Терапевт: Мне кажется, вы говорите, что теперь можете более внимательно прислушиваться к себе. Если ваше тело говорит, что устало, вы слушаете его и верите ему, вместо того чтобы осуждать; если это боль — вы можете ее слышать; если это чувство любви к жене и детям — вы можете это почувствовать, и, кажется, это проявляется еще и в том, что они изменяются.
Здесь, в сравнительно небольшом, но символически важном отрывке, можно увидеть многое из того, что я пытался сказать про открытость опыту. Прежде он не мог свободно чувствовать боль или болезнь, потому что быть больным означало быть непринятым. Он не мог чувствовать нежность и любовь к своим детям, потому что иметь такие чувства означало быть слабым, а он должен был удерживать сильную маску. Но сейчас он может быть искренне открыт переживаниям своего организма — он может быть уставшим, если устал, он может чувствовать боль, когда его телу больно, он может свободно проявлять любовь, которую чувствует к своей дочери, и также может чувствовать и выражать ей свое недовольство, о чем он сказал в следующей части беседы. Он может полностью жить опытом своего целостного организма, вместо того чтобы не впускать его в сознание.
Доверие к своему организму
Второе качество личности, возникающее после процесса терапии, трудно описать. Кажется, что человек все больше обнаруживает, что его собственный организм заслуживает доверия, что он — подходящий инструмент для нахождения наиболее соответствующего поведения в каждой непосредственной ситуации.
Это кажется странным, позвольте мне разъяснить. Если вы представите себе индивида, стоящего перед неким экзистенциальным выбором, это, возможно, облегчит понимание моего описания: “Провести ли мне отпуск дома с семьей или одному?”, “Выпить ли мне предложенный третий коктейль?”, “Тот ли это человек, которого я хочу видеть в качестве партнера в жизни и в любви?”. Как же поведет себя человек в такого рода ситуациях после психотерапии? В пределах открытости человека своему опыту у него есть доступ ко всем возможным составляющим ситуации, на которых можно основывать свое поведение. У него есть знание своих собственных чувств и желаний, которые зачастую сложны и противоречивы. Он может свободно ощущать требования общества от ригидных социальных “законов” до желаний друзей и семьи. У него есть доступ к запомнившимся похожим ситуациям и результатам различных типов поведения в таких ситуациях. У него есть относительно четкое представление о внешней среде во всей ее сложности. Он обладает лучшей способностью позволять своему целостному организму при участии сознательной мысли продумывать, взвешивать и уравновешивать любые воздействия, потребности и требования, их относительный вес и интенсивность. Вне этого комплекса взвешивания и уравновешивания он не способен раскрывать направление действия, которое кажется лучшим удовлетворением всех его потребностей в ситуации (долгосрочных и сиюминутных).
В таком взвешивании и уравновешивании всех компонентов жизненного выбора его организм, конечно же, будет совершать ошибки. Будут сделаны ошибочные выборы, Но из-за того, что человек стремится к осознанию своего опыта, у него будет происходить широкое и непосредственное осознание неудовлетворяющих результатов, быстрая коррекция ошибочных выборов.
Это может помочь осознать, что у большинства из нас есть недостатки, которые мешают этому взвешиванию и уравновешиванию, — это нечто присутствующее в нас, но не являющееся частью нашего опыта и не впускающее те элементы, которые являются частью нашего опыта. Таким образом, индивид может придерживаться такого представления о себе, как “я знаю меру в спиртном”, когда открытость своему прошлому опыту показывает, что это едва ли верно. Или молодая женщина, которая способна видеть только хорошие качества будущего супруга, тогда как открытость опыту показала бы, что он обладает также и недостатками.
В общем, истиной является то, что, когда клиент открыт своему опыту, он обнаруживает, что его организм заслуживает доверия. Он испытывает меньше страха перед своими эмоциями. Здесь присутствует постепенный рост доверия и даже симпатии к сложности, богатству, широкому спектру чувств и стремлений, которые находятся в нем на орга-низмическом уровне. Сознание вместо того, чтобы быть сторожем опасных и непредсказуемых импульсов, из которых лишь немногие могут быть выпущены на свет, становится обитателем сообщества импульсов, чувств и мыслей, которые, как оказывается, очень хорошо управляют собой, если за ними не следить со страхом.
Внутренний локус контроля
Еще одно направление, очевидное в процессе становления личности, относится к источнику, или локусу, выборов ее решений или оценочных суждений. Индивид все больше и больше приходит к чувству, что его локус контроля лежит внутри него самого. Все меньше и меньше он ищет в других одобрения или неодобрения: стандартов, по которым нужно жить; решений и выборов. Он узнает, что это покоится внутри него; и единственный вопрос, который имеет смысл, — это: “Удовлетворяет ли меня мой образ жизни, является ли он моим полным и истинным выражением?” Это, я думаю, скорее всего самый важный вопрос для творческой личности.
Наверное, будет лучше проиллюстрировать это на примере. Я бы хотел представить краткий отрывок из записи беседы с молодой женщиной, студенткой, которая пришла за помощью на консультацию. Изначально она была крайне обеспокоена множеством проблем и помышляла о самоубийстве. Во время беседы она открыла в себе огромное желание быть зависимой, позволить кому-нибудь управлять своей жизнью. Она была крайне предосудительно настроена по отношению к тем, кто недостаточно ею управлял. Она говорила обо всех своих профессорах, чувствуя горечь от того, что никто не научил ее чему-нибудь действительно стоящему. Постепенно она начала осознавать, что частью ее проблемы было то, что она не принимала активного участия на этих занятиях. Затем идет часть, которую я хочу процитировать.
Я думаю, в этом отрывке вы найдете для себя пояснение того, что значит иметь внутренний локус контроля в вас самих. Здесь представлена цитата из одной из поздних бесед с этой молодой женщиной, где видно, как она начала осознавать, что скорее всего она частично ответственна за недостатки в своем образовании.
Клиент: Ну, сейчас я удивляюсь, как это я ходила вокруг да около, получая поверхностные знания и не ухватывая, не вникая в глубинную суть вещей.
Терапевт: Может быть, вы брали по чайной ложечке там, где надо было брать лопату и копать глубже.
Клиент: Угу. Вот почему я говорю... (медленно и очень тщательно) ну, с некоторым основанием это действительно зависит от меня. Я имею в виду, мне кажется ясно, что я не могу зависеть от кого-то другого в своем образовании. (Очень мягко.) Я в самом деле должна буду добиться этого сама.
Терапевт: Ну, почти добрались, что есть только один человек, который может вас научить; вы осознаете, что скорее всего никто не сможет вам дать образование.
Клиент: Угу. (Долгая пауза — она сидит и думает) У меня есть все симптомы страха. (Мягко смеется.)
Терапевт: Страх? Это то, что пугает? Вы это имеете в виду?
Клиент: Угу. (Очень долгая пауза, очевидно, она борется со своими внутренними чувствами.)
Терапевт: Вы еще что-то хотите об этом сказать? Это действительно вызывает в вас симптомы испуга?
Клиент (смеется): Я, ух... я не знаю, что я точно знаю. Я имею в виду... ну, это действительно похоже на то, что я освободилась (пауза), и это кажется, я очень... я не знаю... это уязвимое положение, но я, ух, я вытащила это наверх и это, ух, это как-то часто выходит наружу, и без моих слов. Это кажется... что-то, чему я позволяю вылезти.
Терапевт; Вряд ли это часть вас.
Клиент: Ну, я чувствую удивление.
Терапевт: Хотя “Ну, ради бога, неужели я это сказала?”. (Оба посмеиваются.)
