Клиент: Вроде того. И потом я говорю себе: “Наше общество третирует нас, и мы теряем это чувство”. И я возвращаюсь к своему отношению к детям. Ну, может быть, они богаче, чем мы. Может быть, это что-то, что мы потеряли в процессе взросления.
ТерапевтМотуг ли они обладать мудростью, которую мы потеряли?
Клиент: Правильно. Мое время истекло.
Здесь она приходит, как и множество других клиентов, извиняясь, к неуверенному осознанию того, что ей нравится наслаждаться собой, высоко ценить себя. Кто-то чувствует спонтанное расслабляющее удовольствие, простую радость жизни, подобно барашку, резвящемуся на лугу, или дельфину, грациозно выскакивающему из волн. Миссис Оук чувствует, что это — что-то естественное для организма ребенка, что-то потерянное нами в деформирующем процессе развития. Толчком к появлению этого чувства у клиента послужило одно событие, проясняющее основную природу ее чувства. В девятой беседе миссис Оук смущенно обнаружила нечто такое, что всегда хранила в себе. Это в некоторой степени оценивается долгой паузой в несколько минут, которая предварила высказывание. Затем миссис Оук заговорила.
Клиент: Знаете, это немного глупо, но я никогда никому об этом не рассказывала (нервный смех), и, наверное, это пойдет мне на пользу. Много лет назад, в ранней юности, наверное, лет в семнадцать, у меня появилось то, что я “про себя” называю “проблесками рассудка”. Я никому никогда этого не говорила (вновь смущенный смех), в отношении чего я действительно чувствую себя здравомыслящей. И хорошо осознаю жизнь. И всегда с большим беспокойством и грустью понимаю, насколько далеко, насколько сильно мы сбились с пути, по которому должны были идти. Это просто ощущение себя как целостного человека в ужасно нестабильном мире.
Терапевт: Это было мимолетно и нечасто, но временами вам казалось, что вы вся целиком действуете и чувствуете в мире, точнее, в очень нестабильном мире...
Клиент: Точно. И я имею в виду, и знаю на самом деле, насколько сильно мы сбились с пути, которым мы шли, с пути здорового целостного человека. Конечно, никто об этом не говорит.
Терапевт: Чувство, что было бы небезопасно говорить о вашей песне (Возвращение терапевта к ее словам в предыдущих беседах, что терапия — это пение песни.)...
Клиент: Где живет такой человек?
Терапевт: Даже и если нет такого места, где бы он жил.
Клиент: Конечно, вы знаете, что это заставляет меня... сейчас, подождите минутку... это, возможно, объясняет, почему я впервые говорю здесь о чувствах. Вероятно, поэтому.
Терапевт: Потому что вы как целое существуете со всеми своими чувствами. Вы больше осознаете свои чувства, не правда ли?
Клиент: Правильно. Это не... это не отвергает чувств, и... в этом дело.
Терапевт: Ваше целостное Я живет чувствами, вместо того чтобы отталкивать их.
Клиент: Правильно. (Пауза.) Я думаю, с практической точки зрения можно сказать, что я должна решать проблемы, повседневные проблемы. И, однако, я... я... то, что я пытаюсь делать, это решать, решать что-то еще большее, что намного важнее небольших повседневных проблем. Может, в этом-то все и заключено.
Терапевт: Я хотел бы узнать, не заключается ли смысл того, о чем вы говорили, в том, что с практической точки зрения вы должны тратить время на решение особых проблем. А вы хотите знать, может ли быть так, что при этом вы не находитесь в поиске целостного Я, ведь это намного более важно, чем решение повседневных проблем.
Клиент: Я думаю, да. Я думаю, да. Это, вероятно, то, что я имею в виду. Если мы можем обоснованно сравнить эти два опыта и если мы сможем их оправданно назвать типичными, то мы скажем следующее. И в терапии, и в мимолетных переживаниях из ее прошлой жизни она испытывала здоровое удовольствие и наслаждение от высокой оценки себя как целостного и действующего человека; этот опыт возникает, если она не отрицает своих чувств, а живет ими.
Здесь, мне кажется, находится очень важная характеристика терапевтического процесса, которую часто упускают. Она заключается в том, что человек полностью и сознательно позволяет себе пережить все свои реакции, включая чувства и эмоции. Благодаря этому он начинает испытывать симпатию к себе, искренне оценивает себя как целостного функционирующего человека, что является одним из важнейших результатов терапии.
Раскрытие положительной сути личности человека
Одной из самых революционных концепций, выросших из нашего опыта клиент-центрированной терапии, является рост осознания того, что самое глубинное ядро человеческой природы, самые глубокие слои личности человека, основа его “животной природы”, позитивны по своей сути — они социализированы, рациональны, реалистичны и движут его вперед.
Эта точка зрения настолько неприемлема для нашей современной культуры, что я и не предполагаю, что она будет принята. Ее смысл настолько революционен, что она и не должна быть принята без тщательно проведенного исследования. Но если она даже и выдержит испытания, то ее все равно будет трудно принять. Религия, особенно протестантская традиция христианства, распространила в нашей культуре понятие греховной сущности человека, которая только с помощью чего-то подобного чуду может быть излечена.
В психологии Фрейд и его последователи постулировали убеждающие аргументы того, что “Оно” — базовое человеческое бессознательное — в основном состоит из инстинктов, которые, если им позволить, могут выражаться в инцесте, убийстве и других преступлениях. В целом задача психотерапии, как она видится представителям этой школы, заключается в том, чтобы удерживать враждебные природные силы человека под контролем и направлять их в благотворное и конструктивное русло, а не в том, чтобы позволять им превращать людей в невротиков. Но факт того, что человек по сути иррационален, антисоциален, деструктивен по отношению к себе и к другим, принимается без сомнений. Конечно, от случая к случаю появляются и противоположные мнения. Маслоу (1) выдвинул веские доводы в защиту животной природы человека, указывая, что антисоциальные эмоции (ненависть, зависть и тд.) являются результатом фрустрации самых базовых потребностей человека — в любви, безопасности и принадлежности, которые для него привлекательны. Монтегю (Montagu) (2), подобно этому, разработал следующий постулат: кооперация, а не борьба является основным законом человеческой жизни. Но эти одинокие голоса почти неслышны. В целом точка зрения и профессионала, и непрофессионала такова: человек сам по себе, в своей природной основе, должен находиться под контролем, или под колпаком, или под тем и другим одновременно.
Оглядываясь на свой клинический опыт и исследования, я все яснее вижу, что слишком медленно осознавал ложность этой бытовой и профессиональной концепции. Причина, я уверен, заключается в том, что терапия продолжает раскрывать ненависть и антисоциалъные чувства, и отсюда легко сделать вывод, что они и являются показателями глубинных основ человеческой природы. Только постепенно стало очевидным, что эти враждебные и антисоциальные чувства не являются глубокими или сильными и действительно внутреннее ядро человеческой личности и организма является самосохраняющимся и социальным.
Чтобы придать этому аргументу вескость, позвольте мне снова обратиться к случаю миссис Оук. Ввиду важности вопроса я процитирую некоторые отрывки из своих записей для иллюстрации того опыта, на котором я буду строить свои утверждения. Возможно, отрывки смогут проиллюстрировать, как раскрывалась личность клиента слой за слоем, до самых глубоких ее основ.
В восьмой беседе миссис Оук отказывается от первого слоя психологической защиты и открывает под ним горечь и желание отомстить.
Клиент: Вы знаете, по поводу этой области сексуального расстройства у меня есть чувство, что я начинаю раскрывать, что это довольно плохо, довольно плохо. Я обнаружила, что мне горько, по-настоящему, чертовски горько. Я... и я не обращаю это чувство на себя... Я лумаю, я чувствую что-то похожее на “меня провели”. (Ее интонации натянуты, и она захлебывается словами.) И я замечательно закрылась от этого, выкинув из сознания. Но я... я изумлена, обнаружив на практике, как мне назвать это, вид сублимации... снова слова... тут присутствует, э, э... что-то вроде скрытой силы... она очень скрыта, но в то же время убийственна.
Терапевт: То есть это чувство: “Меня действительно провели. Я закрылась от этого и, кажется, не обращаю на это внимания, но, однако, внутри существует нечто вроде скрытой, но чрезвычайно реальной горечи, которая очень-очень сильна”.
