда вы становитесь по-настоящему свободными для того, чтобы исследовать самые укромные уголки и пугающие трещины своего внутреннего и часто скрытого опыта. Эта свобода является необходимым условием отношений. Она предполагает исследование сознательных и одновременно бессознательных уровней личности с такой скоростью, с которой только можно решить окунуться в это нелегкое испытание. Здесь также необходима полная независимость от любых нравственных или диагностирующих оценок, потому что такие оценки, я уверен, всегда пугают.
Таким образом, эти помогающие отношения характеризуются некоторой прозрачностью с моей стороны, когда мои чувства очевидны; принятием другого человека как ценности; глубоким эмпатическим пониманием, которое позволяет человеку увидеть свой собственный мир своими глазами. Если эги условия достигаются, я становлюсь спутником, сопровождающим клиента в пугающем его поиске себя, который с моей помощью он свободно совершает.
Безусловно, я не всегда могу достичь таких отношений с клиентом, а иногда, когда я чувствую, что достиг их, он может быть слишком напуган, чтобы принять то, что ему предлагается. Но я хотел бы сказать, что когда я внутренне так настроен и когда другой человек способен в какой-то степени испытывать то же самое, тогда, я уверен, в нем обязательно возникнут изменения и он начнет конструктивно развиваться. Я поместил сюда слово “обязательно” после долгого и осмотрительного размышления.
Мотивация к изменению
Довольно о помогающих отношениях. Следующая фраза в моей основной гипотезе была о том, что человек сможет раскрыть свой внутренний потенциал и использовать эти взаимоотношения для роста. Я попытаюсь пояснить, что это для меня значит. Постепенно мой опыт заставил меня сделать вывод о том, что человек внутри себя обладает потенциалом и тенденцией (латентной или очевидной) к движению к зрелости. В подходящем психологическом климате эта тенденция реализуется и становится актуальной в противоположность потенциальной. Очевидно, человек в потенциале обладает пониманием тех аспектов своей жизни и себя самого, которые причиняют ему боль и недовольство, пониманием того, какие проблемы скрыты в его подсознании из-за их угрожающего характера. Это доказывает, что тенденция личности к реорганизации себя и своего отношения к жизни идет наиболее разумным путем. Кто-то называет это тенденцией к росту, тенденцией к самоактуализации или движением вперед, но это стремление действительно является основным источником жизни, и в дальнейшем от него зависит вся психотерапия. Эта тенденция, которая присутствует в жизни всех животных и человека, способна распространяться, расширяться, становиться самостоятельной, развиваться, созревать — тенденция выразить и задействовать весь потенциал организма до такой степени, что подобная активность усилит организм или личность. Такая тенденция может глубоко скрываться под многими слоями уже затвердевшей психологической защиты, под тщательно продуманным фасадом, который отрицает ее существование; но я верю в то, что она существует у каждого и ждет только подходящих условий для того, чтобы освободиться и реализовать себя.
Выводы
Я попытался описать основные, необходимые для конструктивного личностного роста отношения. Я попробовал выразить словами те качества, которые необходимы индивиду для таких взаимоотношений. Третья фраза из моей основной гипотезы указывает, что произойдут изменения и развитие личности. Мое предположение заключается в том, что в таких взаимоотношениях индивид может измениться и на сознательном, и на глубинном личностном уровне, чтобы справиться с жизненными трудностями более конструктивным, разумным и социально приемлемым способом, приносящим удовлетворение.
Здесь я могу отойти от умозрительных построений и перейти к результатам постоянно увеличивающегося исследовательского знания. Сейчас мы знаем, что люди, имеющие такие отношения в течение даже относительно небольшого времени, претерпевают глубокие и значимые изменения в личности, установках, поведении — изменения, которые не наблюдаются в соответствующих контрольных группах. В отношениях такого рода индивид становится более активным, целостным. Он проявляет гораздо меньше невротических или психопатических черт и больше черт здорового и активного человека. Он меняет восприятие себя, и оно в результате более реалистичное. Он становится все больше похож на того человека, каким он хотел бы быть. Он больше ценит себя. Он становится более уверенным в себе и лучше себя контролирует. Он начинает лучше себя понимать и становится более открытым своему опыту. Он меньше отвергает или вытесняет свой прошлый опыт. Он лучше принимает других и видит их более похожими на себя.
В его поведении прослеживаются те же изменения. Он меньше фрустрирован стрессом и быстрее восстанавливается после него. Его поведение становится более зрелым, как замечают его друзья. Он меньше защищается, лучше адаптируется, способен творчески проявлять себя в различных ситуациях.
Это некоторые из тех изменений, которые происходят у людей, завершивших серию консультационных бесед, психологическая атмосфера во время которых была близка к описываемой мной. Каждое из этих утверждений базируется на объективных доказательствах. Конечно, необходимо провести больше исследований, но уже не остается никаких сомнений в эффективности помогающих отношений для возникновения личностных изменений.
Широкая гипотеза о человеческих взаимоотношениях
Для меня самым удивительным открытием этих исследований стал не только факт доказательства эффективности психотерапии, хотя это немаловажно. Я испытываю радость от того, что эти исследования подтверждают более широкие гипотезы относительно всех человеческих взаимоотношений. Первое, что можно предположить, — это то, что терапевтические отношения не единственные в своем роде, теми же закономерностями обладают все взаимоотношения. Кажется справедливым предположить следующее: если родитель создает хороший психологический климат при общении с ребенком, то ребенок начинает лучше себя контролировать, становится более зрелым и социализированным. В той же степени, в какой учитель сможет создать такие отношения с классом, ученик будет более активным в познании, более творческим и дисциплинированным, менее тревожным и управляемым другими. Если руководитель, или офицер, или директор производства создаст подобный климат внутри своей организации, то его служащие станут более ответственными, творческими, более приспособленными к решению новых задач, станут активнее сотрудничать. Мне кажется, что, возможно, мы наблюдаем появление новой области человеческих взаимоотношений, где мы при наличии определенных условий можем точно определить возникновение определенных изменений.
Заключение
Позвольте мне, используя предыдущее утверждение, сделать заключение. Я пытался поделиться с вами тем, чему научился, стремясь быть полезным людям, страдающим из-за многих проблем, несчастным, не способным приспособиться к окружающей обстановке. Я сформулировал гипотезы, которые постепенно стали значимыми для меня — не только в моих взаимоотношениях с клиентами, обратившимися ко мне за помощью, но и во всех человеческих взаимоотношениях. Я показал, что наши гипотезы могут быть доказаны с помощью исследований, однако еще многое нужно изучить. Сейчас я бы хотел в одном утверждении собрать все условия этой основной гипотезы и все ее следствия.
Если я смогу создать отношения, характеризующиеся с моей стороны:
истинностью и прозрачностью моих настоящих чувств;
теплым принятием и поощрением другого человека как отдельного индивида;
чуткой способностью смотреть на мир человека и на него самого подобно тому, как это видит он сам;
тогда другой человек, участвующий в этих отношениях:
будет принимать и понимать те части себя, которые первично он вытеснял;
обнаружит, что становится более целостным и способным действовать продуктивно;
станет больше похож на свой идеал;
будет более уверен в себе и станет лучше себя контролировать;
станет более яркой, уникальной и выразительной личностью;
станет лучше понимать и принимать других;
будет способен решать свои жизненные проблемы более адекватно и без усилий.
Я уверен, что это утверждение верно, если я говорю о моих отношениях с клиентом, с группой студентов или сотрудников, с моей семьей или детьми. Мне кажется, что у нас есть основная гипотеза, предоставляющая блестящие возможности для развития креативности, адаптивности и самостоятельности личности.
Характерные черты помогающих отношений
Мой интерес к психотерапии пробудил во мне интерес к различным типам помогающих отношений. Под этими словами я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. В этом контексте “другой” может быть и человеком, и группой. Иначе говоря, помогающие отношения — это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов.
