Так как я стремлюсь рассмотреть клиента, находящегося в целом на одной или на другой стадии, позвольте мне, перед тем как я перейду к следующей стадии, вновь подчеркнуть, что в данной области личностных смыслов процесс может протекать ниже основного уровня клиента по причине расхождения опыта с Я-концепцией. Скорее всего я могу проиллюстрировать на примере одной области чувств клиента, как течет процесс, который я описывал, в отдельной небольшой части переживания.
В случае, более полно описанном Шлейном (Shiein) (5), качество самовыражения в беседах находилось примерно на третьей и четвертой стадиях нашего континуума. Затем, когда клиент обратился к области сексуальных проблем, процесс спустился на более низкий уровень континуума.
В шестой беседе клиент почувствовал, что есть веши, которые невозможно сказать терапевту, затем “после долгой паузы, почти неслышно она упомянула про зуд в области прямой кишки, для которого врач не мог найти никаких объяснений”. Здесь проблема рассматривается как внешняя по отношению к Я, переживания очень отдалены. Это оказывается характерной чертой второй стадии процесса в нашем описании.
|
|
В десятой беседе зуд переместился в ее пальцы. Потом с большим смущением она рассказала про игры на раздевание и другие сексуальные действия в детстве. Этот рассказ также носил безличный характер действий, где чувства описывались как объекты прошлого, хотя ясно, что располагаются на более высокой стадии континуума. Она делает вывод “потому что я просто плохая, грязная, и все”. Это выражение себя и недифференцированный, ригидный личностный конструкт. Эти свойства относятся к третьей стадии процесса, как и последующее суждение о себе, которое показывает большую дифференцировку личностных смыслов: “Я думаю, что внутри я уделяю слишком много внимания сексу, а снаружи недостаточно сексуальна, чтобы привлекать внимание, которого я хочу... Я бы хотела быть одинаковой изнутри и снаружи”. Последняя фраза обладает свойствами четвертой стадии, для которой характерно смутное сомнение в личностном конструкте.
В двенадцатой беседе она идет дальше в своих сомнениях, решая, что была рождена не для разврата. Это характеризует качество четвертой стадии, которое определенно бросает вызов укоренившемуся способу истолкования своего опыта. Также в этой беседе она набралась мужества и сказала терапевту: “Вы мужчина, симпатичный мужчина, и моя проблема в целом — это мужчины вроде вас. Было бы легче, если бы вы были старше, — легче, но не лучше, если смотреть вперед”. После этой фразы она расстроилась и смутилась, почувствовав, что “как будто разделась, раскрыв вам это”. Здесь чувство выражено непосредственно, со смущением и страхом, но оно выражено, а не описано. Переживание намного меньше отдалено от нее и менее связано со структурой, оно возникает с небольшой задержкой, но почти не принимается ею. Эта острая дифференциация смыслов ясно видна во фразе “легче, но не лучше”. Все это полностью характерно для четвертой стадии процесса.
|
|
В пятнадцатой беседе она описывает свой прошлый опыт и чувства, относящиеся к сексу, которые обладают в нашем представлении качествами одновременно третьей и четвертой стадии. В определенный момент она сказала:
“Я хотела сделать себе больно и поэтому начала гулять с мужчинами, которые могли причинить мне боль своими пенисами. Мне это нравилось, и мне было больно, таким образом, у меня было я удовлетворение от наказания, и наслаждение в одно и то же время”. Тут способ истолкования опыта воспринимается как таковой, а не как внешний факт. Здесь также присутствует сомнение, хотя и скрытое. Присутствует осознание и некоторое волнение относительно противоречивых элементов в переживаемом опыте. Эти качества полностью характеризуют четвертую стадию или стадию, находящуюся немного выше.
Чуть позже она описывает пережитое в прошлом сильное чувство стыда за свое наслаждение от секса. Две ее сестры, “чистые, уважаемые дочери”, не достигали оргазма, “и опять я оказалась самой плохой”. До этого момента ее слова — иллюстрация к четвертой стадии. Потом она внезапно спрашивает: “Или мне действительно везет?” К качествам этого выражения относятся: чувство удивления, прорыв этого чувства, его непосредственное переживание, честное и определенное сомнение в предыдущем личностном конструкте. Все это — отчетливые характеристики пятой стадии, которую мы только что описали. Женщина продвигается вперед в процессе своего развития в атмосфере принятия, на значительном расстоянии от второй стадии.
Я надеюсь, этот пример показывает способ, с помощью которого человек в процессе развития становится все более и более свободным, все более подвижным в данной области личностных смыслов, потому что его принимают. Скорее всего это также доказывает то, что процесс увеличивающейся подвижности занимает не минуты или часы, но недели или месяцы. Этот процесс носит скачкообразный характер, иногда он откатывается немного назад, иногда останавливается, расширяет свои границы и охватывает большие территории, но в конечном счете он движется дальше.
Шестая стадия. Если я смог передать диапазон и качество возрастающей свободы чувств, переживаний и истолкования на каждой стадии, тогда можно рассматривать следующую стадию, которая, как оказалось из наблюдений, является самой критической. Позвольте мне попробовать передать, какие свойства в моем представлении являются для нее характерными.
Если клиент продолжает ощущать себя полностью принятым в терапевтических отношениях, то за пятой стадией следует особая и зачастую драматическая стадия.
Чувства, которые раньше “застревали”, подавлялись в своих процессуальных характеристиках, сейчас переживаются непосредственно.
Чувства текут, проявляя свое полное качество.
Чувства, испытываемые в настоящем, переживаются непосредственно и широко.
Непосредственность переживаний и чувств составляет их содержание, и они принимаются. Это то, что не отрицается, что не пугает, против чего не надо бороться.
Все предыдущие предложения пытались описать различные грани этого четкого и определенно возникающего феномена. Я приведу записи случаев, чтобы передать его сущность полностью, но я попытаюсь проиллюстрировать эту стадию на одном примере. Возможно, то, как клиент приходит к шестой стадии, вам сможет передать отрывок из восьмидесятой беседы с молодьм человеком.
|
|
Пример: “Я могу даже представить, что нежно забочусь о себе... Однако как я могу быть нежным, как я могу заботиться о себе, когда Я и “себе” — один человек? Но я это очень отчетливо чувствую... Вы знаете, это как забота о ребенке. Вы хотите ему дать и это, и то... Я могу, похоже, ясно видеть цели для других... но я никогда не вижу их для... себя, нужно сделать это для себя, понимаете. Неужели такое возможно, что я действительно хочу заботиться о себе, хочу сделать это главной целью в жизни? Это значит, что я должен действовать в целом мире, как если бы я был хранителем самого лелеемого и желаемого объекта, что этот Я находится между этим ценным “меня”, о котором я хотел заботиться, и целым миром... Это так же, как если бы я любил себя... понимаете... это странно... но это правда”.
Терапевт:Эта идея довольно странная для осознания. Почему это будет значить: “Я бы встретил мир так, как если бы частью моей первостепенной обязанности была забота об этом драгоценном индивиде, который и есть “меня” — которого я люблю”?
Клиент: О ком я забочусь — к тому я чувствую такую близость. Уф!!! Это еще одно странное чувство.
Терапевт Это кажется фантастичным.
Клиент: Да. Это довольно глубоко задевает. Идея моей любви к себе и заботы о себе. (Его глаза стали влажными.) Это очень хорошая мысль... очень хорошая.
Запись поможет передать тот факт, что здесь присутствует то чувство, у которого не было возможности проявиться, а здесь оно испытывается непосредственно, в тот же момент. Это чувство протекает до полного своего завершения, без блокады. Оно переживается и принимается без попытки клиента отбросить его в сторону или отрицать.
Клиент субъективно живет в опыте, а не только ощущает его.
Клиент, по его словам, достаточно далеко ушел от ощущения этого, из приведенного выше примера и записи ясно, что его слова вторичны по отношению к переживанию, протекающему в нем, в котором он живет. Лучше всего это передают его слова: “Уф!!! Это еще одно странное чувство”.
|
|
Я как объект обладает тенденцией к исчезновению.
Я в этот определенный момент и является этим чувством. Это бытие в моменте, Я мало осознается как объект, но в основном — с помощью первостепенного рефлексивного осознания, согласно Сартру. Я субъективно присутствует в экзистенциальном моменте,.Это не предмет восприятия.
На этой стадии переживание приобретает качества реального процесса.
Например, один клиент, мужчина, приблизившийся к этой стадии, сказал, что у него есть пугающее чувство относительно источника множества тайных мыслей в нем самом. Он продолжил: “Бабочки — это мысли, близкие к поверхности. Под ними — глубокий поток. Я чувствую себя очень далеким от него. Глубокий поток похож на огромный косяк рыб, движущийся под поверхностью. Я вижу тех, кто выпрыгивает из воды... я сижу с удочкой в одной руке, на конце удочки вместо крючка изогнутая булавка... другой рукой я пытаюсь найти снасть получше и одновременно наблюдаю, как некоторые рыбы просто выскакивают из воды. Я начинаю подумывать о том, чтобы нырнуть. Это немного страшно. Образ, который у меня возник, помогает мне понять, что я сам хочу быть одной из рыб.
Терапевт: Вы хотите быть там, внизу, и плыть, как и они”.
Хотя этот клиент еще не полностью переживает процесс и, следовательно, является нечетким примером этой шестой ступени континуума, он настолько ясно его предвидит, что его описание дает реальное чувство этого смысла.
Другой характеристикой этой стадии процесса является сопровождающее ее физиологическое расслабление.
Увлажнение глаз, слезы, вздохи, мускульная релаксация зачастую очевидны. Часто присутствуют и другие физиологические показатели. Предположу, что если бы мы измерили, то обнаружили бы в эти моменты повышенную циркуляцию крови и проводимость нервных импульсов. Примером “естественной” природы этих ощущений может быть следующий отрывок.
Например, клиент, молодой человек, выражает желание, чтобы его родители умерли или исчезли. “Это похоже на то, что я хочу их прогнать, как будто их никогда и не было... И мне так стыдно, потому что, когда они меня зовут, я иду — дерг. Они до сих пор как бы очень сильны. Я не знаю. Это как пуповина — я постоянно чувствую это внутри — дерг (и он жестикулирует, щипая себя за пупок).
Терапевтика действительно продолжают держаться за вашу пуповину.
Клиент'. Даже смешно, насколько реально это чувствуется... Это как ощущение ожога, и когда они говорят что-то, что приводит меня в состояние беспокойства, то я чувствую это прямо здесь {указывает}. Я никогда не думал об этом так.
Терапевт: Когда ваши отношения нарушаются, вы чувствуете напряжение в области пуповины.
Клиент: Да, похоже, это в животе. Очень сложно определить то чувство, которое я тут ощущаю.
Здесь он субъективно живет в потоке чувства зависимости от родителей. Однако было бы неточно сказать, что он воспринимает это. Он находится внутри этого чувства, переживая его как нагрузку в области пуповины.
На данной стадии внутренняя коммуникация относительно свободна и не заблокирована.
Я уверен, что выше привел адекватную иллюстрацию. Несомненно, фраза “внутренняя коммуникация” уже не совсем корректна, так как каждый пример показывает, что критическим является момент интеграции, где уже не нужна коммуникация между различными внутренними центрами, так как они становятся одним.
Несоответствие между опытом и осознанием ярко переживается и переходит в соответствие.
Важные личностные конструкты тают в этот момент переживания, и клиент чувствует, что освобождается от стабильных связей своей прежней структуры.
Я уверен, что эти две характеристики можно лучше понять с помощью следующего примера. Молодому человеку было сложно приблизиться к определенному незнакомому чувству. “Это абсолютно то чувство... я так много прожил и очень большую часть моей жизни я испытывал чувство страха”. Он рассказывает, что только его профессиональная деятельность давала ему ощущение безопасности: “маленький мир, где я чувствовал безопасность”. “Вы понимаете... по тем же причинам... (пауза) похоже, я позволил этому прорваться. Но еще я связал это с вами и с нашими отношениями, и единственное, что я чувствую, — это страх, что все это уйдет. (Его интонация изменилась, он вошел в чувство.) Вы мне позволите иметь это? Похоже, я в этом нуждаюсь. Мне будет так одиноко и страшно без этого.
Терапевт: Хм-м... “Дайте мне закрепиться за это, потому что я буду очень испуган, если этого не сделаю!” Не правда ли, это похоже на мольбу?
Клиент: Я ощущаю... похоже на хнычущего маленького мальчика. Это жест мольбы? (Складывает руки как при молитве.)
Терапевт: Вы сложили руки как в мольбе.
Клиент: Да, верно. Что-то типа: “Не могли бы вы сделать это для меня?” О, это ужасно! Кто, я? Умоляю?.. Эту эмоцию я никогда вообще четко не испытывал... да, здесь я не был... (Пауза.) Я поймал чувство растерянности. С одной стороны, это так чудесно, что эти новые чувства во мне всплывают. Они так удивляют меня каждый раз, но также я чувствую страх этого. (Слезы.) Я просто не знаю себя. Вдруг появляется что-то, чего я никогда не осознавал, даже не подозревал, как бы я стал таким, каким я хотел быть”.
Здесь мы видим полное переживание клиентом состояния мольбы и ясное осознание несоответствия между своими переживаниями и Я-концепцией. Однако это переживание несоответствия существует в момент его исчезновения. Следовательно, он становится человеком, который чувствует мольбу, так же как и многие другие чувства. В этот момент исчезают способы, с помощью которых он истолковывал себя, он чувствует освобождение от своего прошлого внутреннего мира — ощущение одновременно чудесное и пугающее.
Момент полного переживания становится ясным и определенным объектом.
Данные примеры должны показать, что клиент часто ясно не осознает, что его “задевает” в эти моменты. Однако это не так уж важно, потому что событие есть целостность, оно является объектом, к которому можно возвращаться снова и снова при необходимости, чтобы узнавать о нем больше. Мольба, чувство “любви к себе”, которые представлены в этих примерах, могут быть не точно такими, как описаны. Они являются как бы твердыми объектами для обозначения, к которым клиент может возвращаться, пока не поймет, что они собой представляют. Это скорее всего только физиологическое событие, субстрат сознательной жизни, к которому клиент может вернуться с исследовательскими целями. Гендлин (Gendlin) привлек мое внимание к этому важному качеству переживания как объекта. Он постарался построить обширную психологическую теорию на этой основе (1).
Различение переживаний является четким и имеет основу.
Так как каждый из этих моментов — объект, особая целостность, он не смешивается ни с чем другим. Процесс четкого различения строится на нем и вокруг него.
На этой стадии больше не существует “проблем”, ни внешних ни внутренних. Клиент субъективно живет частью проблемы. Она не является объектом.
Я думаю, очевидно, что было бы неточно сказать, что в любом из этих примеров клиент воспринимает проблему как внутреннюю или работает с ней как с внутренней проблемой. Нам нужен некоторый способ, чтобы показать, что он дальше этого, и, конечно, он очень далек от восприятия проблемы как внешней. Лучшим описанием будет то, что он и не воспринимает проблему, и не работает с ней. Онпросто отчасти живет в ней, зная и принимая.
Я так основательно остановился на этой шестой стадии процесса, потому что считаю ее критической. Мое наблюдение состоит в том, что эти моменты непосредственного, полного, принятого переживания почти необратимы. Если говорить в терминах примеров, то мои наблюдения и предположения состоят в следующем: эти клиенты при возникновении в будущем переживаний с такими же свойствами и характеристиками будут распознавать их осознанно. Это и нежная забота о себе, и узы пуповины, которые делают клиента частью своих родителей, и переживание себя как зависящего и хнычущего маленького мальчика — что бы это ни было. И, заканчивая, надо отметить, что если однажды переживания были полностью осознаны, полностью приняты, тогда с ними можно эффективно справиться, как и с любой другой очевидной реальностью.
Седьмая стадия. В тех областях, где достигнута шестая стадия, принятие терапевта уже не имеет такой важности, как раньше, хотя, конечно, остается полезным. Как бы то ни было, из-за того, что шестая стадия обладает необратимой тенденцией, клиент обычно переходит на седьмую, финальную стадию без особой помощи терапевта. Эта стадия в основном возникает за пределами терапевтических отношений, о ней зачастую сообщается, но она не переживается на терапевтической встрече. Я попытаюсь описать некоторые ее черты, которые здесь наблюдал.
Новые чувства переживаются непосредственно и со всем богатством деталей как в терапевтических, отношениях, так и вне их.
Переживания таких чувств используются как четкие объекты.
Клиент абсолютно сознательно старается использовать эти объекты для того, чтобы более дифференцированно знать — кто он есть, чего он хочет и какие у него установки. Это так, даже если его чувства неприятны и страшны.
Наблюдается возрастающее и непрерывное ощущение принятия этих меняющихся чувств и их принадлежности, базовое доверие к свое.му процессу.
Это доверие первично не в текущем сознательном процессе, а в целостном организмическом процессе. Один клиент описывает то, какими ему кажутся характерные черты опыта шестой стадии, в терминах седьмой стадии.
“Здесь, на психотерапии, считается, что мы сидим и говорим “вот что меня волнует” и играем с этим до тех пор, пока что-то не выжмется, эмоционально нарастая, и дело сделано... но все выглядит совсем иначе. Даже после нее я не могу точно сказать, что произошло. Просто я что-то подержал, потряс, повертел и когда поставил обратно, то почувствовал себя лучше. Это немного расстраивает, я бы хотел точно знать, что происходит... Это забавно, потому что кажется, что если бы я ничего не делал для этого... единственное, где я принимал активное участие, — был внимательным и хватал проходящую мысль... Такого рода чувство; “Ладно, а что я буду с этим делать теперь, когда я вижу все правильно?” Здесь нет ни малейших устройств, чтобы как-то это регулировать. Просто поговори об этом немного, а затем отпусти. И, очевидно, все об этом. Оставляют меня со своего рода неудовлетворенным чувством, хотя с чувством, в котором я ничего не завершил. Оно завершилось без всякого моего знания или согласия... Дело в том, что я не уверен в качестве преобразования, потому что я не видел, как это происходит, не проверял это... Все, что я могу делать, это наблюдать факты: я смотрю на вещи немного по-другому, я меньше тревожусь в принципе и стал более деятельным. В целом мои дела улучшились. Я очень рад тому, как все идет. Я чувствую себя зрителем”. Чуть позже после этого немного неприязненного принятия текущего в нем процесса он добавляет: “Мне кажется, я работаю лучше, когда мой сознательный ум участвует только в работе с фактами и разрешает их анализу течь самостоятельно, не уделяя ему никакого внимания”.
Переживание почти утратило структурно ограниченные аспекты и стало процессом — значит, ситуация переживается и интерпретируется как новая, а не как бывшая в прошлом.
Пример, приведенный при описании шестой стадии, предполагает то качество, которое я пытаюсь объяснить. Другой пример из очень специфичной области дал клиент в завершающей беседе, объясняя, как он поменял направление в своей творческой работе. Обычно он пытался придерживаться порядка. “Вы начинаете с начала и затем закономерно двигаетесь к концу”. Сейчас он уверен, что в нем присутствует другой процесс. “Когда я работаю над идеей, целое представление об этом развивается как скрытый образ, появляющийся, когда вы проявляете пленку. Он не начинается с одного края и распространяется до другого. Он появляется везде. Первое, что вы видите, — это туманный контур, и ждете, что же появится; а затем, постепенно что-то появляется и довольно быстро все становится четким — все сразу”. Очевидно, клиент не только начал доверять этому процессу, но и переживает его таким, какой он есть, а не в терминах прошлого.
Я становится все более субъективным и рефлексивным осознанием внутреннего опыта. Я намного реже является воспринимаемым объектом и намного чаще чем-то интимно переживаемым в процессе.
Пример может быть взят из той же завершающей беседы с клиентом, которая была процитирована выше. В этой беседе, так как он сообщал о своем опыте после терапии, он снова стал осознавать себя как объект, но ясно, что это качество не свойственно его каждодневному опыту. После сообщения о множестве изменений он сказал:
“До сегодняшнего вечера я не думал, что эти вещи связаны с психотерапией... (Шутливо.) Вот здорово! Может быть, что-то действительно произошло. Потому что моя жизнь с тех пор изменилась. Возросла продуктивность моей работы. Я стал решительнее в ситуациях, которых прежде избегал. И еще я стал менее дерзок в ситуациях, в которых раньше был просто невыносим”. Ясно, что только впоследствии он осознал, каким был раньше.
Личностные конструкты истолковываются по-другому, чтобы быть валидными по отношению к будущему опыту, но даже тогда они остаются достаточно свободными.
Между беседами ближе к концу терапии клиент описывает, как меняются такие конструкты:
“Я не знаю, что изменилось, но я совершенно по-другому смотрю на мое детство, у меня исчезла ненависть к моему отцу и матери. Мое чувство обиды заменилось на своего рода принятие того факта, что они совершали множество поступков, которые для меня были нежелательными. Я изменил это чувство на как бы любопытное волнение... здорово!.. Я понял, что здесь было не так... я могу что-нибудь сделать... исправить их ошибки”. Здесь был резко изменен способ, с помощью которого он истолковывает свой опыт, связанный с родителями.
Другой пример может быть взят из беседы с клиентом, который всегда ощущал, что должен угождать людям. “Я могу видеть... на что это могло быть похоже... не имеет значения, если я вам не угожу, — угождение вам или неугождение является не важным для меня. Если бы я мог что-то в этом роде сказать людям — понимаете?.. Сама идея просто спонтанно говорить что-то, не заботясь о том, угождает ли это или нет. О боже! Вы можете сказать почти все, но это будет правдой, вы понимаете”. Немного позже он недоверчиво спрашивает: “Вы считаете, все будет в порядке, если я действительно буду тем, кем я себя чувствую?” Он борется с перестройкой некоторых самых главных аспектов своего опыта.
Внутренняя коммуникация становится четкой, с ясно обозначенными чувствами и символами и новыми терминами для новых чувств.
Клиент ощущает, что у него есть возможность выбора новых способов существования.
Выбор становится правильным и эффективным по причине того, что все элементы опыта доступны осознанию. В этом примере клиент приходит к этому осознанию: “Я пытаюсь найти выход из положения, как не бояться говорить. Может быть, просто думать вслух — уже будет решением. Но у меня появилось так много мыслей, что я могу высказать только их часть. Но, может быть, я смогу в разговоре выражать мои настоящие мысли, вместо того чтобы создавать должное шумовое сопровождение каждой ситуации”. Здесь он ощущает возможность эффективного выбора.
Другой клиент стал рассказывать о своем споре с женой. “Я не был зол на себя. Я не испытывал ненависти к себе. Я “ребячился” и осознавал это”.
Нелегко найти примеры, иллюстрирующие эту седьмую стадию, потому что довольно немного клиентов полностью достигают этого этапа. Позвольте мне попытаться сделать краткое резюме, раскрывающее суть качеств этой конечной точки континуума.
Если в процессе изменения индивид достигает седьмой стадии, то он входит в новое измерение. На этой стадии клиент объединяет качества движения, потока, изменения в каждой сфере своей психической жизни, и это становится ее первостепенной характеристикой. Он живет в потоке своих чувств, осознавая и принимая их, испытывая к ним базовое доверие. Непрерывно меняются способы истолкования опыта, так как его личностные конструкты модифицируются с каждым новым жизненным событием. Его переживания являются естественным процессом, он чувствует новое в каждой ситуации и интерпретирует это как новое. Он интерпретирует события в терминах прошлого, только если они идентичны прошлым. Его чувствам свойственна непосредственность одновременно с осознанием их переживания. Он ценит точность в различении своих чувств и личностных смыслов в опыте. Его внутренняя коммуникация между различными аспектами его Я свободна и не заблокирована. Он легко сообщает о себе во взаимоотношениях с другими людьми, и эти отношения не стереотипны, аличностны. Он осознает себя, но не как объект, а скорее как рефлексивное осознание течения жизни. Он воспринимает себя как человека, ответственного за свои проблемы. Он действительно чувствует себя полностью ответственным за свою жизнь и ее изменение. Он в полноте живет в своем Я как изменяющийся процесс, поток.
Некоторые вопросы о континууме этого процесса
Разрешите мне предвосхитить некоторые вопросы об описанном процессе, которые могут у вас возникнуть.
Единственный ли это способ, с помощью которого происходит изменение личности человека или нет? Не знаю. Скорее всего он один из нескольких. Я только уточню, что, кажется, этот процесс начинается только тогда, когда человек ощущает себя принятым.
Можно ли использовать его в психотерапии различных видов или он может возникнуть только при одной психотерапевтической ориентации?
Пока у нас накоплено немного записей, относящихся к психотерапии других направлений, и поэтому мы не в состоянии ответить на этот вопрос.
Как бы то ни было, я рискну предположить, что скорее всего те терапевтические подходы, которые уделяют много внимания когнитивным составляющим и мало — эмоциональной сфере, могут привести к абсолютно другим изменениям.
Согласитесь ли вы с тем, что этот желаемый процесс изменения происходит в верном направлении? Я этому не верю. Я думаю, что некоторые люди не ценят изменений. Суждения такого рода зависят от социальных ценностей, которые в будущем будут определять люди и культуры. Процесса изменения можно легко избежать, если сократить до минимума или отказаться от таких отношений, где индивид принимается таким, какой он есть.
Быстро ли происходят изменения в континууме? Мои наблюдения показывают, что нет. Моя интерпретация исследования Киртнера (Kirtner) (4), которая может немного отличаться от его собственной, заключается в том, что клиент должен начинать психотерапию примерно на второй стадии и заканчивать примерно на четвертой. При этом важно, чтобы присутствовало обоюдное удовлетворение клиента и терапевта достигнутым прогрессом. Очень трудно себе представить, чтобы клиент сразу перешел с первой стадии на седьмую. Если это и происходит, то занимает годы.
Правильно ли сгруппированы свойства, присущие каждой стадии? Я уверен, что в моих наблюдениях существует много ошибок. Мне интересно узнать, какие важные элементы я упустил. Я думаю, что различные элементы континуума могли бы быть описаны более кратко. Если гипотезы, изложенные мною, имеют ценность в глазах различных исследователей, то на все подобные вопросы в любом случае можно будет дать ответ, основанный на опыте.
Резюме
Я попытался сделать предварительные наброски течения процесса изменения личности, который возникает при условии, что клиент ощущает себя полностью принятым и понятым таким, какой он есть. Этот процесс вовлекает в себя несколько направлений, которые поначалу отделены, но по мере его продолжения становятся одним целым.
Этот процесс включает в себя освобождение чувств. На нижнем конце континуума чувства описываются как отдаленные, не принадлежащие человеку и не существующие в настоящем. Позднее они описываются как объекты настоящего с некоторым ощущением принадлежности к индивиду. Затем они представляются как собственные чувства в терминах, наиболее точно выражающих их непосредственное переживание. Еще выше по шкале они переживаются и выражаются в непосредственном настоящем, а страх перед процессом уменьшается. К тому же даже те чувства, которые перед этим отрицались сознанием, проникают в него, переживаются, и индивид чувствует их принадлежность себе. На верхнем конце континуума одной из важных черт, характеризующих человека, становится его жизнь в процессе переживания непрерывно меняющегося потока чувств.
Процесс включает в себя изменение стиля переживаний. Континуум начинается со статичности, в которой индивид очень удален от своих переживаний и не способен приблизиться или изобразить символически их скрытые смыслы. Переживание должно стать безопасным, прежде чем из него будет выделен смысл и настоящее будет истолковано в терминах смыслов из прошлого. Человек движется от удаленности от своих переживаний к осознанию переживаний как протекающего внутри него волнующего процесса. Постепенно переживания становятся все более и более принятым внутренним объектом, к которому человек может обратиться за возрастающей точностью смыслов. В результате человек научается жить свободно и принимать текущий процесс своих переживаний, опираясь на него в своем поведении.
Процесс включает в себя переход от неконгруэнтности к конгруэнтности. Континуум начинается от максимума неконгруэнтности, который абсолютно не осознается человеком на протяжении нескольких стадий, и продолжается до тех пор, пока его не пронзит резкое осознание противоречий и несоответствий, существующих внутри него. После этого континуум переходит к переживанию неконгруэнтности в непосредственном настоящем, которая таким образом исчезает. В верхней части континуума может быть только временная неконгруэнтность между переживанием и осознанием, так как индивиду больше не нужно защищать себя от пугающих аспектов своего опыта.
Процесс включает в себя изменение стиля, в котором и благодаря которому индивид может и хочет сообщать о себе в атмосфере принятия. Континуум начинается с абсолютного нежелания раскрыть самому себе свое Я, обогащающее и изменяющее осознание внутреннего опыта, в дальнейшем это происходит, когда индивид хочет сделать это.
Процесс включает в себя ослабление действия когнитивных карт опыта. Клиент движется от ригидного способа истолкования опыта, воспринимаемого как внешние факты, к ослаблению поддержки смысловых истолкований опыта, которые могут быть изменены с каждым новым опытом.
Происходят изменения и в отношении индивида к проблемам. На одном конце континуума проблемы не осознаются и отсутствует стремление к изменению. Постепенно появляется осознание существования проблемы. На следующей стадии возникает осознание того, что индивид должен внести вклад в эти проблемы, что они не обусловлены только внешними факторами. Возрастает чувство собственной ответственности за проблемы. Выше на континууме находится проживание или переживание некоторых аспектов проблем. Личность субъективно проживает свои проблемы, чувствуя ответственность за свой вклад в их развитие.
Изменяется отношение индивида к другим людям. На одном конце континуума индивид избегает близких отношений, которые воспринимаются как опасные. На другом конце континуума он живет, переживая открытое и свободное отношение к терапевту и к другим людям, управляя своим поведением в этих отношениях на основе непосредственных переживаний.
