Система права и основные правовые системы стран мира

Учебная литература по теории государства и права советского периода проблему типологии правовых систем обходила молчанием; в то же время во многих изданиях 90-х годов это самостоятельная и достаточно объемная тема (см., например: Общая теория права: Учебник / Под ред. А.С.Пиголкина. 2-е изд., испр. и доп. М. Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1995. С.341-374; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. 2-е изд, перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.256-272). Изучением правовых систем занимается сравнительное правоведение, или компаративистика. Один из наиболее авторитетных специалистов в этой области юридического знания - французский ученый Рене Давид, его труды неоднократно издавались и на русском языке. Среди отечественных авторов работами в области сравнительного правоведения известен А.Х.Саидов (см. обзор специальной литературы по теме). Учитывая наличие достаточного количества источников, в настоящем издании не предлагается подробного анализа различных правовых систем. Указание на последние здесь выполняет сугубо служебную роль - демонстрирует существующие в настоящее время в разных государствах основные варианты соотношения источников права.

В сравнительном правоведении существуют различные подходы к типологии правовых систем - в зависимости от собственно юридических особенностей (значение каждого источника права, правовая культура, правовые традиции, основные понятия и категории и т.д.) выделяют разное количество классификационных групп, называя данные группы или “правовыми семьями”, или “правовыми кругами”, или “правовыми системами”. В самом общем плане представляется возможным рассмотреть три модели соотношения источников права, которые свойственны романо-германской правовой семье, или системе континентального права; англо-американской правовой семье, или системе "общего права"; семье религиозно-традиционного права.

Романо-германская правовая семья, или система континентального права (государства континентальной Европы). Основное внимание здесь было уделено нормативному регулированию общественных отношений, созданию как можно более совершенного законодательства. Правоприменительной, и прежде всего - судебной практике отводилась как правило пассивная роль, ее основная задача - найти, правильно истолковать и применить предписания, содержащиеся в нормативных актах. Основным источником права в системе континентально права считается нормативный акт. Здесь существует четкая иерархия нормативных актов (конституции, законодательство, подзаконные нормативные акты). Есть более-менее четкое деление права на отрасли, право носит кодифицированный характер, т.е. нормы, составляющие одну отрасль права, сведены в крупные, внутренне систематизированные нормативные акты. В большинстве стран приняты гражданский, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный и некоторые другие кодексы. Все остальные источники права рассматриваются обычно лишь в плане дополнения писаного права и имеют подчиненное, вспомогательное значение. Такое значение, например, судебной практики, обычного права, может закрепляться или не закрепляться законодательно.

Англо-американская правовая семья, или система “общего права ” (Англия, США, государства - члены Британского содружества). Здесь главное для юриспруденции - не закрепить предписание в официальном документе, сделать нормативные акты более совершенными по форме и содержанию с тем, чтобы они могли адекватно регулировать отношения в будущем, а разрешить конкретную ситуацию. В романо-германской правовой семье право понимается как совокупность норм, которыми регламентированы определенные конкретные ситуации. В англо-американской правовой семье право как бы заранее не предустановлено, оно для каждого конкретного дела формируется в процессе его судебного рассмотрения; право - это прежде всего то, к чему приведет рассмотрение дела, право существует, если оно обеспечено судебной защитой. Нормы права в англо-американской правовой семье менее абстрактны, более конкретны и казуистичны, они направлены не в будущее, а в настоящее.

Здесь иная концепция источников права. Основное значение имеет судебный прецедент - однажды вынесенное судебное решение, обязательное (при концепции “жесткого прецедента”) для судей при рассмотрении аналогичных дел. В настоящее время в Англии приняты следующие правила: 1) решения высшей инстанции - палаты лордов - обязательны для всех других судов; 2) апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 3) Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 4) окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают (см. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.264-265). В качестве источника признано и писаное право, более того, существует достаточно развитое законодательство (английский парламент ежегодно принимает около 80 законов, а всего им было издано более 40 тысяч актов), принимаются и подзаконные нормативные акты. Писаное право в основном не кодифицировано. Соотношение судебной практики и нормативных актов как источников права неоднозначно. С одной стороны, существует принцип приоритета закона при коллизии закона и прецедента. Однако для того, чтобы предписания, содержащиеся в нормативных актах, начали эффективно действовать, должна сначала сложиться более-менее устойчивая практика их применения. К тому же суд связан не только законом, но и его толкованиями, содержащимися в судебных решениях, так называемыми “прецедентами толкования”. Нередки примеры “поглощения” писаного права правом прецедентным. В англо-американской правовой семье более значительна и роль обычаев как источников права. Особенности имеет американское право по сравнению с английским, что обусловлено не только федеративной структурой США (велики полномочия штатов и в законодательстве, и в судебной деятельности; наряду с федеральной правовой системой каждый штат имеет свою собственную). В США законодательство в системе источников права более значимо, оно частично кодифицировано (во всех штатах приняты уголовные кодексы, в некоторых - уголовно-процессуальные, гражданские, гражданско-процессуальные). Здесь нет концепции “жесткого прецедента” (впрочем, отход от нее наметился и в Англии).