Сейчас ясно, что такое определение охватывает широкий спектр отношений, содействующих личностному росту. Сюда, безусловно, включаются отношения между матерью и ребенком, между отцом и ребенком, между врачом и пациентом. Взаимоотношения учителя и ученика зачастую подходят под такое определение, хотя некоторые учителя не стремятся способствовать развитию своих учеников. В помогающие отношения включены почти все отношения “консультант — клиент” в психотерапии, говорим ли мы о консультировании в сфере образования, профессиональном или личностном консультировании. В последнюю из перечисленных областей входит широкий диапазон взаимоотношений между психотерапевтом и госпитализированным психопатом, между терапевтом и клиентом с проблемами или невротической личностью, между терапевтом и все возрастающим числом так называемых “нормальных” индивидов, которые обратились к помощи психотерапии, чтобы улучшить собственную жизнедеятельность или ускорить свое личностное развитие.
Эти отношения в большей степени складываются при индивидуальном общении. Но мы должны подумать и о достаточно большом количестве взаимодействий человека и группы, которые также можно назвать помогающими. Некоторые руководители в своих отношениях со служащими стремятся способствовать их росту, хотя есть и такие, которые не ставят перед собой такой задачи. Взаимодействия между ведущим психотерапевтической группы и самой группой также принадлежат к данному классу. То же самое происходит и в отношениях лидера общины с ее членами. Характер взаимодействий консультанта в промышленности с группой управления все больше приобретает характер помогающих взаимоотношений. Возможно, вышеперечисленное поможет осознать тот факт, что множество отношений, в которые мы все вовлечены, попадают в данную категорию взаимодействий, направленных на содействие развитию более зрелой и адекватной деятельности.
Как я могу создать помогающие отношения?
Я уверен, что каждый из нас, работая в области человеческих взаимоотношений, задается похожим вопросом — как применять знания, полученные в результате исследований? Мы не можем следовать их результатам, механически подражая, так как разрушим свои личностные качества, ценность которых была показана в этих исследованиях. Мне кажется, мы должны использовать их для проверки нашего собственного опыта, для формирования новых, нацеленных в будущее личных гипотез, которые мы бы применяли и проверяли в наших дальнейших личных взаимодействиях.
Итак, вместо того чтобы попытаться объяснить вам, как использовать предложенные мною научные изыскания, я бы хотел рассказать о том, какие вопросы возникают у меня благодаря этим исследованиям и моему собственному клиническому опыту. Я бы хотел рассказать, какие предположительные и изменчивые гипотезы направляют мое поведение с тех пор, как я вступил в отношения, которые можно назвать помогающими (со студентами, служащими, с семьей или клиентами). Позвольте мне перечислить эти вопросы и соображения.
1. Могу ли я быть таким, чтобы восприниматься другим как достойный доверия, надежный, последовательный человек в самом глубоком смысле этого слова? И исследование, и опыт показывают, что это очень важно. Но несколько лет назад я обнаружил, уверен, более глубокую и верную формулировку этого вопроса. Я привык к ощущению того, что если я соблюдаю все внешние условия, обеспечивающие доверие ко мне, — пунктуальность встреч, уважение к конфиденциальности беседы и т.д., и если я веду себя последовательно в соответствии с этим на протяжении всех бесед, то эти условия будут выполнены. Но опыт обнажил тот факт, что, если я действую последовательно и однообразно (например, демонстрирую принятие клиента в то время, как я чувствую, что раздражен, или скептически настроен, или испытываю еще какие-нибудь чувства, несовместимые с принятием), люди достаточно быстро начинают ощущать мою непоследовательность и ненадежность. Я пришел к выводу, что заслужить доверие — не значит вести себя последовательно. Для этого нужно быть по-настоящему надежным и искренним человеком. Я употреблял термин “конгруэнтность” в описании того, каким бы я хотел быть. Под ним я подразумеваю следующее: какие бы чувства или отношение я ни испытывал, им будет соответствовать осознание мной этих чувств или отношения. Если это действительно происходит, то в этот момент я становлюсь целостной, интегрированной личностью, и отсюда следует, что я могу быть тем, кем я действительно являюсь,
2. С этим вопросом очень тесно связан другой. Могу ли я достаточно полно выразить свое состояние, чтобы это не выглядело двусмысленно? Я уверен, что большинство моих неудач в достижении помогающих взаимоотношений произошло из-за неудовлетворительных ответов на эти два вопроса. Когда я выражаю раздражение по отношению к другому, но не осознаю его, мое сообщение содержит противоречивые послания. В моих словах содержится одно послание, но я еще незаметно сообщаю и ощущаемое мною раздражение, что смущает другого и делает его недоверчивым, даже если он и не подозревает о причине своих затруднений. Когда я как родитель, терапевт, учитель или администратор не могу услышать то, что во мне происходит, и часто из-за собственных защитных механизмов, тогда в результате я терплю неудачу. Это привело меня к выводу, что основное знание для любого человека, который надеется на создание любого рода помогающих отношений, заключается в том, чтобы быть по-настоящему прозрачным и искренним. Если в отношениях с другим человеком я достаточно конгруэнтен, если от меня или от него не спрятаны никакие чувства, относящиеся к нашим взаимоотношениям, тогда я могу быть уверен, что отношения будут помогающими.