В общем, процесс движется от статичности, где все элементы и направления, описанные выше, различаются и понимаются по отдельности, к текучим пиковым моментам психотерапии, когда все эти направления становятся неразделимо слитыми вместе. В новом переживании с непосредственностью, которая возникает в такие моменты, интерпретируются чувства и познание, Я субъективно представляется в опыте, а волевой акт просто следует за гармоничным балансом стремлений организма. Таким образом, когда процесс достигает этой точки, человек становится единицей потока, движения. Он изменился, но, кажется, более важно то, что он стал интегрированным процессом изменений.
Литература
1. Gendlin, E. Experiencing and the creation of meaning (tentative title). Glencoe, Ш.: (In press) (Expecially chap. 7).
2. Gendlin, E., and P. Zimring. The qualities or dimensions of experiencing and their change. Counseling Center Discussion Papers 1. №3, Oct. 1955. University of Chicago Counseling Center.
3. Kelly, G. A. The psychology of personal constructs. Vol. 1. New York: Norton. 1955.
4. Kirtner, W. L., and D. S. Cartwright. Success and failure in clientcentered therapy as a function of initial in-therapy behavior. J. Consult. Psychol., 1958, 22, 329-333.
5. Lewis, M. К., С. R. Rogers and John M. Shiien. Two cases oftimelimited client-centered psychotherapy. In Burton, A. (Ed.). Case Studies of Counseling and Psychotherapy. New York: Prentice-HaU, 1959, 309-352.
6. Mooney, R. L. The researcher himself. In Research for curriculum improvement. Nat'lEduc.Ass'n, 1957, Chap. 7.
7. Mooney, R. L. Problems in the development of research men. Educ. Research Bull., 30, 141-150.
8. Rogers, С. R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. J. Consult. Psychol., 1957, 21, 95-103.
Взгляд терапевта на цели человека. “Быть тем, кем ты действительно являешься”
В настоящее время большинство психологов считают себя оскорбленными, если их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю этих позиций. Я не могу помогать иначе, чем размышляя над смыслом того, что я наблюдаю. Кажется, этот смысл обладает удивительными последствиями для современного мира.
В 1957 году доктор Рассел Бекер (Russel Becker), мой друг и бывший мой студент по колледжу, коллега, пригласил меня прочитать специальную лекцию для преподавателей в Вустерском колледже штата Огайо. Я решил более ясно выработать для себя те личностно ориентирующие смыслы, которые обретают клиенты, находясь в свободной атмосфере терапевтических отношений. Когда доклад был закончен, у меня возникли мрачные сомнения в том, что в нем не было ничего нового и важного. Но мои опасения были в некоторой степени рассеяны удивительно долгими аплодисментами аудитории.
По прошествии некоторого времени я смог более объективно посмотреть на то, что говорил тогда, и почувствовал удовлетворение в двух отношениях. Я думаю, что работа хорошо выражает наблюдения, которые вылились для меня в две важные темы. Первая — доверие к человеческому организму, когда он свободно функционирует. Вторая — экзистенциальное качество удовлетворяющей нас жизни — тема, представленная некоторыми нашими современными философами и великолепно выраженная более двадцати пяти столетий назад Лао-Цзы, который сказал: “Делать — значит быть”.
Вопросы
“Какова цель моей жизни?”, “За что я борюсь?”, “Каково мое назначение?” Это те вопросы, которые так или иначе задает себе индивид, иногда спокойно и созерцательно, иногда мучимый сомнениями или отчаянием. Это старые как мир вопросы, которые себе задают и на которые отвечают люди в каждом веке. Это вопросы, которые каждый человек должен задать себе сам и сам же на них ответить. Я как консультант слышу эти вопросы от мужчин и женщин, которые, испытывая личностные затруднения, стараются узнать, понять или выбрать свой жизненный курс,
На первый взгляд нет ничего нового, что можно было бы сказать по поводу этих вопросов. На самом деле выбранная мною фраза, с которой начинается эта глава, взята из рукописей человека, бившегося над этими вопросами больше века назад. Это может показаться дерзким — высказывать мнение другого человека о проблеме целей и предназначения. Но так как я много лет работал с проблемными и дезадаптивными людьми, я уверен, что могу распознать образ, направление, общность, закономерность в пробных ответах на эти задаваемые людьми самим себе вопросы. Таким образом, мне бы хотелось поделиться с вами моим видением того, к чему стремятся люди, когда они свободны выбирать.
Некоторые ответы
Перед тем как взять вас с собой в мир моего опыта с клиентами, я бы хотел напомнить, что упомянутые мной вопросы вовсе не псевдовопросы, и никогда — ни в прошлом, ни в настоящем — человечество не приходило к согласию по поводу них. Когда в прошлом пыталось разрешить проблему жизненного предназначения, некоторые отвечали в соответствии с катехизисом:
“Основное для человека — славить Господа”. Другие видели свою цель в подготовке к бессмертию. Кое-кто преследовал более приземленную цель — наслаждаться и испытывать легкость и удовлетворение в каждом чувственном стремлении. Другие — и это происходит по сей день — видят цель жизни в приобретении материальной собственности, статуса, знаний, власти. Некоторые полностью посвятили себя преданному служению делу, находящемуся вне их, — христианству или коммунизму. Гитлер видел свою цель в том, чтобы стать вождем господствующей расы, которая будет управлять всеми. С этой позицией ярко контрастируют жители Востока, борющиеся за устранение всех личных желаний, с тем чтобы в наивысшей мере контролировать себя. Я описал широкий диапазон выборов, чтобы показать некоторые цели, ради которых живет человечество, и предположить, что существует множество таких целей.
В недавнем важном исследовании Чарльза Морриса (Charles Morris) (5) были объективно исследованы пути жизни, предпочитаемые студентами шести разных стран: Индии. Китая, Японии, США, Канады и Норвегии. Как можно было предположить, он нашел явные различия между этими национальными группами. Также с помощью факторного анализа данных он пытался определить лежащие в основе этих различий ценности, которые, вероятно, являются основой тысяч индивидуальных предпочтений. Не углубляясь в детали анализа, мы можем остановиться на пяти выделенных измерениях, которые через комбинацию их положительных или отрицательных факторов оказываются ответственным! за индивидуальные выборы.
Первое измерение ценностей описывает предпочтение человеком ответственности, нравственности и сдержанного участия в жизни, которые он ценит и бережет.
Второе измерение включает в себя удовлетворение от решительных действий в преодолении преград. Оно описывает уверенное проявление инициативы в решении личных и социальных проблем и в преодолении естественных преград в мире природы.
Третье измерение акцентирует внимание на самодостаточности внутренней жизни с богатым и развитым самосознанием. Отвержение власти над людьми и предметами в пользу глубинного и сочувственного понимания себя и других.
Четвертое измерение, лежащее в основе предпочтений, ценит восприимчивость к людям и природе. Вдохновение приходит из внешнего по отношению к Я источника, и личность живет и развивается в соответствии с ним.
Пятое и последнее измерение выделяет чувственное удовольствие, наслаждение. Ценными считаются простые жизненные удовольствия, отдача себя моменту, открытость жизни без напряжения.
Это важное исследование одним из первых объективно изучило ответы разных культур на вопрос: “Какова цель моей жизни?” Оно многое прибавило к нашим знаниям, а также помогло обозначить некоторые базовые факторы, формирующие выбор. Как сказал Моррис об этих факторах: “Это как будто у людей разных культур есть пять основных музыкальных тонов, с помощью которых они сочиняют разные мелодии” (5, стр. 185).