Клиент: Она очень сильна. Я... это я знаю. Она очень мощная.
Терапевт: Почти подчиняющая сила.
Клиент: Которую я редко осознаю. Почти никогда... Ну, единственно как я могу это описать, это похоже на убийственную вещь, но без жестокости... это больше похоже на желание отомстить, даже... И, конечно, я не дам сдачи, но я бы хотела сделать это. Я действительно хочу сделать это.
До этого момента очень подходят обычные объяснения. Миссис Оук смогла заглянуть за социально контролируемый облик своего поведения и нашла там убийственное чувство ненависти и желание отомстить. Вот как далеко она продвинулась в исследовании этого конкретного чувства до более поздних сеансов психотерапии. Она затронула эту тему на тридцать первой беседе. Ей очень сложно начать говорить, она ощущает эмоциональную заблокированность и не может понять возникающее чувство.
Клиент: Я ощущаю, что это не вина. (Пауза. Плачет.) Конечно, я имею в виду, я не могу еще это выразить. (Затем с нахлынувшими эмоциями.) Это просто ужасно больно1.
Терапевт: Угу. Это не вина, кроме как в том смысле, что вы как-то задеты.
Клиент (плача): Это — вы знаете, часто я виновата перед самой собой, но потом, когда я услышала, как родители говорят своим детям “не плачь”, у меня появилось чувство боли, ну почему они приказывают им не плакать? Они жалеют себя, а кто, кроме ребенка, может более адекватно жалеть себя? Ну, это похоже... я имею в виду... тем не менее я думала, что они должны разрешить ему плакать. И... я, может быть, тоже чувствую жалость по отношению к нему. Довольно объективным способом. Ну, это... это что-то похожее на то, что я испытывала. Я имею в виду, сейчас... просто прямо сейчас. И в... в...
Терапевт: Я более четко улавливаю смысл этого чувства, это почти что вы сами о себе плачете.
Клиент: Да. И снова вы видите, что здесь конфликт. Наша культура такова... я имею в виду, никто не проникается жалостью к себе. Но это не... я имею в виду, я чувствую, что это не имеет такого подтекста. Но может иметь.
Терапевт: Похоже, что культура порицает чувство жалости к себе. И еще вы ощущаете, что ваше переживание не является только порицанием культуры.
Клиент: И тогда, конечно, я пришла... увидела и почувствовала, что над этим... видите, я это спрятала. (Плачет.) Но я спрятала это с такой сильной горечью, которую, в свою очередь, я тоже должна спрятать (плача). Это то, от чего я хотела освободиться! Мне все равно, если мне больно.
Терапевт (мягко, с эмпатической нежностью к боли, которую она испытывает): Вы чувствуете, что в основании этого переживания находятся слезы жалости к самой себе. Но это вы не можете показать, не должны показать, что, таким образом, все спрятано под горечью, которую вы не любите, от которой вы хотите освободиться. Вы все время ощущаете, что вы лучше впитаете боль, чем... чем почувствуете горечь. (Пауза.) И вы скорее всего говорите, что “мне действительно больно, и я пытаюсь это скрыть”.
Клиент: Я не знала этого.
Терапевт: Угу. Действительно, как новое открытие.
Клиент (говорит одновременно и в то же время): Я никогда действительно не знала. Но это... вы знаете, это почти физический предмет. Это... это похоже на... я смотрела внутрь себя на всякие... нервные окончания и раздавленные кусочки чего-то. (Плача.)
Терапевт: И тем не менее некоторые наиболее тонкие аспекты помяты и повреждены.
Клиент: Да. И вы знаете, я действительно заметила в себе чувство “ох ты бедненькая”. (Пауза.)
Терапевт: Не можете помочь, но глубоко жалеете человека, который — вы сами.
Клиент. Я не думаю, что чувствую жалость ко всему человеку в целом; это только часть меня.
Терапевт. Жалко видеть то, что болит.
Клиент: Да.
Терапевт. Угу. Угу.
Клиент: И потом, конечно, здесь эта чертова горечь, от которой я хочу избавиться. Это... это ввергает меня в беспокойство. Потому что это ненадежная вещь. Она подведет меня. (Пауза.)