Один из способов соблюдения этого правила (он может показаться вам странным) заключается в следующем: если я смогу создать помогающие отношения с самим собой (если я смогу тонко осознавать и принимать свои собственные чувства), то скорее всего я смогу создать помогающие отношения с кем-нибудь другим.
Наиболее сложной задачей из тех, что я знаю, но никогда не выполняю полностью, является такая: принимать себя таким, какой я есть, и разрешать себе демонстрировать это другим людям. Само осознание того, что это является моей задачей, было очень ценным, потому что оно помогло мне обнаружить неполадки в межличностных отношениях, которые становятся все более запутанными, если не направить их снова на конструктивный путь. Это значит, что если я содействую личностному росту других, то я должен расти и сам. Это очень обогащает, даже если причиняет боль.
3. Третий вопрос. Могу ли я позволить себе испытывать положительные чувства по отношению к другому человеку — теплоту, заботу, симпатию, интерес, уважение? Это не так-то просто. Я обнаружил в себе и часто замечаю в других некоторое беспокойство по этому поводу. Мы боимся позволить себе свободно принимать охватившие нас позитивные чувства к другому. Они могут привести к повышению требований к нам самим или мы можем оказаться разочарованы в своем доверии. Поэтому мы и боимся. Ответной реакцией на этот страх является наше стремление построить дистанцию между собой и другими — в виде отчуждения, “профессионального” отношения, безличного отношения.
Я твердо уверен в том, что одной из важнейших причин профессионализации любой области является то, что это помогает сохранять дистанцию. В области медицины мы разрабатываем тщательно продуманные формулировки диагноза, в которых человек предстает как объект. В обучении или в административной работе мы разрабатываем различные способы оценки, и опять человек воспринимается как объект. Я уверен, что таким образом мы удерживаем себя от переживания, например, чувства заботы, которое часто узнается в отношениях между двумя людьми. Настоящим достижением является то, что мы можем научиться (хотя бы в некоторых отношениях или на некоторых отрезках этих отношений) тому, что чувство заботы о другом безопасно, что именно так и нужно относиться к человеку, к которому мы испытываем положительные чувства.
4. Следующий вопрос, важность которого я ощутил на своем собственном опыте: достаточно ли я сильная личность, чтобы позволить себе быть отличным от других? Могу ли я столь же непреклонно уважать свои чувства, потребности, как и чувства и потребности другого человека? Могу ли я самостоятельно, если это необходимо, выразить собственные чувства как нечто сугубо личное, отдельное от его чувств? Достаточно ли я силен в своем отличии от другого человека, чтобы не быть подавленным его депрессией, испуганным его страхом или уязвленным его зависимостью? Достаточно ли твердости в моем внутреннем Я, чтобы устоять и не разрушиться от его злости, не подчиниться его потребности в зависимости и не поработиться его любовью, чтобы существовать отдельно от него со своими чувствами и правами? Когда я свободно чувствую эту силу — быть отдельной личностью, тогда я обнаруживаю, что могу разрешить себе проникнуть намного глубже в понимании и принятии другого человека, потому что уже не боюсь потерять себя.