Клиент: Действительно, я не думаю, что у меня раньше было такое чувство. У меня было... ух, ну, это на самом деле ощущается так, ух, что действительно является частью меня. (Пауза.) Или, ух (довольно растерянно), это ощущается, как... у меня есть... ух, я не знаю. Я ощущаю силу, и еще у меня есть в то же время чувство... осознание чего-то пугающего, страшного.
Терапевт: То есть вы имеете в виду, что это дает вам чувство, как вы говорите, силы и еще в то же время пугающее чувство того, что вы сказали, да?
Клиент; Угу. Я это чувствую. Например, я ощущаю сейчас это внутри... похоже, оно вздымается, вытекает, как водопад. Как будто оно действительно большое и сильное. И еще... ух... ну, во-первых, это почти физическое чувство того, что я осталась в одиночестве, оторванной от... от поддержки окружающих.
Терапевт: Вы чувствуете, что это что-то глубокое и мощное, рвущееся наружу, и в то же время вы просто чувствуете, как оторвались от поддержки, когда произнесли это.
Клиент: Угу. Может, и так... я не знаю... это изменение моего образа, я думаю.
Терапевт: Похоже на сотрясение довольно значимого образа, со скрипом потерянного.
Клиент: Угу. (Пауза, осторожно, но с убеждением.) Я... я думаю.., я не знаю, но у меня есть чувство, что я начну делать много вещей, которые, я знаю, я должна сделать... Мне надо так много сделать. Кажется, я должна выработать новые способы поведения во многих жизненных направлениях, но... может быть... я смогу увидеть, что делаю что-то немного лучше.
Я надеюсь, что эта иллюстрация дает нам некоторое представление о силе, которая переживается в состояни уникальной личности, ответственной за себя, и также о тревоге, которая сопровождает принятие на себя ответственности. Осознание того, что “я единственный, кто выбирает” и “я единственный, кто определяет для себя ценность опыта”, является одновременно стимулирующим и пугающим.
Готовность быть процессом
Я бы хотел выделить последнюю характеристику таких людей, когда они стремятся раскрыться и стать собой. Им больше нравится сушествовать в качестве процесса, чем результата. Когда клиент вступает в терапевтические отношения, он, похоже, хочет достичь какого-то устойчивого состояния: он хочет достичь той точки, за которой его проблемы будут решены, где он станет успешным в своей работе или удовлетворенным своим супружеством. Но в свободных терапевтических отношениях он стремится отбросить такие фиксированные цели и обрести более верное осознание того, что он не застывшая сущность, а процесс становления.
Один клиент при завершении терапии немного озадаченно сказал: “Я не закончил работу по интегрированию и реорганизации себя, но это только смущает, а не обескураживает, сейчас я осознаю, что это продолжающийся процесс... Это возбуждает, но иногда расстраивает. Однако всегда воодушевляет ощущение себя в действии, предположительно осознанном относительно его направления, даже если ты... даже если не всегда есть осознание того, куда оно приведет”. Здесь можно одновременно увидеть и выражение доверия к организму, о котором я говорил, и осознание себя как процесса. Это личное описание того состояния, когда принимаешь, что ты — поток становления, а не окончательная данность, Это значит, что личность является текущим процессом, а не фиксированной и статичной сущностью; текущей рекой изменений, а не куском твердой материи; постоянно меняющимся созвездием возможностей, а не фиксированным набором черт.
Вот другое высказывание о том же элементе изменчивости экзистенциального бытия: “Целая последовательность переживаний и смыслов, которые я тут раскрыл, представила мне процесс одновременно и притягивающим, и немного пугающим. Это, похоже, означает позволить своему опыту вести себя в направлении, которое появляется в перспективе, к целям, которые я могу смутно определить, когда пытаюсь понять, по крайней мере, текущий смысл этого опыта. Ощущение плавания в сложном потоке опыта с потрясающей возможностью вникнуть в эту постоянно меняющуюся сложность”.