Терапевт: Чувство, что вы хотите отделаться от горечи из-за того, что она не согласуется с вами.
Клиент (плачет. Долгая пауза): Я не знаю. Мне кажется, что я права в своем ощущении, что мне будет хорошо, если я назову это виной. Проследить за тем, что представило бы интересную историю болезни, скажем так. Что хорошего это сделает? Мне кажется, что... что ключ, настоящее находится именно в том чувстве, которое у меня есть.
Терапевт: Вы можете найти какое-нибудь название или что-нибудь подобное и следовать этому, но вы чувствуете, что сущность всего заключается в переживаниях, происходящих прямо сейчас.
Клиент: Правильно. Я имею в виду, если... я не знаю, что случится с чувствами. Может быть, ничего. Я не знаю, но мне кажется, что любое понимание, которым я буду обладать, будет частью этого чувства боли... неважно, как его назвать. (Пауза.) Потом я... никто не может идти... держа боль так открыто. Я имею в виду, мне кажется, что следующим этапом будет какое-то излечение.
Терапевт: Видимо, вы не можете открыть себя, если будете оставаться незащищенной, если часть вас так болит, то вы думаете, что сначала надо, наверное, залечить боль. (Пауза.)
Клиент: И еще, вы знаете, это... это забавно (пауза) Это звучит как какая-то бессмыслица или присказка о том, что невротик не хочет расстаться со своими симптомами. Но это неправда. Я имею в виду здесь, это неправильно, но это... я могу только надеяться, что это передает мои чувства. Я как-то не замечала боли. Я имею в виду... это только что пришло мне на ум, что я не очень и против. Это... я больше против... чувства горечи, которое, я знаю, причина этого чувства разочарования, я хочу сказать... я как-то больше против него.
Терапевт: Правильно ли я понял... что хотя вы и не любите боль, однако чувствуете, что можете ее принять? Это допустимо. Каким-то образом стало ясно, что боль похожа на горечь и именно ее вам тяжело переносить.
Клиент: Да. Как раз то самое. Это похоже на... первое, я имею в виду, это... ну, это что-то, с чем я могу сжиться. Сейчас есть чувство, ну, я до сих пор могу радоваться и веселиться, видите. Но это другое, я имею в виду разочарование... я имею в виду, оно проявляется по-разному, я начинаю это осознавать, вы видите. Я имею в виду только это.
Терапевт: И боль, которую вы можете принять. Это является частью жизни, вместе со всем остальным. У вас может быть много радости. Но сейчас вы все лучше осознаете, что вам не нравится, и не хотите распространять на свою жизнь разочарование и горечь.
Клиент: Да. И сейчас от этого никуда не деться. Вы видите, сейчас я это лучше осознаю. (Пауза.) Я не знаю. Прямо сейчас я не могу даже знать, какой будет следующий шаг. Я действительно не знаю. (Пауза.) К счастью, это признак развития, так что... не переносит слишком резко в... я имею в виду, я... я пытаюсь сказать, я думаю, что я до сих пор действую. Я до сих пор довольна и...
Терапевт: Похоже, вы хотите мне сказать, что в различных отношениях продолжаете жить так, как всегда жили.
Клиент: Точно. (Пауза.) Ох, я думаю, я должна закончить и уйти.
Благодаря этому длинному отрывку мы получили ясную картину, где подчеркивается, что под горечью, ненавистью и желанием отомстить миру, который ее обманул, скрывается совсем небольшое антисоциальное чувство, которое отражает глубокое переживание причиненной боли. Также ясно, что на этом глубинном уровне у нее отсутствует желание отомстить. Подобное действие ей не нравится, и она хочет от него избавиться.
Следующий отрывок взят из тридцать четвертой беседы. Этот материал довольно бессвязный, потому что формулировки глубоко эмоциональны, что часто бывает, когда индивид пытается выразить что-то глубинное. В нем она стремится проникнуть глубоко в себя. Она утверждает, что это трудно выразить словами.
