Позвольте мне поставить вопрос следующим образом. Случайно или путем внезапного озарения, с помощью научного знания или артистизма в установлении человеческих отношений или путем комбинации всех этих элементов мы научились запускать описываемый процесс, в основе которого, кажется, лежат последовательные события, схожие у разных клиентов. Мы кое-что знаем об условиях, необходимых для запуска этого процесса. Мы знаем, что если терапевт обладает глубоким уважением и полным принятием по отношению к клиенту и к его потенциальным возможностям, необходимым для работы над собой и своей ситуацией; если отношения с клиентом наполнены достаточным теплом, которое преобразовывает их в сторону более глубокой симпатии и любви к его личности; если достигнут такой уровень коммуникации, при котором он начинает воспринимать, что терапевт понимает переживаемые им чувства и принимает его самого со всей глубиной, на какую только способен, тогда мы можем быть уверены, что процесс начался. Тогда вместо попыток настаивать на том, что процесс служит предполагаемым целям (неважно, каким смыслом они нагружены), давайте поставим вопрос, который по-настоящему продвинет науку. Вот он: какова природа процесса психотерапии, каковы его основные характеристики, какое направление или направления он принимает, к какому результату, если таковой существует, он приводит? Когда Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) увидел искру, вылетающую из стержня на веревке воздушного змея, он, к счастью, не соблазнился непосредственным практическим применением этого явления. Вместо того он начал выяснять базовые процессы, делающие возможным появление этого феномена. Хотя многие ответы были неверны, поиск принес свои плоды, потому что вопрос был поставлен правильно. Поэтому я прошу позволить нам задать такого же рода вопросы по отношению к психотерапии, с тем чтобы мы попытались описать, изучить и понять базовые процессы, лежащие в ее основе, а не исказить ее описание для соответствия нашим клиническим потребностям, нашим профессиональным догмам или доказательствам из других областей знания. Давайте терпеливо попробуем рассмотреть, что это такое само по себе. Недавно я попытался начать описание клиент-центрированной психотерапии в таком ключе (3). Не буду повторяться, скажу только, что из клинических и научных данных выводятся определенные постоянные характеристики этого направления. Это: увеличение числа утверждений, вызванных внезапными озарениями; зрелость поведенческих проявлений; положительное отношение по мере продолжения терапии; изменения в восприятии и принятии себя; включение отрицаемого ранее опыта в структуру Я; перемещение локуса оценки извне внутрь Я; изменения в терапевтических отношениях; характерные изменения в структуре личности, поведении и физиологическом состоянии. Может быть, некоторые из этих утверждений ошибочны, но они являются попыткой рассмотреть процесс клиент-центрированной терапии в ее же терминах, почерпнутых из клинической практики, из материала записанных на магнитофонную пленку устных историй болезни и из более чем сорока исследований, проведенных в этой облаете.
Цель, которую я здесь преследую, заключается в том, чтобы выдвинуть и сформулировать определенные аспекты психотерапии, которым ранее уделялось меньше внимания. Я бы хотел сформулировать некоторые из направлений и конечных целей, присущих терапевтическому процессу, которые мы только начали ясно распознавать и которые, кажется, представляют собой важные знания, ранее не исследуемые. Стараясь более адекватно передать их значение, я буду использовать в качестве иллюстрации материал интервью с одним клиентом. Я также ограничу свои рассуждения клиент-центрированной психотерапией, потому что был вынужден признать существование различий в процессе, направлениях и конечных результатах разных направлений психотерапии.
Переживания потенциального “Я”
Один из аспектов терапевтического процесса, наблюдаемый во всех случаях, может быть обозначен как “осознание опыта” или даже “переживание опыта”. Я назвал это “переживанием Я”, хотя этот термин все-таки не полностью передает точное значение. В безопасности отношений с клиент-центрированным терапевтом, в отсутствие какой-либо реальной или предполагаемой угрозы для Я клиент может позволить себе исследовать различные аспекты своего опыта так, как он их чувствует или узнает через свои сенсорные и висцеральные механизмы в соответствии с существующей Я-концепцией. Многое из этого сильно противоречит Я-концепции и не может быть полностью пережито обычным способом, но в безопасных взаимоотношениях с терапевтом клиент может позволить дойти этому до сознания без искажений. Поэтому часто наблюдается следующая схема: “Я такой-то и такой-то, но сейчас я переживаю чувство, несовместимое с этим представлением о себе”; “Я люблю своих родителей, но временами испытываю к ним удивляющее меня горькое чувство”; “На самом деле я не такой уж хороший, но иногда я чувствую себя лучшим, чем кто-либо еще”. Таким образом, сначала говорится: “Мое Я отличается от моего опыта”. Позже это изменяется в предположительный паттерн: “Наверное, во мне существуют множество Я или мое Я настолько противоречиво, как я даже и не мог предположить”. Еще позже этот паттерн меняется на другой: “Я был уверен, что Я — это не мой опыт, они слишком противоречат друг другу, но сейчас я начинаю верить, что Я — это весь мой внутренний опыт”.
Наверное, сущность этого аспекта терапии помогут передать два отрывка из случая психотерапии, проведенной с миссис Оук (Mrs. Oak). Миссис Оук — сорокалетняя домохозяйка. У нее были некоторые сложности в супружеских и семейных отношениях. В отличие от большинства клиентов у нее был глубокий естественный интерес к тем процессам, которые в ней происходили. Беседы с ней, записанные на пленку, содержат огромный материал, отражающий ее позицию, ее восприятие происходящего с ней. В словах она пыталась выразить то, о чем умалчивали другие клиенты. По этой причине большинство цитат в этой главе будут взяты из этого случая.
Материал, описывающий осознание обсуждаемого опыта, был взят из начала пятой беседы.
Клиент: Все это довольно неясно. Но, знаете, у меня постоянно возникает мысль, что весь этот процесс для меня что-то вроде складывания загадочной мозаики. Мне кажется, что я нахожусь в стадии рассматривания различных кусочков, которые на самом деле не имеют большого значения. Вероятно, я перебираю их, не задумываясь о целой картинке. Эта мысль постоянно ко мне приходит. И мне интересно делать это, потому что я на самом деле не люблю складывать мозаику. Это всегда меня раздражало. Но я так чувствую. Я имею в виду, что беру маленькие кусочки (она непрерывно жестикулирует во время разговора, чтобы проиллюстрировать свои слова) совершенно бессмысленно. Я не вижу общего рисунка. Я просто перебираю их, прикасаюсь к каждому и стараюсь почувствовать, где его место.
Терапевт: А в этот момент, в этом процессе, обладая только чувством и формой, контурами различных кусочков, вы как-то незаметно чувствуете: “Да, они куда-то подходят”, но основное внимание сфокусировано на вопросе: “На что это похоже по ощущению? В чем его особенность?”
Клиент: Правильно. В этом есть что-то телесное. Э-э...
Терапевт: Вы не можете точно описать это без использования рук. Это реальное, почти чувственное ощущение в...
Клиент: Верно. И снова это, это чувство очень объективно, но я никогда не была настолько близка к себе.
Терапевт: В одно и то же время, отступив, вы смотрите на себя со стороны и каким-то образом становитесь ближе к себе...
Клиент: Угу. И впервые за многие месяцы я не думаю о своих проблемах. Действительно не думаю и не работаю над ними.
Терапевт: У меня сложилось впечатление, что вы всерьез не работали над “своими проблемами”. Это совсем не то чувство.
Клиент: Верно. Верно. Я предполагаю, что я... я имею в виду, что я не сидела и не складывала кусочки, чтобы увидеть картинку. Может быть, я действительно наслаждалась ощущением самого процесса. Или я чему-то, наверное, учусь.
Терапевт: В конце концов, вы ощущаете, что непосредственная цель — почувствовать кусочки, а не увидеть картинку, но вам очень приятно по-настоящему познакомиться с каждым кусочком. Это...
Клиент: Точно. Точно. И еще это становится каким-то сенсорным ощущением, как прикосновение. Это очень интересно. Иногда не вполне приятно, я уверена, но...
Терапевт: Немного другой вид опыта.
Клиент: Да. Точно.
Этот отрывок ясно показывает переход опыта в осознаваемую форму без попыток осмыслить его как часть Я или соотнести с другим опытом, содержащимся в сознании. Это, точнее выражаясь, осознание широкого круга опыта при отсутствии мысли о его связи со своим Я. Позднее то, что было пережито, может быть осознано как часть Я. Поэтому заголовок этой части звучит как “Переживания потенциального Я”.
Фактически эта новая и необычная форма опыта, выраженная в сбивчивой, но эмоционально ясной вербальной форме, отражена в шестом интервью.
Клиент: Ох... я поймала себя на мысли, что в течение этих встреч... ох... я... я... как бы пою песню. Сейчас это звучит смутно и... ох... не то чтобы пою... это как бы песня без мелодии. Может быть, это что-то вроде рождающегося стихотворения. И мне это нравится, я имею в виду, что это приходит прямо из ничего. И внутри вслед этому появляется... да... появляется как бы другое чувство. Я спрашиваю себя: это случается со всеми клиентами? Возможно, я только пьянею от своих слов. И поэтому мне кажется, я попусту трачу ваше время. Но потом я думаю, сомневаюсь. И до меня еще что-нибудь доходит. Ох, откуда только это берется, я не знаю, нет никаких логических цепочек мыслей. Меня поразила мысль: мы складываем кусочки, не испытывая особых сомнений и потрясений, или тревог, или сильного интереса, как слепые учатся читать по методике Брайля (ВгаШе). Я не знаю, все как будто перемешалось. Может быть, я испытываю что-то вроде этого.
Терапевт: Давайте посмотрим, что я ухватил из этой последовательности чувств. Во-первых, вы и я испытываем довольно-таки положительные чувства, вы же создаете здесь стихотворение — что-то вроде песни без музыки, что-то очень творческое, но почему-то испытываете долю скептицизма. “Может быть, я только говорю, только увлекаюсь словами, которые говорю, а на самом деле все это ерунда”. Но позднее вы чувствуете, что, возможно, теперь умеете по-новому переживать, как слепой, пытающийся понять свои чувства с помощью подушечек пальцев.
Клиент: Угу. Угу. (Пауза.)...и иногда я размышляю про себя: хорошо, наверное, мы смогли бы проникнуть в каждый конкретный случай. А когда я сюда прихожу, это становится похоже не на правду, а на фальшь. Потом я оказываюсь в бесцельном потоке слов, и у меня постепенно накапливаются сомнения. Ну, это напоминает сочинение музыки... Наверное, потому я сегодня постоянно сомневаюсь, что все какое-то ненаправленное. И я реально чувствую, что я должна что-то делать, систематизировать. Я должна больше работать и...
Терапевт: Вы как будто задаетесь глубинным вопросом: что я делаю со своим Я, не стремясь к какому-нибудь действию или решению, не правда ли?
Клиент: И еще дело в том, что я... мне на самом деле нравится это новое — назовем его мучительным чувством... я имею в виду то, что ощущаю чувства, которые раньше не испытывала. Мне это тоже нравится. Может, так и надо делать. Только сейчас я этого не знаю.
Вот здесь и наблюдается сдвиг, который обязательно возникает в более-менее глубокой терапии. Можно представить его схематично в виде чувства клиента: “Я пришел сюда решить проблемы, а сейчас я обнаружил, что переживаю свой опыт”. И так же, как и у этого клиента, сдвиг обычно сопровождается интеллектуальной формулировкой, что это неправильно, и эмоциональной оценкой, что это “приятно ощутить”.
Мы можем сделать вывод, сказав, что одним из фундаментальных направлений процесса терапии является свободное переживание актуальных сенсорных и внутренних реакций организма без особенных попыток соотнесения этого опыта с Я. Обычно это сопровождается убеждением, что опыт не принадлежит к Я и не может войти в Я в качестве составной части. Конечный результат этого процесса заключается в том, что клиент открывает в себе возможность быть своим опытом с присущим ему многообразием и внешними противоречиями. Клиент может выразить себя, исходя из своего опыта, вместо того чтобы накладывать Я-концепцию на свой опыт, сознательно отрицая неподходящие элементы.
Полноценное переживание теплого отношения
Один из элементов терапии, наиболее часто нами осознающийся, заключается в том, насколько клиент научается глубокому и свободному, без страха принятию позитивных чувств к другому человеку. Этот феномен не всегда отчетливо прослеживается в каждом случае. Он часто появляется при продолжительной психотерапии, но и там не всегда. Все-таки это очень глубокий опыт, и мы задаемся вопросом, не является ли он самым важным аспектом терапевтического процесса, который во многих успешных случаях психотерапии может быть выражен и на невербальном уровне. Перед рассмотрением этого явления давайте придадим ему очертания, цитируя описание переживания миссис Оук.
Это переживание внезапно обрушилось на нее между двадцать девятой и тридцатой беседой, и на протяжении большинства последующих бесед она его обсуждала. Она начала тридцатый час психотерапии следующим образом:
Клиент: Я сделала потрясающее открытие. Я знаю это... (смеется). Я обнаружила, что вы на самом деле заботитесь о том, как это происходит. (Оба смеемся.) Это дало мне ощущение, похожее на... “может, я тебе и разрешу это сделать”... вроде этого. Или как если бы я дала правильный ответ на экзаменационный билет. Я имею в виду... Но внезапно до меня дошло, что... что в отношениях “клиент — консультант” вы действительно заботитесь о том, что с нами происходит. Это было откровением, э... не то. Я не точно это описала. Это было, э... в общем, чем ближе я к этому подходила, тем больше я расслаблялась, э... и это не отпускало, а... (пауза) это больше похоже на выпрямление без напряжения, если можно так сказать. Я не знаю.
Терапевт: Звучит так, как будто это была не новая мысль, а новый опыт реального чувства того, что я по-настоящему хорошо относился к вам, и, если я правильно понял остальное, у вас есть желание и дальше позволить мне хорошо к вам относиться.
Клиент: Да.
Несомненно, допуск консультанта и его теплого участия клиентом в свою жизнь был одной из глубинных особенностей терапии в этом случае. В беседе после завершения терапии миссис Оук внезапно замечает, что этот опыт был для нее самым важным. Что это значит?
Это, безусловно, не феномен переноса или контрпереноса. Некоторые опытные психологи, прошедшие психоанализ, имели возможность наблюдать развитие таких отношений и в других случаях. Они были первыми, кто стал отрицать использование терминов “перенос” или “контрперенос” для описания этого феномена. Суть их замечаний была в том, что описанное взаимно и соответствует ситуации, а перенос или контрперенос являются феноменами односторонними и не соответствуют реальной ситуации.
Конечно, одной из причин частого появления этого феномена является то, что мы как терапевты меньше боимся своих позитивных (негативных) чувств по отношению к клиенту. Если терапия проходит в атмосфере принятия и уважения к клиенту со стороны терапевта, то постепенно они перерастают в чувство, близкое к благоговению, по мере того как терапевт наблюдает героическую и упорную борьбу человека за становление своей личности. Здесь, я думаю, внутри терапевта находится глубоко прочувствованный опыт понимания общности, мы бы сказали — братства, людей. Поэтому он испытывает к клиенту теплое, позитивное, нежное чувство. Это ставит перед клиентом проблему, потому что ему часто, как и в этом случае, оказывается, трудно принять позитивные чувства от другого. Однако, однажды приняв их, клиент обязательно расслабляется, позволяя теплоте любви другого человека снизить напряжение и страх, с которыми он встречает жизнь.
Но мы опережаем нашего клиента. Давайте рассмотрим некоторые другие аспекты этого опыта, которые возникают у нашего клиента. В ранних беседах она рассказывала, что не любит человечество. Она смутно и упрямо чувствовала, что права, даже когда другие считали, что она ошибается. Она упоминает это вновь при обсуждении того, каким образом это переживание прояснило ее отношение к другим людям.
Клиент: Следующее, что пришло мне в голову... я обнаружила, что я все думаю и думаю... почему-то — не знаю точно почему... это похоже на ощущение, когдая говорю: “Я не люблю человечество”. Это так всегда было... я считаю... я была всегда в этом уверена. Так, я думаю, это не... я знала, что это было хорошо, посмотрите. И я думаю, я сама это сделала ясным... что с этим делать, я не знаю. Однако я обнаружила, что — нет, не люблю, но ужасно неравнодушна.
Терапевт: Угу. Угу. Я вижу...
Клиент:...Это можно лучше выразить по-другому — я ужасно неравнодушна к тому, что происходит. Но этот интерес выступает... принимает форму... он заключается в понимании и нежелании быть вовлеченной или содействовать тому, в чем я чувствую фальшь, и... мне кажется, что в... в любви присутствует решающий фактор. Если ты делаешь так, то ты, похоже, сделал достаточно. Это...
Терапевт: Да, похоже на то.
Клиент: Да. Мне кажется, это другое — это неравнодушие, это не положительное чувство... я думаю, наверное, нам нужно что-то еще для описания этого. Сказать, что это что-то безличное, ничего не изменит, потому что оно не является безличным. Я имею в виду, что оно — очень большая часть целого. Но это что-то такое, что почему-то не останавливается... Мне кажется, вы можете испытывать это чувство любви к человечеству, любви к людям и в то же время... двигаться путем, ведущим к неврозам, болезням... то, что я чувствую, является иммунитетом ко всему этому.
Терапевт: Вы достаточно внимательны, чтобы хотеть понять или не помогать чему-то, что ведет к неврозу или чему-то похожему на него.
Клиент: Да. И это... (пауза). Да, это что-то похожее... Итак, мне нужно снова вернуться к тому, что я чувствую в отношении этого. Это... меня ведь не вынуждают рассказывать о себе... как на аукционе. Здесь нет ничего окончательного... Это иногда раздражает меня, когда я... я должна признаваться себе в том, что “я не люблю человечество”. И еще. Я всегда знала, что в этом чувстве есть что-то позитивное. Это, наверное, было правильно. И... я, может быть, сейчас совсем сбилась с пути, но мне кажется, что во мне это как-то связано... это чувство, что я... я обладаю тем, что терапевтическое знание ценно в этом смысле. Сейчас я не могу связать все это вместе, не могу связать это, но это настолько близко, насколько я могу себе объяснить. Мой... ну, скажем, процесс обучения, пробуждения моего осознания, что... да, вы по-настоящему хорошо ко мне относитесь в данной ситуации. Все просто. А я не осознавала этого раньше. Я могла бы закрыть эту дверь и уйти и, обсуждая терапию, сказать: да, консультант чувствует так-то и так-то, но я имею в виду, что у меня бы не было этого все меняющегося опыта.
В этой части, хотя миссис Оук старается выразить свои собственные чувства, кажется, что содержание ее слов хорошо описывает отношение терапевта к клиенту. Оно называется любовью и в своих лучших проявлениях свободно от такого аспекта, как услуга за услугу. Это удивительное чувство идет от одного человека к другому. Я считаю его самым главным и даже более важным, чем половое влечение или родительское чувство. Вы испытываете его по отношению к человеку, в процесс развития которого вы не собираетесь вмешиваться и за счет которого не собираетесь самоутверждаться. Оно приносит вам удовлетворение оттого, что вы даете человеку свободу выбирать свой собственный путь развития.
Наш клиент продолжает рассказывать о том, как в прошлом ей было сложно принимать какую-либо помощь или позитивные чувства других людей и как изменяется ее отношение сейчас.
Клиент: У меня такое чувство... что вам нужно делать это именно самим, но каким-то образом вы должны быть способны делать это и с другими людьми. (Она отмечает, что было “бесчисленное” количество ситуаций, когда она должна была принять доброту и тепло окружающих.) У меня возникает чувство, что я боялась, что буду истощена. (Она возвращается к разговору о консультировании и своих чувствах по отношению к нему.) Я имею в виду, что это был прорыв. Почти к... я имею в виду, я чувствую это... я имею в виду, что пыталась иногда выразить это в словах... как бы... временами почти не хотела, чтобы вы переформулировали, не хотела, чтобы вы отражали, потому что это мое. Конечно, сейчас все в порядке, я могу сказать — это сопротивление. Но сейчас это ни черта для меня не значит... Я думаю, что... что в отношении конкретно к этому... я имею в виду... возможно, иногда я испытывала сильное чувство, это мое, это мое. Я должна сама выразить его. Понимаете?
Терапевт: Это опыт, который ужасно сложно облечь в слова, однако я ощутил здесь различия, в этих отношениях: переход от чувства “это мое”, “я должна это сделать”, “я делаю это” и т.д. к несколько другому чувству — “я могу вас впустить к себе”.
Клиент: Да. Сейчас. Я имею в виду, это... ну... похоже, как бы сказать, том второй. Это... это... ну, похоже, ну, я до сих пор одна в этом, но я не... понимаете... я...
Терапевт: Угу. Да, этот парадокс как бы суммирует все, правда?
Клиент: Да.
Терапевт: Во всем этом есть такое чувство, что “все еще каждый аспект моего опыта принадлежит мне”, и оно неизбежно, необходимо и т.д. Но, однако, это еще не вся картина. Но как-то можно ею поделиться, или другой человек может проникнуть внутрь нее, с какой-то стороны чувство меняется.
Клиент: Да. И это... это так, тем не менее так должно быть. Я имею в видуто, как оно... должно быть. Туг присутствует... тут присутствует чувство “и это хорошо”. Я думаю, оно выражает и проясняет многое для меня. Здесь есть чувство... в этой заботе, что хотя... вы как бы стояли позади... стояли на расстоянии, и что если я хочу сделать прорыв, это... срезание... Ох... я могу сделать это, и вы можете... я думаю, если вам нужно это пройти, вы не будете раздражены. Не знаю. Это не чувствуется. Я имею в виду...
Терапевт: Кроме того, вы действительно ощущаете правильность этого вашего чувства, да?
Клиент: Угу.
Не содержит ли этот отрывок ядро процесса социализации? Обнаружить, что, если принять позитивные чувства другого человека, опустошения не произойдет, что в результате это не принесет боли, что действительно “хорошо ощущать” рядом другого человека, участвующего в твоей жизненной борьбе, — это знание может стать основным уроком, полученным в терапии или вне нее.
Миссис Оук описала невербальный уровень своего опыта, элемент новизны в конце тридцатой беседы.
Клиент: Я переживаю новый вид — возможно, единственный стоящий вид знания, э... я знаю, я... я всегда говорила, что то, что я знаю, мне здесь не помогает. Я имела в виду, что мои уже приобретенные знания мне не помогают. Но мне кажется, что происходившее здесь обучение было... таким динамичным, то есть оно настолько стало частью... частью всего... я имею в виду саму себя... что если у меня от всего останется только это, что-то, что я имею в виду... я сомневаюсь в том, что смогу привести в порядок все те знания, которые я здесь приобрела.
Терапевт: Другими словами, те знания, которые вы приобрели здесь, были чем-то кардинально отличным по виду и глубине, жизненно важными, очень реальными. И очень стоящими сами по себе, но вы задаете вопрос: “Будет ли у меня когда-нибудь ясная картина того, что произошло на этом глубоком уровне знаний?”
Клиент: Угу. Что-то вроде этого.
Тем, кто будет применять к терапии так называемые законы научения, выведенные из заучивания бессмысленных слогов, нужно с особым вниманием изучить этот раздел. Научение, присутствующее в терапии, является целостным, органичным, зачастую невербальным, оно может следовать, а может и не следовать тем же принципам, что и интеллектуальное заучивание простого материала, которое имеет небольшое отношение к личности. Это своего рода отступление. Давайте завершим этот отрывок, повторив его основной смысл. Кажется вполне вероятным, что одной из характеристик глубокой и значимой терапии является то, что клиент открывает, что полное принятие позитивных чувств другого человека в свой опыт (терапевта по отношению к нему как клиенту) отнюдь не опустошает. Наверное, одна из причин, по которым у клиента возникают трудности, заключается в том, что для принятия другого необходимо чувствовать: “я сам достоин любви”. Это мы обсудим далее. Но сейчас мы должны подчеркнуть следующий аспект терапии, который заключается в свободном и полном переживании теплых отношений, обобщенно же его можно выразить так: “Я могу разрешить другому хорошо относиться ко мне и сам могу полностью принять такое отношение. Это позволяет мне осознать, что я глубоко интересуюсь другими людьми и неравнодушен к ним”.
Симпатия к себе
В различных опубликованных статьях и исследованиях, касающихся клиент-центрированной терапии, принятие себя выделялось как одно из направлений и результатов психотерапии. Мы выяснили следующий факт: в успешной психотерапии негативные установки по отношению к своему Я уменьшаются, а позитивные возрастают. Мы измерили постепенное увеличение принятия себя и изучили увеличение коррелированного с ним принятия других. Но, проверяя эти утверждения и сравнивая их с данными из случаев наших недавних клиентов, я вижу, что они не совсем верны. Клиент не только принимает самого себя (эта фраза может нести скрытый смысл неприязненного и вынужденного принятия чего-то неизбежного), но и по-настоящему начинает любить себя. Эта любовь — не бахвальство в сочетании с самонадеянностью, но спокойное удовлетворение от возможности быть собой.
Миссис Оук довольно мило иллюстрирует это качество в своей тридцать третьей беседе. Действительно ли имеет значение тот факт, что это произошло через десять дней после беседы, где она впервые признала хорошее отношение терапевта к ней? Что бы мы ни предполагали по этому поводу, следующий фрагмент замечательно проиллюстрирует спокойную радость ощущения быть самим собой вместе с неясным смущением, которое в нашей культуре является обязательным по отношению к такому виду опыта. В последние несколько минут беседы, зная, что ее время скоро кончится, она говорит:
Клиент: Меня волнует одна вещь... я поражаюсь, потому что всегда смогу вернуться к этому... чувству, от которого я никак не могу отделаться. Чувство удовлетворения собой. Снова Q-методика (Эта фраза нуждается в пояснении. Частью исследования другого сотрудника было то, что клиентку просили несколько раз во время терапии рассортировать набор карточек, каждая из которых содержала качество, описывающее себя. В одну сторону она должна была положить карточки, наиболее характеризующие ее Я, а в другую — наиболее непохожие на Я. Таким образом, когда она говорит, что положила первую карточку с надписью “я — привлекательная личность”, это значит, что она считает это качество наиболее подходящей для себя характеристикой.). Однажды, выйдя отсюда и импульсивно вытащив первую карточку с надписью “я — привлекательная личность”, я ошеломленно посмотрела на нее, но оставила, подумав... потому что... я откровенно думаю... я на самом деле так чувствую... э... ну, это волнует меня до сих пор. Это было чувство удовольствия и ничего высокомерного, но только... я не знаю, какого рода это удовольствие. Приятное чувство. И оно беспокоит меня. И еще... я удивляюсь... я отлично помню вещи, которые я здесь говорила, я имею в виду, что удивляюсь, почему я была убеждена, что испытывала именно это, и еще тому, что я чувствовала по этому поводу. Я подозревала, что мои чувства похожи на то, как когда я слышу, что кто-то говорит ребенку: “Не плачь”. Я имею в виду, я всегда чувствовала, что это неправильно, я имею в виду, если ему больно, пусть он поплачет. Ну, а сейчас это приятное чувство, которое у меня есть. Я недавно пришла к ощущению, это... здесь то же самое. Это... мы ведь не возражаем, когда дети довольны собой. Это... я имею в виду, что здесь нет никакого тщеславия. Это... может быть, люди так и должны чувствовать.
Терапевт: Вы были склонны недоброжелательно относиться к себе из-за такого чувства, но, однако, вы все больше думаете о нем. Может быть, в нем — две стороны одной медали, и если ребенок хочет плакать, почему он не должен плакать? А если он хочет чувствовать удовольствие от самого себя, неужели у него нет законного права испытывать такого рода удовольствие? И, похоже, это связывается с вами, я вижу, что вы снова и снова переживаете высокую самооценку.
Клиент: Да. Да.
Терапевт: Что-то вроде мысли: “Я действительно внутренне очень богатый и интересный человек”.