Заключение
Я пытался рассказать вам, что происходит в жизни людей, с которыми мне посчастливилось находиться во взаимоотношениях, когда они боролись, чтобы стать собой. Я отважился описать с той точностью, на какую я способен, смыслы, кажущиеся вовлеченными в процесс становления личности. Я уверен, что это не единственный процесс, возникающий в терапии. Я уверен, что не вижу его ясно и полностью, и поэтому у меня постоянно меняется осмысление и понимание этого. Я надеюсь, вы примете это как меняющуюся предварительную картину, а не как что-то законченное.
Одной из причин выделения пробного характера того, о чем я говорил, является то, что я хотел разъяснить то, чего я не говорил: “Это то, чем вы должны стать; это ваша задача”. Пожалуй, эти смыслы я вижу и разделяю со своими клиентами. Скорее всего эта картина чужого опыта может осветить или придать значение вашему собственному опыту.
Я подчеркивал, что каждый задается двойным вопросом: “Кто я?” и “Как я могу стать собой?” Я утверждал, что в благоприятном психологическом климате имеет место процесс становления; в нем индивид одну за другой отбрасывает защитные маски, при помощи которых он встречал жизнь; в нем индивид полностью переживает скрытые аспекты себя; он открывает в этих переживаниях незнакомца, который жил за масками, незнакомца, который является им. Я старался показать свое видение характерных черт возникающей личности; личности, которая более открыта ко всем элементам опыта своего организма; личности, развивающей доверие к своему организму как к инструменту чувственной жизни; личности, принимающей внутренний локус контроля; личности, учащейся жить в качестве участника потока опыта, текущего процесса, в котором он продолжает раскрывать новые аспекты себя. Мне кажется, это некоторые из элементов, которые входят в становление личности.
Психотерапия как процесс
Загадка процесса
Я бы хотел взять вас с собой в исследовательское путешествие. Задача нашего путешествия, цель нашего исследования — попытаться узнать что-то о процессе психотерапии, или процессе, с помощью которого происходит изменение личности. Я бы хотел вас предостеречь, что цель еще не достигнута, и кажется, что экспедиция прошла только несколько миль в глубь джунглей. Однако скорее всего, если я смогу взять вас с собой, вас заинтересует открытие новых и полезных путей к будущим достижениям.
Мне кажется, что к такому исследованию меня побудили очень простые причины. Как многие психологи, интересующиеся инвариантными качествами личности (постоянными характеристиками интеллекта, темперамента, структуры личности), так и я достаточно долго интересовался инвариантными качествами изменений личности. Изменяются ли личность и поведение? Что общего в этих изменениях? Что общего в условиях, способствующих этим изменениям? И самое важное, что это за процесс, с помощью которого эти изменения возникают?
До недавнего времени мы в основном пытались узнать что-то о процессе, изучая результаты. У нас есть много фактов, например, относительно изменений, происходящих в самовосприятии или восприятии других. Мы измеряли эти изменения не только по окончании целого курса психотерапии, но и на всем его протяжении. Но даже последний вид изменений дает нам лишь незначительный ключик к познанию этого сложного процесса.
Изучение результатов отдельных отрезков психотерапии является, по сути, измерением результата, который дает довольно немногочисленные знания о том, как происходят изменения.
Раздумывая над проблемой понимания процесса психотерапии, я пришел к осознанию того, насколько объективное исследование мало связано с изучением самого процесса в любой области знаний. Объективное исследование вырезает застывший момент, чтобы представить нам точную картину внутренних отношений, существующих на данный момент. Но наше понимание текущего момента — является ли он процессом брожения, циркуляции крови, деления атомного ядра при цепной реакции — обычно достигается теоретической формулировкой, дополняемой, по возможности чаще, клиническим наблюдением за процессом. Таким образом, я осознал, что, наверное, возлагаю слишком большие надежды, ожидая, что исследовательские процедуры смогут пролить свет непосредственно на процесс изменения личности. Наверное, это сможет сделать только теория.
Отвергнутый метод
Когда больше года назад я решил предпринять новую попытку в понимании того, как происходят изменения, то сначала принял во внимание множество способов описания терапевтического опыта в рамках других теорий. Я нашел много привлекательного в области теории коммуникации с ее понятиями “обратной связи”, “входными и выходными сигналами” и др. У меня была возможность описать терапевтический процесс в терминах теории научения, или теории систем. По мере изучения этих направлений я уверился, что терапевтический процесс можно описать, используя понятия любого из этих теоретических направлений. Я думаю, это в некотором роде имело бы свои преимущества. Но я убедился также в том, что в новой области требуется совсем не то.
Я пришел к такому же заключению, что и многие до меня: в новой области, возможно, больше всего нужно сначала погрузиться в происходящее, используя метод естественного наблюдения и описания этих событий, выявить наиболее конкретные заключения, которые соответствуют природе самого материала.
Методология подхода
Итак, в прошлом году я использовал метод, который многие из нас используют для выдвижения гипотез, метод, который психологи в этой стране неохотно демонстрируют или комментируют. Я использовал себя в качестве инструмента.
Как инструмент я обладал одновременно и хорошими, и плохими качествами. Я многие годы переживал психотерапию как терапевт. Я переживал ее и с другого края парты — со стороны клиента. Я размышлял о терапии, проводил исследования в этой области, был близко знаком с чужими исследованиями. Во мне сформировалась предвзятость, определенный взгляд на психотерапию, я старался развить теоретические представления о ней. Эти взгляды и теории сделали меня менее чувствительным к событиям как таковым. Могу ли я быть открытым феномену терапии? Могу ли я позволить всей целостности своего опыта быть самым эффективным инструментом или же моя предвзятость не позволит увидеть то, что там есть? Я могу только начать и попытаться.
Итак, в течение прошлого года я провел много времени, прослушивая записи терапевтических бесед и пытаясь делать это как можно более непредвзято. Я старался воспринимать все ключи к разгадке процесса и важнейшие элементы изменений. Потом я пытался выделить из них простейшие качества, которые я могу описать. В этом мне во многом помогли размышления многих моих коллег, но особенно я обязан Юджину Гендлину (Eugene Gendlin), Уильяму Киртнеру (William Kirtner) и Фреду Зимрингу (Fred Zimring), которые смогли думать об этих задачах по-новому и помощь которых была особенно полезна.
Следующий шаг включал в себя сбор этих наблюдений и простейших абстракций с целью формулировки и выведения гипотез, которые можно проверить. Я достиг этого уровня. Я не извиняюсь за то, что не привожу никаких эмпирических исследований этих формулировок. Если можно как-то ориентироваться на прошлый опыт, то я твердо уверен, что те формулировки, о которых я говорю, будут реально регистрироваться и в субъективном опыте других терапевтов, и тогда будет проведено огромное количество исследований, и тогда в считанные годы появится достаточное количество доказательств истинности или ложности следующих утверждений.
Трудности и волнения поиска
Вам может показаться странным, что я так много рассказываю о личных переживаниях, через которые я прошел в поисках некоторых простых и, я уверен, неадекватных формулировок. Это происходит потому, что я чувствовал, что девять десятых исследования всегда находятся под водой и видна только верхняя часть айсберга, очень обманчивая часть. Редко кто-нибудь вроде Муни (Мооnеу) (6, 7) описывает метод исследования в целом таким, каким он действительно является у индивида. Я бы тоже хотел, чтобы мое исследование стало изучением чего-то целостного, того, что во мне происходит, а не просто обезличенной части.
На самом деле я хочу и должен более полно поделиться с вами волнениями и разочарованиями по поводу этой попытки понимания процесса. Я бы хотел рассказать вам о моем недавнем открытии, показать, каким образом чувства “охватывают” клиентов (это слово они часто используют). Клиент говорит о чем-то важном, и вдруг бац! Его охватывает чувство, у которого нет названия или обозначения, которое является переживанием чего-то неизвестного, что должно быть тщательно исследовано перед тем, как быть окончательно названным. Как сказал один клиент: “Это чувство, что я чем-то охвачен. Я даже не знаю, с чем оно связано”. Меня поражала частота таких событий.
Следующее наблюдение, заинтересовавшее меня, — разнообразие способов, с помощью которых клиенты приближаются к своим чувствам. Чувства “бьют ключом”, они “просачиваются”. Клиенты также позволяют себе “углубляться” в свои чувства, часто с осторожностью и страхом. “Я хочу углубиться в это чувство. Вы можете как бы видеть, насколько тяжело действительно приблизиться к нему”.
Кроме того, другое из этих естественных наблюдений имеет отношение к тому, как клиент приходит к важности точности выражения. Он хочет описывать свои чувства только точными словами, и приближенные значения здесь не подходят. Все это, конечно, делается для более ясной коммуникации с собой, и сразу же после этого любое слово будет также хорошо передавать свое значение другим людям.
Также я пришел к пониманию того, что я называю “моментами движения”. Это такие мгновения, когда кажется, что изменение действительно возникает. Я позже опишу их и объективные физиологические составляющие, которые для них характерны.
Еще я бы хотел упомянуть о том, что часто испытывал глубокое чувство отчаяния, когда простодушно блуждал в невообразимой сложности терапевтических отношений. Неудивительно, что мы пытаемся приблизиться к психотерапии, используя множество предрассудков. Мы чувствуем, что нужно ее упорядочить. Вряд ли мы осмелимся надеяться, что можем найти упорядоченность в ней самой.
Здесь будут приведены некоторые личные открытия, загадки и разочарования, с которыми я столкнулся при работе над этой проблемой. Из них сформировались более правильные представления, о которых я и хотел бы сейчас рассказать.
Главное условие
Если бы мы исследовали процесс роста растений, то при формировании нашего представления о нем мы бы учли некоторые постоянные условия: температуру, влажность и солнечный свет. Так же и при разработке концепции процесса изменения личности в психотерапии я буду предполагать, что существует постоянный и оптимальный набор условий для содействия этому изменению. Недавно я попытался описать каждое из этих условий (8). Для достижения нашей цели я уверен, что могу выразить эти предполагаемые условия одним словом. На протяжении всей последующей дискуссии я предполагаю, что клиент ощущает себя полностью принятым. Я подразумеваю под этим то, что клиент обнаруживает, что терапевт психологически принимает его таким, какой он есть, какими бы ни были его чувства — страх, отчаяние, незащищенность, злоба и в какой бы манере он их ни выражал — молчанием, жестами, слезами или словами. В этом термине выражается концепция эмпатического понимания и принятия. Также хорошо указать, что это условие является оптимальным, если воспринимается клиентом, а не просто существует в голове у терапевта.
Во всем, что я буду впоследствии говорить о процессе изменения, я предполагаю, что принятие — его постоянное, оптимальное и максимальное условие.
Возникающая последовательность
Пытаясь понять процесс изменения и получить представление о нем, я вначале искал элементы, которые обозначат или охарактеризуют само изменение. Я думал об изменении как о сущности и искал ее атрибуты. С тех пор как я познакомился с живыми фактами изменений, в моем понимании возникло представление, что это последовательность особого рода, отличающаяся от того, что я представлял раньше.
Я увидел, что индивиды движутся не от статичности или гомеостаза через изменение к новой статичности, хотя этот процесс действительно возможен. Но здесь присутствует более важная последовательность от статичности к изменчивости, от жесткой структурированности к текучести, от статики к динамике. Я сформулировал рабочую гипотезу: вероятно, характеристики высказываний клиента в любой момент времени могут показывать его положение в этой последовательности, могут обозначать, где он находится в процессе изменения.
Я постепенно развивал эту концепцию процесса, выделяя в нем семь стадий, но подчеркивая его непрерывность и то, что неважно, кто сколько стадий выделяет в нем — три или пятьдесят, все равно будут присутствовать все промежуточные точки.
Я пришел к ощущению, что данный клиент, взятый как целое, обычно демонстрирует поведение, которое концентрируется в относительно небольшом диапазоне континуума. И не может быть, чтобы в одной области своей жизни клиент демонстрировал абсолютную статичность, а в другой — абсолютную изменчивость. В целом у него будет тенденция находиться на определенной стадии этого процесса. Но, как бы то ни было, процесс, который я хочу описать, вероятно, относится к определенным областям личностных смыслов, где, как я предполагаю, клиент будет проявлять различные качества на каждой стадии.
Семь стадий процесса
Позвольте мне описать свой способ видения этих последовательных стадий процесса, посредством которых индивид меняется от статичности к текучести, от точки, расположенной ближе к неизменяемому концу континуума, к точке, расположенной ближе к крайней подвижности континуума. Если мои наблюдения верны, то путем сбора данных о качестве переживаний и их выражений в данном индивиде, о той атмосфере, где он чувствует себя полностью принятым, мы можем определить его местоположение в континууме личностных изменений.
Первая стадия. На этой стадии статичности и отдаления индивид пришел на терапию не по собственному желанию или выбору. Как бы то ни было, я могу в некоторой степени проиллюстрировать характеристики этой стадии.
Здесь присутствует нежелание сообщать о себе. Сообщение акцентировано только на внешних предметах.
Например: “Ну, я бы сказала, что мне всегда кажется немного абсурдным говорить о ком-то без крайней необходимости” (Множество примеров, использованных в качестве иллюстраций, взято из записей бесед, за исключением некоторых специально отмеченных. Большей частью они взяты из бесед, которые никогда не публиковались, но некоторые из них взяты из работы Льюиса, Роджерса и Шлейна (Lewis, Rodgers and Shiein) (5) о двух случаях.).
Чувства и личностные смыслы не осознаются и не относятся к самому себе,
Личностные конструкты (я заимствовал этот термин у Келли (Kelty) (3) чрезвычайно статичны.
Близкие и контактные отношения истолковываются как опасные.
На этой стадии не осознается и не воспринимается существование проблем.
Нет никакого стремления к изменению.
Например: “Я думаю, что практически здоров”.
Присутствует сильная блокада внутренней коммуникации.
Наверное, эти короткие утверждения и примеры передают кое-что о психологической статичности на этом конечном отрезке континуума. Индивид обладает небольшим осознанием угасания внутреннего чувства жизни или оно у него вообще отсутствует. Способы истолкования опыта насаждаются его прошлым, они ригидны и не затронуты актуальностью настоящего. Он если использовать термин Гендлина (Gendlin) и Зимринга (Zimring) структурно ограничен в своем способе восприятия. Вот почему он реагирует “на настоящую ситуацию путем поиска похожего прошлого опыта и потом реагирует на это прошлое, ощущая настоящее” (2). Установление различий в личностных смыслах грубо или слишком глобально, опыт в большинстве своем рассматривается в белых и черных тонах. Он сообщает не о себе, а только о том, что находится вне него. Он стремится видеть в себе человека, у которого вообще нет проблем или если они и есть, то, конечно же, находятся вне него самого. Заблокирована в основном коммуникация между Я и опытом. На этой стадии индивид характеризуется такими терминами, как застой и статичность в противоположность текучести или изменению.
Вторая стадая процесса. Если человек, находящийся на первой стадии, ощутит себя полностью принятым, то он перейдет на вторую. Кажется, мы знаем лишь немного о том, как обеспечить это ощущение принятия для человека, находящегося на первой стадии. Этого порой можно достичь в игре или групповой терапии, когда клиент, будучи погруженным в атмосферу принятия и не проявляя собственной инициативы, довольно продолжительное время ощущает себя принятым. В любом случае, когда он это испытывает, возникает небольшое расслабление и появляется движение в символическом выражении своего опыта, который можно охарактеризовать так.