Клиент: Я не знаю, смогу ли объяснить это или нет. Можно попробовать. Что-то... я имею в виду это чувство... что,.. похоже, побуждает действительно вытащить. Я знаю, это не дает ощущения или понимания. Я думаю, что если я смогу вытащить это и вытащить немного, ну, немного больше фактов, то мне это будет полезно. И я не знаю, как... я имею в виду... мне кажется... я хочу сказать... я хочу поговорить о своем Я. И, конечно, на мой взгляд, это то, что я делала все это время. Однако, нет, это... это мое Я. Я только что пришла к осознанию того, что отвергаю некоторые утверждения, потому что для меня они звучали... так как я думала... я хочу сказать, немного идеализированно. И считаю, что могу вспомнить, как я всегда говорила, что это более эгоистично, чем то или это. Пока я не поняла... мне стало ясно... да, вот то, что я хочу сказать, но эгоистичность обладает совсем иным смыслом. Я использовала слово “эгоизм”. Затем у меня было чувство... я... что я никогда не говорила, о чувстве эгоизма... который ничего не значит. Э... я до сих пор собираюсь о нем говорить. Похоже на пульсацию. И это все время в сознании. И сейчас там. И я бы хотела быть в состоянии это употребить... похоже на что-то струящееся. Вы знаете, это... я не знаю, черт! Я как бы приобрела что-то и познакомилась с его строением. Почти как будто я знала его кирпичик за кирпичиком. Это какое-то знание. Я хочу сказать, что... чувство, что тебя не обманывают, не втягивают в какие-то вещи, и есть обостренное чувство проницательности. Но в некотором отношении... причина спрятана... она не может быть частью каждодневной жизни. И здесь есть что-то... иногда мне немного страшно, но снова это страшно, не так уж и страшно. Но почему? Я думаю, что знаю. И это... это многое мне объясняет. Это... это что-то целиком без ненависти. Я хочу сказать, абсолютно. Не с любовью, а целиком без ненависти. Но это... это потрясающая вещь... Я догадываюсь, может, я такой человек, которому это нравится, я имею в виду, вероятно, даже изводить себя, преследовать, пытаться докопаться до целого. Я говорила себе: эй, посмотри, ты испытываешь достаточно сильное чувство. Оно непостоянно. Но ты иногда его ощущаешь, ты позволяешь себе чувствовать, ты чувствуешь это сама. Вы знаете, для этого существуют специальные термины в психопатологии. Должно быть, возникающие здесь чувства соотносятся с тем, что я про них читала. Я хочу сказать, что здесь есть некоторые детали... я имею в виду эту пульсацию, это возбуждение, это знание. И я сказала... я отследила и поймала одну вещь, я хочу сказать, я была очень-очень смелой, мы бы сказали... сублимированное половое влечение. И яду-маю, ну, здесь я его поймала. Я действительно решила эту проблему. И здесь нет ничего больше, И на время... я хочу сказать, что была чрезвычайно довольна собой. Это было так. А потом я должна была признать, нет, это было не то. Потому что это было со мной задолго до того, как я была сексуально фрустрирована. Я имею в виду, это не было... но затем я начала понемногу видеть это самое ядро, в котором есть принятие сексуальных отношений, я хочу сказать, что я бы думала, было бы возможно. Оно было в этом. Это не то, что было... я имею в виду сексуальное чувство не было сублимировано или замещено чем-то. Нет. Внутри этого, того, что я знаю там... я хочу сказать, что это другой вид сексуальных чувств, я уверена. Я имею в виду, оно лишено всего, что есть в сексе, если вы меня поймете. Здесь нет никакого преследования, погони, драки, нет... ну, никакой ненависти, которая, как я думаю, как мне кажется, всегда подкрадывается к таким вещам. И еще, я хочу сказать, это чувство немного тревожило.
Терапевт: Я бы хотел удостовериться, что понял хоть немного, что это для вас значит. Вы очень близко узнали себя на основе переживания — кирпичик за кирпичиком и в этом смысле стали более эгоистичной. Вы совершили открытие, что ваше ядро отлично от всего остального, вы пришли к такому осознанию, которое волнует и пульсирует, что ядро вашего Я не только не содержит ненависти, но и подобно святому, чему-то очень чистому — я бы использовал такое определение. Но вы можете попытаться принизить его значение. Вы можете сказать, что, возможно, это сублимация или аномальное проявление, сумасбродство и так далее. Но внутри себя, вы знаете, это не так. Оно содержит такие чувства, которые могут включать сексуальную окраску, но на самом деле оно гораздо больше и глубже. И тем не менее оно способно вобрать в себя все, что входит в сексуальное влечение.