5. Следующий вопрос тесно связан с предыдущим. В достаточной ли безопасности я нахожусь, чтобы позволить другому быть отдельньм от меня? Могу ли я позволить ему быть таким, каков он есть — честным или лживым, инфантильным или взрослым, безнадежно отчаявшимся или слишком самоуверенным? Могу ли я ему предоставить свободу? Или же я чувствую, что он должен следовать моему совету, оставаться зависимым от меня или копировать меня? В связи с этим я думаю об интересном небольшом исследовании Фарсона (Parson) (6), который нашел, что наименее адекватный и наименее компетентный консультант стремится работать с самыми конформными и податливыми клиентами. С другой стороны, наиболее адекватный и наиболее компетентный консультант может взаимодействовать с клиентом на протяжении многих бесед, не вмешиваясь при этом в свободное развитие совершенно непохожей на него личности клиента. Я бы предпочел быть во второй группе и как родитель, и как наблюдатель, и как консультант.
6. Другой вопрос, который я себе залаю: могу ли я позволить себе полностью войти в мир чувств и личностных смыслов другого человека и увидеть их так, как он? Могу ли я настолько полно войти в его мир, чтобы у меня отсутствовало стремление оценивать или судить его? Могу ли я войти туда настолько искусно, чтобы двигаться там свободно, не попирая те смыслы, которые он так ценит? Могу ли я настолько тонко чувствовать, чтобы понять не только явные смыслы его опыта, но и те скрытые значения, которые он видит смутно или нечетко? Могу ли я сделать такое понимание безграничным? Я думаю о клиенте, который сказал: “Когда я нахожу человека, который понимает только часть меня в определенный момент времени, то сознаю, что вновь может возникнуть момент, когда он снова меня не поймет... Всю жизнь я усердно ищу кого-нибудь, кто бы меня понял”.
Я нахожу, что мне легче понимать и сообщать это понимание отдельно взятым клиентам, чем студентам в классе или сотрудникам в коллективе, куда я вхожу. Существует сильный соблазн исправить студента или указать сотруднику на его ошибки. Но когда я могу позволить себе смелость понимать других в этих ситуациях, это взаимно вознаграждается. Что касается клиентов в процессе психотерапии, то меня всегда поражал тот факт, что даже минимум эмпатического понимания (пусть неуклюжие и ошибочные попытки ухватить беспорядочную сложность смыслов в речи клиента) помогает. Хотя, несомненно, более полезно, если я могу понять и четко сформулировать смысл его жизненного опыта, который для него был неясен и запутан.
7. Другой сложный вопрос: могу ли я принять все грани личности другого человека, которые он проявляет?
Могу ли я принимать его таким, какой он есть на самом деле? Могу ли я выразить это отношение? Или же я могу принимать его лишь при определенных условиях, одобряя только некоторые из его чувств, а тихо или открыто осуждая другие? Из своего опыта я знаю, что если мое отношение к клиенту зависит от каких-то условий, то он не может изменять или развивать те качества, которые я не полностью принимаю. И когда впоследствии (а иногда слишком поздно) я пытаюсь найти причину, по которой я оказался не способен принять его во всем, обычно она заключается в том, что я был напуган некоторыми его чувствами. Если я хочу более эффективно помогать другим, то я должен развиваться и принимать самого себя во всем.
8. Следующий вопрос затрагивает одну практическую проблему. Могу ли я действовать с достаточной чувствительностью в отношениях с клиентом, чтобы мое поведение не воспринималось как угроза? Работа, которую мы недавно начали, касается изучения сопутствующих психотерапии физиологических показателей. Она подтверждает работу Диттеса, в которой показано, как легко люди начинают чувствовать угрозу на физиологическом уровне. Психогальванический рефлекс — измерение степени кожной проводимости — показывает резкое снижение, когда терапевт отвечает резким словом, не соответствующим чувствам клиента. А на фразу: “Да, ты на самом деле выглядишь расстроенным” — иголка самописца почти срывается с листа. Я стремлюсь избежать даже самых незначительных угроз, и вовсе не за счет сверхчувствительности по отношению к моему клиенту. Это происходит благодаря моей твердой вере, основанной на опыте: если я максимально освобождаю клиента от внешней угрозы, это дает ему возможность работать с внутренними ощущениями и конфликтами, которые он сам считает опасными.