Другая точка зрения
Как бы то ни было, я обнаружил смутное неудовлетворение этим исследованием. Ни один из “путей жизни”, которые Моррис представлял студентам в качестве возможного выбора, ни факторные оси не содержит полностью и удовлетворительно те жизненные цели, которые возникают в моем опыте работы с клиентами. В соответствии с моими наблюдениями в процессе психотерапии, когда люди борются за поиск своего собственного образа жизни, у них скорее всего возникают общие черты, которые любое определение, описанное Моррисом, не может полностью охватить.
Я смогу лучше постулировать эту жизненную цель, если процитирую Серена Кьеркегора (Seren Kierkegaard): “быть тем Я, которое истинно” (3, стр.29). Я твердо знаю, что это до абсурдности просто. Быть тем, кто ты есть, — это скорее утверждение очевидного факта, а не цель. Что это значит? Что под этим подразумевается? Я бы хотел посвятить этим проблемам оставшуюся часть моих заметок. Просто скажу, что вначале казалось, что под этим скрываются некоторые странные вещи. Благодаря моему опыту работы с клиентами и моим собственным внутренним поискам я обнаружил, что пришел к той точке зрения, которая была мне чужда десять или пятнадцать лет назад. Итак, я уверен, что вы посмотрите на эти идеи с критическим скептицизмом и примете их настолько, насколько они перекликаются с вашим собственным опытом.
Направления, выбранные клиентами
Позвольте мне рассмотреть то, что я смогу выделить и пояснить из тех направлений и тенденций, с которыми я встретился, работая с клиентами. Во взаимоотношениях с этими людьми моей целью было создание такой безопасной, теплой атмосферы эмпатического понимания, которую я искренне могу им дать. Я не обнаружил полезности или удовлетворения от своего вмешательства в опыт клиента с диагностическими объяснениями, интерпретацией услышанного, с советами или руководством. Исходя из этого, тенденции, замеченные мною, идут от самого клиента, а не от меня (Я, конечно, не мог;' закрывать глаза на возможность того, что кто-нибудь сможет продемонстрировать, что тенденции, о которых я говорю, подстроены или в какой-то степени инициированы мною. Я описываю их как происходящие у клиента в безопасных для него отношениях, потому что это мне кажется наиболее адекватным объяснением.)
Прочь от фасада
Первое, что я наблюдаю, — клиент, волнуясь и опасаясь, демонстрирует тенденцию ухода от того Я, которым он не является. Другими словами, даже тогда, когда у него отсутствует осознание того, к чему надо двигаться, он движется отчего-то. И, конечно, таким образом, он начинает хотя бы отрицательно определять, кто он есть.
Во-первых, это может выражаться в страхе предстать перед другим таким, какой ты есть. Так, один восемнадцатилетний юноша сказал в одной из ранних бесед: “Я знаю, что я на самом деле не такой крутой, как они думают, и я боюсь, что они это узнают. Вот почему я делаю эти вещи... Однажды они обнаружат, что я не такой крутой. Я просто пытаюсь оттянуть этот день насколько возможно... Если бы вы знали меня так, как я знаю себя... (Пауза.) Я не собираюсь рассказывать вам, какой я и как на самом деле думаю о себе. Только в этом я не хочу сотрудничать... Это не поможет вашему мнению обо мне”.
Ясно, что вышесказанное является четким выражением его страха, который является частью его становления тем, кто он есть. Вместо того чтобы просто быть фасадом, как это делал он, юноша приближается к тому, чтобы быть собой, а именно испуганным человеком, прячущимся за фасадом, потому что считает себя слишком ужасным, чтобы его видели другие.
Прочь от “должен”
Другой похожей тенденцией является очевидное отдаление клиента от непреодолимого образа того, кем он “должен быть”. Некоторые люди настолько глубоко впитали от своих родителей понятие “я должен быть хорошим” или “мне надо быть хорошим”, что только огромнейшими внутренними усилиями они могут отходить от этих целей.
Так, одна молодая женщина, описывая свои неудовлетворительные отношения с отцом, сначала рассказывала, как она хочет его любви. “Я думаю, что из всех моих чувств к отцу самым сильным было желание хороших взаимоотношений с ним... Я так хотела, чтобы он заботился обо мне, но я не получала того, чего действительно хотела”. Она всегда чувствовала, что должна соответствовать всем его требованиям и ожиданиям, а их было просто слишком много. “Потому что, когда я удовлетворяла одно, появлялись еще и еще, и я никогда не смогу действительно с ними справиться. Это бесконечное требование”. Она чувствовала себя похожей на мать, покорную и уступчивую, непрерывно пытавшуюся отвечать всем его требованиям. “А на самом деле я не хочу быть такой. Я обнаружила, что это не лучший способ жизни. Но еще я думаю, что всегда верила в то, что только если я буду себя вести так, как хочет отец, меня будут уважать и любить. Но, однако, кто полюбит такого неинтересного человека?” Консультант ответил: “Кто по-настоящему полюбит коврик под дверью?” Она продолжила: “По крайней мере, я бы не хотела, чтобы меня любили как коврик под дверью!”
Таким образом, хотя эти слова не передают ничего об ее Я, к которому она может двигаться, усталость и презрение в ее голосе и словах ясно показывают, что она движется прочь от Я, которое должно быть хороший и покорным.
Удивительно, насколько многие люди обнаруживают, что они вынуждены считать себя плохими и что они уходят именно от такой Я-концепции. Очень четко такое движение продемонстрировал один молодой человек.
Он сказал: “Я не знаю, как у меня возникла мысль о том, что стыдиться себя — это значит чувствовать себя подходящим образом... Я просто должен был стыдиться себя... Это был мир, в котором лучшим способом чувствовать было стыдиться себя... Если к тебе неодобрительно относятся, тогда единственный способ хоть чуточку себя уважать — стыдиться той части себя, к которой неодобрительно относятся...
Но сейчас я категорически отказываюсь совершать поступки в ракурсе старой точки зрения... Как будто я убедился, что кто-то сказал: “Ты должен жить, стыдясь себя, — будь таким!” И долгое время я принимал это, говоря: “Хорошо, я буду таким!” Но сейчас я восстал против этих слов: “Мне все равно, что ты говоришь. Я не собираюсь стыдиться себя!” Очевидно, что этот клиент отбросил понимание себя как плохого человека, которого нужно стыдиться.
Прочь от соответствия ожиданиям
Другие клиенты движутся прочь от общественных ожиданий. Уайт (Whyte) в своей новой книге (7) убедительно подчеркнул, что в настоящем промышленном обществе, например, на человека оказывается огромное давление, которое направлено на то, чтобы он стал “элементом организации”. Таким образом, каждый должен быть членом группы, должен подчинить свою индивидуальность потребностям группы, должен стать “кругленьким человечком, который может поддержать других кругленьких человечков”.
В недавно оконченном исследовании ценностей американских студентов Джейкоб (Jacob) подвел итог своим изысканиям, сказав: “Основной суммарный эффект воздействия высшего образования на ценности студентов заключается в том, чтобы обеспечить общее принятие системы стандартов и качеств, присущих выпускникам и выпускницам американского сообщества... Сильное воздействие колледжа заключается в том... чтобы социализировать индивида, усовершенствовать, отшлифовать, “приспособить” его ценности так, чтобы он мог спокойно пополнить ряды выпускников американского колледжа” (1, стр. 6).
Выступая против такого давления конформности, я считаю, что когда клиенты вольны быть теми, кем они хотят быть, они обычно подвергают сомнению и осуждают те тенденции фирмы, колледжа или общества, которые направлены на то, чтобы лепить из них любую форму. Один из моих клиентов пылко сказал: “Я так долго пытался жить в соответствии с тем, что имеет значение для других людей и что для меня вообще не имеет смысла. Я как-то чувствовал себя на уровень выше этого”. Итак, он, как и остальные, стремится уйти прочь от соответствия ожиданиям.
Прочь от угождения другим
Я обнаружил, что многие люди ведут себя, угождая другим, но, однако, когда они свободны, они уходят от такого существования. Так, один специалист, оглядываясь назад, на путь, который он прошел, пишет к концу терапии: “В результате я почувствовал, что я просто должен был начать делать то, что я хотел, а не то, что, я думал, мне следует делать, и не зависеть от того, чего хотят от меня другие. Это перевернуло всю мою жизнь. Я всегда чувствовал, что должен делать это, потому что от меня этого ждут или, даже еще важнее, чтобы понравиться людям. Черт с ним! С этого момента я думаю... я собираюсь быть только собой — богатым или бедным, хорошим или плохим, разумным или неразумным, последовательным или непоследовательным, известным или неизвестным. Спасибо вам за новое открытие шекспировской строки “Будь верен самому себе”. Кто-то может сказать, что клиенты определяют свои цели и намерения с помощью отрицания, открывая в свободных и безопасных отношениях те направления, в которых они не хотят двигаться. Они предпочитают не прятать себя и свои чувства от себя же или даже от значимых других. Они не хотят быть теми, кем “должны” быть, даже если этот императив насаждается родителями, обществом, и неважно, позитивно или негативно он определен. Они не хотят вьиепливать себя и свое поведение по форме, которая нравится другим людям. Другими словами, они не выбирают неестественность и что-то насаждаемое, что-то определенное извне. Клиенты осознают, что для них эти цели и намерения больше не имеют никакой ценности, хотя до этого времени они пользовались ими всю жизнь.
Вперед к самоуправлению
Что же позитивного в опыте этих клиентов? Я постараюсь описать замеченные мной аспекты в некоторых направлениях движения клиентов.
Во-первых, клиент движется к независимости. Под этим я подразумеваю то, что он постепенно выбирает цели, к которым сам хочет стремиться. Он становится ответственным за себя. Он решает, какие деятельность и поведение имеют для него смысл, а какие нет. Я думаю, эта тенденция к самоуправлению хорошо проиллюстрирована в приведенных мною примерах. Я бы не хотел солгать, сказав, что движение моих клиентов идет счастливо и уверенно. Нет. Свобода быть собой очень страшит, и человек движется по направлению к ней осторожно, с опаской и сначала совсем неуверенно.
Также я не хочу создавать впечатление, что человек все время делает разумный выбор. Ответственно руководить собой означает, что кто-то выбирает, а затем учится на последствиях. Таким образом, клиенты считают этот опыт и серьезным, и захватывающим. Как сказал один клиент:
“Я ощущаю страх и уязвимость, освобождение от опоры, но еще я чувствую приподнимающуюся во мне волну или силу”. Это обычная реакция клиента на принятие управления своей жизнью и поведением в свои руки.
Вперед к процессу
Сложно сформулировать второе наблюдение, потому что у нас нет подходящих слов. Клиент движется вперед к тому, чтобы более открыто быть процессом, текучестью, изменением. Он не волнуется оттого, что изменяется день ото дня, что не придерживается одних и тех же чувств по отношению к данному опыту или человеку, которые иногда противоречивы. Он находится в постоянном движении и все больше удовольствия получает от пребывания в этом текущем потоке. Прекращается борьба за результат и конечные состояния.
Один клиент сказал: “Стабильные вещи изменяются, парень, я даже не могу больше предвидеть мое поведение здесь. Это то, что я мог делать раньше. Сейчас я не знаю, что скажу. Старик, это такое чувство... Я просто поражен, даже когда называю эти чувства... Каждый раз я вижу что-то новое. Это приключение, вот что это такое... в неизведанное... Сейчас мне начинает это нравиться, я радуюсь по этому поводу и даже по поводу прежних неурядиц”. Он начинает ценить себя как текущий процесс сначала на психотерапевтической встрече, а затем — в жизни. Я не могу не вспомнить определение человека, который действительно существует, данное Кьеркегором. “Существующий человек постоянно находится в процессе становления... и переводит все свои размышления в термины процесса. Это происходит у (него)... как у писателя со своим стилем; только у него никогда не может быть законченного стиля, он “движет воды языка” всякий раз, когда начинает писать, и, таким образом, самое обычное переживание обладает для него свежестью только что рожденного” (2, стр. 79). Я обнаружил, что эти слова отлично отражают направление, по которому движутся клиенты, — скорее быть процессом, где рождаются потенциальные возможности, а не какой-то фиксированной целью.
К сложности бытия
Это связано со сложностью процесса. Скорее всего здесь поможет иллюстрация. Один из наших консультантов, которому в свое время очень помогла психотерапия, недавно пришел ко мне обсудить его взаимоотношения с очень трудным и возбужденным клиентом. Меня заинтересовало то, что консультант не хотел обсуждать самого клиента, только вкратце. Больше всего он хотел быть уверен, что он ясно осознает сложность своих собственных чувств в этих взаимоотношениях — теплоту, иногда разочарование и раздражительность, сочувствие к тому, что клиент получает социальное пособие; некоторый страх, что клиент может стать психопатичным; беспокойство о том, что подумают другие, если он не справится с этим случаем. Я осознал, что его основное отношение таково: если бы я мог быть открытым и искренним, то все его сложные, изменяющиеся и иногда противоречивые чувства протекали бы правильно. Но он уверен в том, что если он будет только частью своих чувств или частично защитной маской, то взаимоотношения будут плохими. Я обнаружил, что его стремление быть всем в каждый момент, всей сложностью и богатством, ничего ни от кого не пряча и ничего ни в ком не боясь, — это обычное стремление для тех, кто сильно продвинулся в психотерапии. Считаю, что мне не требуется говорить, что это очень нелегко, это является трудной и недостижимой целью. Однако одной из наиболее очевидных тенденций клиента является движение к тому, чтобы становиться всей сложностью меняющегося Я в каждый значимый момент.
К открытости опыту
“Быть тем Я, которое истинно” связано и с другими компонентами. Один из них уже был неявно выражен: индивид движется к открытому, дружественному, близкому отношению к своему собственному опыту. Этого не так-то просто достичь. Зачастую, когда клиент ощущает новую грань себя, он сначала ее отрицает. Но если до настоящего времени он отрицал аспект своего Я, то в атмосфере принятия он может попробовать принять его как часть Я. Как сказал один клиент, пребывая в некотором шоке после переживания себя как “зависимого маленького мальчика”: “Никогда раньше я не испытывал эту эмоцию так отчетливо — я ею никогда не был!” Он не терпит свои инфантильные чувства. Но постепенно он приходит к их принятию и включению в часть своего образа Я, начинает жить, находясь ближе к ним, и жить в них, когда они появляются.
Другой молодой человек, с очень серьезной проблемой заикания, позволил себе открыть некоторые свои скрытые чувства к концу терапии. Он сказал: “Парень, это была ужасная битва. Я никогда не осознавал этого. Я догадываюсь, что было очень больно достичь этой высоты. Я имею в виду, что только начинаю это чувствовать. О, ужасная боль... Было ужасно говорить. Я имею в виду, что я сначала хотел говорить, а потом не хотел... Я чувствую... я думаю, что знаю... это очевидное натяжение — стресс, это мир, я просто ощущаю слишком много давления. Я только начинаю это чувствовать после многолетнего существования с этим... это ужасно. Мне сейчас сложно перевести дыхание, я только засоряюсь извне, сжат снаружи... Я чувствую себя разбитым. (Он начинает плакать) Я никогда не осознавал этого, никогда не знал” (6). Здесь представлено открытие своих внутренних чувств, которые, очевидно, не новы для него, но которые до сегодняшнего дня он был не способен полностью пережить. Сейчас он может разрешить себе проживать их, он находит их менее ужасными, он может жить ближе к собственным переживаниям.
Постепенно клиенты научаются тому, что переживания являются дружественным источником, а не страшным врагом. И я думаю об одном клиенте, который к концу терапии, озадаченный проблемой, обычно хватался руками за голову и говорил: “Что я сейчас чувствую? Я хочу быть ближе к этому. Я хочу узнать, что это”. Затем он тихо и терпеливо ждал, пока не распознавал суть чувств, возникающих в нем. Часто я понимаю, что клиент пытается прислушаться к себе, старается услышать сообщения и смыслы, передающиеся его собственными физиологическими реакциями. Неважно, насколько он боится того, что может найти. Он начинает осознавать, что его собственные реакции и переживания, сообщения внешних и внутренних органов чувств являются дружественными. Он начинает желать быть ближе к своему внутреннему источнику информации, вместо того чтобы затыкать его.
Маслоу (Maslow) в своем исследовании так называемого самоактуализирующегося человека выделяет те же характеристики. Он говорит об этих людях так: “Их легкое вхождение в реальные чувства, их близость к принятию и спонтанности, свойственным животным и детям, подразумевает важность осознания собственных импульсов, стремлений, мнений и вообще всех субъективных реакций” (4, стр.210).
Эта огромнейшая открытость к тому, что происходит внутри, связана с похожей открытостью по отношению к опыту, полученному из внешней реальности. Я знаю тех клиентов, о которых Маслоу может сказать: “У самоактуализирующихся людей есть способность снова и снова свежо и непосредственно переживать основные ценности жизни с благоговением, удовольствием, удивлением и даже экстазом, несмотря на то что для других людей эти чувства давно устарели” (4, стр. 214).
К принятию других
С открытостью внутреннему и внешнему опыту в целом тесно связано принятие других людей. По мере того как клиент становится способным принимать свой собственный опыт, он также научается принимать опыт других. Он ценит одновременно свой и чужой опыт таким, какой он есть. Мы снова процитируем Маслоу по поводу индивидов с самоактуализацией: “Никто не будет жаловаться на воду за то, что она мокрая, или на камни за то, что они тяжелые... Как ребенок смотрит на мир распахнутыми, невинными глазами без критики, просто замечая и наблюдая происходящее, не возражая и не требуя, чтобы оно стало другим, так и самоактуализирующаяся личность смотрит на природу человека в себе и в других” (4, стр. 207). Я обнаружил, что это принятие всего существующего развивается у клиентов во время терапии.
К доверию к своему Я
С другой стороны, можно описать увиденный мною в каждом клиенте паттерн, сказав, что в его глазах повышаются ценность и доверие к процессу, которым является он сам. Наблюдая за клиентами, я стал намного лучше понимать творческих людей. Эль Греко (El Greco), например, должен был, посмотрев на некоторые свои ранние работы, осознать, что “хорошие художники так не пишут”. Но тем не менее он доверял своему собственному переживанию жизни, процессу своего чувствования в достаточной мере для того, чтобы продолжать выражать свое собственное уникальное восприятие мира. Он мог бы сказать: “Хорошие художники так не пишут, а я пишу”. Или пример из другой области. Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway) прекрасно осознавал, что “хорошие писатели так не пишут”. Но, к счастью, он стал Хемингуэем, стал собой, а не чьим-то понятием о хорошем писателе. Эйнштейн (Einstein) обычно не придавал значения тому, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того чтобы все бросить из-за плохой академической подготовки по физике, он просто стремился быть Эйнштейном, размышлять над своими идеями, быть самим собой как можно более искренно и глубоко. Этот феномен возникает не только среди гениев я мастеров своего дела. Неоднократно на примере своих клиентов я видел, как обычные люди становились более значительными и креативными в сферах своей деятельности по мере того, как все больше и больше доверяли процессу, протекающему в них, смелее ощущали свои собственные чувства, жили, опираясь на раскрытые внутри себя ценности, и выражали себя уникальным образом.
Основное направление
Позвольте мне лаконично выразить, из чего состоит паттерн движения, который я наблюдаю у клиентов и элементы которого я пытался описать. Кажется, это означает, что человек движется к тому, чтобы быть собой, зная и принимая этот процесс, которым внутренне является. Он двигается прочь от того, кем не является, прочь от маски. Он не пытается быть большим, чем он есть, с сопутствующим этому состоянию чувством уязвимости или напыщенностью защитных реакций. Он не пытается быть меньшим, чем он есть, с сопутствующим чувством вины или пониженной самооценкой. Он больше прислушивается к глубинным уголкам своего физиологического и эмоционального бытия и обнаруживает, что хочет со все большей точностью и глубиной быть тем Я, которым он истинно является. Когда один из клиентов начал ощущать, куда он движется, то с удивлением и недоверием спросил себя в одной из бесед: “Ты считаешь, что если я действительно буду тем, кем я хочу быть, то все будет в порядке?” Его последующий опыт и опыт многих других клиентов ведет к утвердительному ответу. Быть своим истинным Я — это становится самой ценной частью жизни человека, когда он может свободно двигаться в любом направлении. Это не просто интеллектуальный ценностный выбор, но скорее всего лучшее определение поискового, пробующего, нечеткого поведения, с помощью которого он, исследуя, движется к тому, кем действительно хочет быть.
Некоторые недоразумения
Жизненный путь, который я попытался описать, многим людям может показаться действительно неудовлетворительным. Если это происходит из-за различия в наших ценностях, то я уважаю ваше мнение. Но я обнаружил, что иногда такое отношение возникает из-за некоторых недоразумений в понимании. В таком случае я бы хотел прояснить некоторые моменты.
Предполагается ли здесь статичность?
Некоторым кажется, что быть собой — значит быть статичным. Для них эта цель или ценность является синонимом к статичному и неизменному бытию. Это слишком далеко от истины. Быть собой значит полностью быть процессом. Изменения максимально усиливаются, когда кто-то хочет быть истинным собой. На самом деле человек, который приходит на психотерапию, отрицает свои чувства и свои реакции. Зачастую он годами пытается измениться, но в один прекрасный момент обнаруживает, что застрял как раз на том поведении, которое не любит. И только когда он сможет в большей степени быть собой — тем человеком, которого он в себе всегда отрицал, только тогда появится какая-то перспектива изменения.
Предполагается ли здесь злоба?
Обычная реакция на описываемый мною жизненный путь, где человек является своим истинным Я, — следующее мнение: быть собой — значит быть плохим, злым, неуправляемым, разрушающим. Это значит спустить с привязи вселенского монстра. Мне такая точка зрения очень хорошо знакома, я встречаюсь с ней в процессе работы с каждым клиентом. “Если я рискну и позволю всплыть тем чувствам, которые бушуют во мне, или вдруг буду жить с этими чувствами, то произойдет катастрофа”.
Эта высказываемое или невысказываемое отношение близко каждому клиенту, движущемуся к переживанию неизвестных аспектов себя. Но весь ход его переживаний в психотерапии противоречит этим страхам. Он обнаруживает, что постепенно может быть своим гневом, если гнев естественно отражает его чувства, и что принимаемый и искренний гнев не несет разрушений.