Клиент: Возможно, похоже на то... Похоже на... похоже на прыжок с парашютом. Все падает, а ты продолжаешь думать, что все должно лететь, но нет, это... я в этом уверена, это похоже на спуск.
Терапевт: Это спуск и погружение в себя.
Клиент: Да. И я... я не могу просто выкинуть это за борт. Я имею в виду... кажется... ох... это просто существует. Я хочу сказать, это, кажется, жутко важная вещь, которую я просто должна была произнести.
Терапевт: Я бы хотел тоже повторить одну из мыслей, увидеть, понимаю ли я ее. Это звучит так, как будто мысль, выраженная вами, это что-то, что вы, должно быть, собирались схватить, что-то, что еще не схвачено. Хотя на самом деле есть чувство спуска вниз, чтобы поймать что-то на самой глубине.
Клиент: Да. Это действительно... что-то есть в этом... я имею в виду это... у меня есть путь, и, конечно, иногда мы идем по нему, отрицая почти с жестокостью то, что добродетельно, идеально... как... и что выражает это. Я хочу сказать, это похоже на то, что я имею в виду. Занимаются тем, не знаю чем. Я хочу сказать, у меня только есть чувство, что я не могу следовать. Я имею в виду, это очень тонкая материя для того, чтобы ее разбирать. Однажды это произошло... я удивляюсь, почему... я хочу сказать, это ужасно конкретное ощущение прыжка с парашютом.
Терапевт: Это не восхождение к тонкой материи. Это спуск к восхитительно прочной реальности, это...
Клиент: Да.
Терапевт: Более удивительно, чем...
Клиент: Да. Я имею в виду нечто, чего не разрушишь. Это существует здесь... я не знаю... мне кажется, после того как вы все суммировали. Это продолжается...
Поскольку то, что здесь было представлено, довольно путано, будет лучше выделить темы, следующие друг за другом.
Я буду говорить о себе как об эгоистке, но с новым значением этого слова.
Я приобрела знание о структуре своего Я, о том, насколько она глубока.
Из-за того, что я совершила прыжок в себя, я открыла что-то потрясающее — это внутреннее ядро, в котором абсолютно нет ненависти.
Оно не может быть частью повседневной жизни — оно может быть даже ненормальным.
Сначала я думала, что это сублимированное сексуальное влечение.
Но нет, это уникально, это глубже, чем секс.
Можно предполагать, что это такое чувство, которое можно раскрыть, если подняться в тонкое царство идеалов.
Но на самом деле я нашла его с помощью глубокого спуска в себя.
Кажется, это такое ядро, которое сохраняется.
Описание ли это мистического опыта? Судя по ответам консультанта, он тоже так чувствует. Можем ли мы придавать значение высказываниям в стиле Гертруды Стайн (Gertrude Stein)? Автор может просто выделить то, что многие пациенты приходили к похожим заключениям о себе, хотя не всегда выражали их столь эмоционально. Даже миссис Оук в следующей, тридцать пятой беседе дает более четкую и связную картину своих чувств, описывает их в более приземленном виде. Она также объясняет, почему ей было сложно столкнуться с этими переживаниями.
Клиент: Я думаю... я ужасно рада, что нашла себя. Я заставляла себя, хотела говорить о себе. Я имею в виду, это очень личное, внутреннее, о чем просто никогда не говорят. Я думаю, что сейчас могу понять свое чувство, ох, возможно сейчас существует какое-то смутное опасение. Это... ну, похоже... как бы на то, что я только что отрицала... я имею в виду, все то, что западная цивилизация отстаивает, понимаете. И интересно, права ли я, я хочу сказать, был ли этот путь верным, и еще, конечно, чувствовала, насколько это правильно, понимаете. И это граница конфликта. И потом это, и я имею в виду, сейчас я чувствую себя хорошо, ну, конечно, так я чувствую. Я думаю, здесь есть... эта вещь, которую я назвала отсутствием ненависти, я хочу сказать, она есть на самом деле. Это перенеслось в мои дела, в мою веру... Я думаю, это правильно. Это похоже на мои слова самой себе, ну, вы отупляете меня, я имею в виду, сначала суевериями и запретами, неверно истолкованными доктринами, законами, вашей наукой, вашими холодильниками, вашими атомными бомбами. Но я не покупаюсь, видите, вы не преуспели в этом. Я думаю то, что я говорю, ну, что я имею в виду, что просто не подчиняюсь правилам, и это... ну, это тоже способ.
Терапевт: В настоящее время вы чувствуете, что слишком хорошо осознаете давление культуры — не всегда так уж сильно, но примерно так: “В моей жизни было столько всего... и сейчас я спускаюсь все глубже в себя, чтобы найти то, что я по-настоящему чувствую”. И в настоящее время кажется, что вы все больше и больше отделяетесь от культуры, и это немного пугает, но вы чувствуете себя в основном хорошо. Это...
Клиент: Да. Ну, я ощущаю, что все хорошо, правда... И еще есть... чувство, что начинает расти; ну, оно почти сформировалось, я бы сказала. Своего рода итог, что я собираюсь прекращать искать что-то ужасно неправильное. Сейчас я не знаю почему. Но мне кажется, просто... это такого рода чувство. Как будто я говорю себе сейчас, ну, в свете того, что я знаю, что же я обнаружила — я достаточно уверена, что я вычеркнула страх, я позитивна и не боюсь быть шокированной — я имею в виду, что, похоже, приветствую это. Но, глядя на те места, в которых я побывала, чему я там научилась, потом, как бы вбирая в сознание то, чего я не знала, похоже на что-то, может быть, это из того, что я не должна употреблять, и скажем, ну, сейчас я только... я просто не могу это найти. Видите? А сейчас без... без, я бы сказала, желания извиниться или притвориться, просто как утверждение того, что я не могу найти, что в настоящее время является плохим.
Терапевт: Уловил ли я суть? По мере того как вы все глубже погружаетесь в себя и думаете о тех вещах, которые открыли и узнали, в вас все растет очень-очень сильное убеждение в том, что не имеет значения, насколько глубоко вы зашли, то, что вы найдете, не будет диким и ужасным. Оно обладает совсем другими качествами.
Клиент: Да, что-то вроде этого.
Тут, даже когда она осознала, что ее чувства противоречат природе культуры, она ощутила, что само ядро ее Я не является ни плохим, ни страшно неправильным, а чем-то положительным. Под слоем поверхностного контролируемого поведения, под горечью и под болью находится позитивное Я, в котором нет ненависти. Это, я уверен, тот урок, который наши клиенты преподносили нам долгое время и который мы слишком медленно усваиваем.
Если отсутствие ненависти кажется нейтральным или негативным понятием, наверное, мы должны позволить миссис Оук пояснить его смысл. В тридцать девятой беседе, почувствовав, что сеанс психотерапии близится к концу, она вернулась к этой теме.
Клиент: Я раздумываю, должна ли я прояснить... для меня это ясно, и, наверное, то значимое, что случилось здесь, — это мое сильное чувство, касающееся подхода к человеку, свободного от ненависти. Сейчас, когда мы рассматриваем это рационально, я знаю — это звучит негативно. И еще, в моих мыслях, моих... нет, не мыслях, а чувствах, это... и в моих мыслях тоже, да, в моих мыслях тоже... это чувство более позитивное, чем... чем любовь... и мне оно кажется намного более простым и менее ограничивающим. Но это... я осознаю, что это звучит как бы похоже на почти абсолютное отрицание многих вещей, убеждений. Я не знаю. Но мне это кажется более позитивным.
Терапевт: Сейчас вы видите, что это может негативно звучать для других, но что касается его значения для вас, оно не кажется вам таким связывающим, таким собственническим, как любовь. Кажется, как бы это реально более... более широкое и практичное, чем...
Клиент: Да.
Терапевт:...любое из этих сужающих понятий.
Клиент: Для меня это действительно так. Это проще. Ну, в любом случае для меня проще чувствовать так. И я не знаю. Мне кажется, это действительно является путем... путем, нет... путем обретения себя там, где тебя не заставляют награждать или наказывать. Это... это так много значит. Мне просто кажется, что это способствует свободе.