Несмотря на то, что в романо-германской и англо-американской правовых семьях различны структура права, принципы построения правовой системы, иной юридический язык, иные основные понятия и категории, в плане концепции источников права отмечаются тенденции к их сближению. В романо-германской правовой семье признается увеличение значения судебной практики, а в англо-американской - писаного права.

Семья религиозно-традиционного права (мусульманское право, индусское право, обычное (традиционное) право стран Африки) характеризуется дуализмом источников права. Вообще право как система норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, как особые процедуры разрешения конфликтов - продукт европейской цивилизации. В африканских и азиатских государствах до знакомства с европейской культурой те отношения, которые в Европе регулировались правом (политические, имущественные, наследственные, земельные и т.д.), были упорядочены при помощи обычаев и религии. После знакомства с европейцами, результатом которого была как правило колонизация, колониальные власти внедряли в право, действующее в метрополиях (прежде всего - в публично-правовой сфере, нередко оставляя регулирование частноправовых отношений - имущественных, наследственных, земельных, семейных - обычному или религиозному праву). Совершенствование государственного управления и правового регулирования, восприятие источников права европейского происхождения обусловило также социально-экономическое развитие человеческого общества в ХIХ - ХХ вв. С середины ХIХ века начался процесс модернизации мусульманского права, выразившийся в издании государством нормативных актов. Таким образом, в семье религиозно-традиционного права существует дуализм источников права - основным источником права на протяжении длительного времени являлись религиозные догмы или обычное, традиционное право; в настоящее время их роль также велика, однако усиливается значение писаного права и судебной практики.

ТЕМА: НОРМОТВОРЧЕСТВО. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВО­ВЫЕ АКТЫ. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА.

Понятие и виды нормотворчества: нормотворчество государственных органов, санкционированное, делегированное нормотворчество, непосредственное нормотворчество народа (референдум). Принципы нормотворчества: демократизм, законность, научная обоснованность, всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности, учет интересов всех социальных групп и слоев общества, сочетание общегосударственных и региональных интересов и др. Стадии нормотворческого процесса: принятие решения о подготовке проекта акта, подготовка (разработка) проекта, обсуждение и принятие нормативного акта, опубликование акта и введение его в действие..

Понятие и виды форм (источников) права: нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные писания, юридические доктрины.

Нормативные правовые акты, их виды: законы и подзаконные нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты органов внутренних дел. Систематизация нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация, консолидация. Пределы действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.

1. Нормативные акты, в которых содержатся нормы права, создаются в определенном порядке. Принятие нормативных актов не происходит стихийно, этому предшествует значительная подготовительная работа.

Правотворчество - это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов.

Виды правотворчества. Основная классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества и здесь обычно различают следующие виды правотворчества.

Правотворческая деятельность компетентных государственных органов. Это наиболее распространенный, наиболее целесообразный, наиболее последовательный вид правотворчества. По своему определению правотворчество - деятельность именно государственных органов. В пределах своей компетенции нормативные акты издают практически все государственные органы.

Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума. В соответствии с ч.3 ст.3 Конституции РФ “высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (см. также ч.2 ст.32, п. в ст.84 Конституции РФ). В Республике Беларусь на конституционном уровне проведение референдума регулируется более подробно (см. гл.2 “Референдум (народное голосование)”, ст.73-78 Конституции РБ). Но и в случае принятия решения на референдуме государственные органы не устраняются от участия в правотворческой деятельности, им поручаются все организационные подготовительные процедуры, а также подсчет голосов. Принятие решений на референдуме - достаточно специфический вид правотворческой деятельности, в связи с которым возникает немало интересных проблем, к примеру, - определение круга вопросов, которые целесообразно выносить на народное голосование, особенности их формулирования, необходимость учета мнения меньшинства и т.п.

Две следующих разновидности правотворчества существовали на протяжении десятилетий в бывшем СССР, поэтому их не стоит обходить молчанием. Речь идет о правотворчестве общественных организаций и о совместном правотворчестве государственных органов и общественных организаций.

Правотворческая деятельность общественных организаций. Здесь обычно говорят о санкционированном и делегированном правотворчестве. Санкционированное правотворчество - это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями; в ряде случаев закон предусматривал такое утверждение или регистрацию уставов и иных актов общественных организаций; впрочем, далеко не все авторы признавали за подобными процедурами значение правотворчества. Делегированное правотворчество - это осуществение правотворческой деятельности общественными организациями по поручению компетентных государственных органов. Во времена существования СССР делегированное правотворчество связывалось с передачей общественным организациям отдельных функций государственных органов. Например, профсоюзы имели право издавать нормативные акты в области охраны труда, управления социальным страхованием. (Подробнее о данном виде правотворчества см., например: Правотворчество в СССР. М. 1974. С.112-117. Правотворчество общественных организаций не следует путать с их деятельностью по регулированию своих внутриорганизационных отношений, в процессе которой издаются не правовые, а корпоративные нормы.)

До конца 80-х годов была широко распространена также совместная правотворческая деятельность государственных органов и общественных организаций. Особое значение имели, например, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, см.: Совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 28 июня 1983 года "Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда". Издание подобных документов было призвано в то время придать содержащимися там нормам двоякую поддержку - со стороны государства и со стороны общественных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: