Общая характеристика основных отраслей права

В зависимости от предмета и метода правового регулирования право может быть разделено на относительно обособленные части - отрасли. Нет абсолютно строгого и точного перечня отраслей права, поскольку их выделением занимаются прежде всего научные работники. Для юристов-практиков вопросы стоят в несколько иной плоскости: в каком нормативном акте содержится требуемая норма права (а не к какой отрасли принадлежит), вступил ли данный нормативный акт в юридическую силу, не отменен ли он и т.д. Поэтому в разное время и разными авторами выделялось и разное количество отраслей права - от десяти до пятнадцати и даже более.

Представляется возможным остановиться на краткой характеристике следующих отраслей права, указав прежде всего на специфику предмета каждой отрасли права.

Международное право регулирует в основном отношения между государствами, а также между гражданином и иностранным государством, между гражданами разных государств. Нормы международного права выражают согласованную волю разных государств. В Российской Федерации (как и в некоторых других государствах, например, в ФРГ) международное право входит в систему национального права. “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора” (ч.4 ст.15 Конституции РФ). Ст.25 Основного закона ФРГ 1949 года гласит: “Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории”. Принципиально иное положение закреплено в Конституции Республики Беларусь: “Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции” (ч.1, 3 ст.8 Конституции РБ).

Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих общественное и государственное устройство, организацию, функции и взаимоотношения органов государства, основные права и обязанности граждан. За конституционным правом традиционно признается ведущее положение в системе национального права. Это обусловлено особенностями предмета регулирования - конституционное право регулирует наиболее важные среди опосредуемых правом общественные отношения.

Уголовное право - совокупность правовых норм, определяющих круг общественно-опасных деяний (преступлений) и устанавливающих наказания, применяемые к преступникам. При помощи норм уголовного права государство охраняет наиболее важные общественные отношения.

Уголовно-процессуальное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по расследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел в суде. Нормы уголовно-процессуального права регламентируют деятельность органов следствия, суда, прокуратуры.

Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе отбытия наказания и связанные с воспитанием и перевоспитанием лиц, осужденных в уголовном порядке.

Административное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Административное право регламентирует как взаимоотношения государственных органов между собой, так и с гражданами.

Финансовое право - совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по сбору и распределению денежных средств (сбор налогов, составление, утверждение и исполнение государственного бюджета и т.д.). Финансовое право примыкает к государственному и административному праву, однако еще в 60-х годах советские ученые признали его существование в качестве самостоятельной отрасли - прежде всего из-за специфики общественных отношений, регулируемых финансовым правом.

Земельное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере распределения государственного земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением.

Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные (собственность, заключение сделок, договоров, наследование и т.д.) и связанные с ними личные неимущественные (право на имя, честь, достоинство, авторские права и т.д.) отношения. В некоторых странах из гражданского права в самостоятельную отрасль выделилось торговое право. Гражданским правом регулируются только такие имущественные отношения, в которых стороны не находятся в отношениях власти и подчинения, т.е. юридически равны. В противном случае имущественные отношения регулируются нормами административного, финансового, земельного права. Гражданское право - достаточно обширная отрасль права, в ее составе выделяют подотрасли, например, авторское, наследственное, транспортное право.

Гражданско-процессуальное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе судопроизводства по гражданским делам.

Тесно связано с гражданским с емейное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с браком и принадлежностью к семье (условия заключения и прекращения брака, обязанность членов семьи, имущественные и личные отношения, возникающие на основе брака).

Трудовое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (заключение и расторжение трудовых договоров, рабочее время, условия работы, время отдыха и т.д.). Право социального обеспечения называют подотраслью трудового права.

Аграрное (сельскохозяйственное) право - совокупность правовых норм, регулирующих деятельность граждан, колхозов, кооперативов, фирм, фермерских и других хозяйств в сфере сельского хозяйства. Ранее данная отрасль права как правило именовалась колхозным правом.

Международное право может входить или же не входить в систему национального права. Среди остальных отраслей права можно выделить так называемые профилирующие (или первичные, фундаментальные) отрасли права. Это конституционное, уголовное, административное и гражданское право. Перечисленные отрасли выражают главные, исходные юридические режимы.

Государственное право определяет самые общие принципы, начала всей юридической надстройки общества. Уголовное право, устанавливая наказуемость наиболее опасных для общества деяний, концентрирует в себе охранительный юридический режим. Две следующие профилирующие отрасли - административное и гражданское право - выражают два регулятивных юридических режима, взятых в относительно чистом виде: централизованное и децентрализованное регулирование.

Этим первичным отраслям права соответствуют процессуальные отрасли права, прежде всего уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное. Отдельные авторы говорят о формировании конституционно-процессуального и административно-процессуального права, или даже признают их (прежде всего административно-процессуальное право) в качестве самостоятельных отраслей. Иногда процессуальные отрасли права также называются в числе профилирующих.

Юридические режимы иных отраслей права (исправительно-трудового, финансового, земельного, семейного, трудового, аграрного) базируются на режимах профилирующих отраслей, развивая и модифицируя их применительно к своему предмету. Юридические режимы указанных отраслей права могут опираться в основном на централизованное (финансовое право) либо на децентрализованное (трудовое право) регулирование. Но здесь нет простого заимствования, здесь на базе первичных, исходных элементов образуется особый отраслевой юридический режим, выражающийся в особом предмете и особом методе (а его наиболее яркая характеристика - специфика положения сторон) правового регулирования общественных отношений.

То обстоятельство, что исправительно-трудовое, земельное, финансовое, трудовое, семейное и аграрное право не являются профилирующими отраслями права, отнюдь не умаляет их значения для процесса правового регулирования. Каждая отрасль права имеет самостоятельную ценность для соответствующей сферы жизни общества. Так называемые профилирующие, первичные отрасли права выделяются прежде всего в зависимости от "чистоты" юридического режима. Можно говорить о некотором первенстве профилирующих отраслей права лишь в генетическом плане, т.е. в плане происхождения. Сначала возникли первичные отрасли права, а затем из них выделились остальные. Так, исправительно-трудовое право в свое время выделилось из уголовного, земельное и финансовое - из административного.

Спорным в науке теории права является вопрос о выделении так называемых комплексных отраслей права, к примеру, предпринимательского, экологического, жилищного, военного, прокурорско-надзорного. В последнее время говорят о возможности признания космического, атомного, компьютерного права. В этих образованиях соединены нормы и институты, входящие в различные отрасли права, регулирующие сложные отношения. С одной стороны, выше указаны достаточно крупные совокупности правовых норм, которые регулируют более-менее однородную сферу общественных отношений (например, экологическое право), т.е. в наличии один из критериев разделения права на отрасли - предмет правового регулирования. Как правило данные нормы права структурно обособлены в отдельных нормативных актах. Здесь есть специфические принципы, общие положения, определенные юридические средства, которые придают той или иной совокупности правовых норм особое качество. Однако считается, что в подобных случаях будет отсутствовать один из главных критериев, необходимых для выделения самостоятельной отрасли права, - метод правового регулирования, который объединял бы все юридические особенности в одно целое. Таким образом, юридический режим регулирования, существующий, к примеру, в экологическом праве, не будет иметь самостоятельного значения, но будет иметь определенную специфику. Исходя из изложенного, комплексные отрасли права не выделяются, это просто соответствующие отрасли законодательства. Другая точка зрения состоит признании существования комплексных отраслей права. При этом их называют "вторичными", учитывая то обстоятельство, что нормы любой комплексной отрасли, например, того же экологического права, являются одновременно и нормами конституционного, уголовного, административного, земельного и иных отраслей права, т.е. имеют “прописку” в основной плоскости системы права.

Говоря о разделении права на отрасли, необходимо иметь в виду следующее.

* Все отрасли права имеют регулятивный характер, т.е. содержат в основном типичные регулятивные нормы права, и лишь в сравнительно незначительной части - нормы права, устанавливающие ответственность за противоправное поведение. Однако есть отрасль права, состоящая преимущественно из правоохранительных норм - это уголовное право. Нормы уголовного права устанавливают самые жесткие меры ответственности за противоправное поведение, обладающее наибольшей степенью общественной опасности (за совершение преступления). Поэтому уголовное право имеет самостоятельное значение, тогда как нормы права, предусматривающие меры ответственности за совершение проступков (административных, дисциплинарных, гражданских) в отдельную отрасль права не объединены.

* Все отрасли права, и об этом вскользь уже говорилось, по своему содержанию могут быть разделены на отрасли материального права и на отрасли процессуального права. Материальное право - это совокупность правовых норм (объединенных, естественно, в институты, подотрасли и отрасли права), регулирующих содержательную сторону общественных отношений. К отраслям материального права относятся конституционное, уголовное, административное, гражданское, исправительно-трудовое, финансовое, земельное, семейное, трудовое, аграрное право. Нормы указанных отраслей права непосредственно регулируют управленческие, имущественные, трудовые, семейные и т.д. отношения. Процессуальное право - совокупность правовых норм (объединенных в институты, подотрасли, отрасли права), регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права. К отраслям процессуального права относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, а с некоторых позиций - и конституционно-процессуальное, и административно-процессуальное право.

* Существует и классификация отраслей права по циклам. Основание для выделения каждого цикла - наличие соответствующей профилирующей (см. выше) отрасли права, которая группирует вокруг себя следующие за ней или тяготеющие к ней иные отрасли права. Таким образом, могут быть выделены группы отраслей (и соответствующие группы юридических наук) государственно-правового, криминалистического, административно-правового, цивилистического и процессуального циклов.

* Одной из проблем, освещаемых в 90-е годы при изложении темы “Система права”, является разделение права на частное и публичное. Частное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. Речь идет здесь прежде всего об имущественных и личных неимущественных отношениях. К частному праву относятся прежде всего гражданское, торговое (в странах, где оно выделилось в самостоятельную отрасль права), семейное право. Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный интерес. К публичному праву относятся, например, конституционное, уголовное, административное право.

Идея о разделении права на частное и публичное была выдвинута еще римским юристом Ульпианом. Он говорил о том, что право, служащее интересам государства, является публичным правом, а право, служащее интересам отдельных лиц - частным. В качестве критерия разграничения частного и публичного права в современной юридической науке признается и различие методов правового регулирования. Для публичного права характерен метод централизации (субординации, власти-подчинения), для частного права - метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Нормы публичного права как правило императивны, их содержание не может быть изменено по воле участников правоотношений.

В какой-то степени разделение права на публичное и частное носит условный характер (кстати говоря, в странах с англосаксонской системой права такого разграничения нет) - ведь частный интерес, не соответствующий интересу всего общества, т.е. публичному интересу, не может рассчитывать на юридическую защиту. Это обстоятельство подтверждают процессы так называемой социализации права, активного вмешательства в ХХ веке государства в экономическую и социальную сферы жизни общества, которые долгое время традиционно считались имеющими сугубо частный характер. Однако в определенной мере разговор о частном праве и публичном праве в отдельности имеет и познавательный, и практический смысл.

4. Система права и система законодательства

Система права как явление объективное, сложившееся исторически в соответствии со строением (структурой) и характером регулируемых правом общественных отношений, представляет собой внутреннюю структуру права, внутреннюю его организацию. Система права формируется на объективной основе. Законодатель, издавая норму, не волен поместить ее в любую отрасль права по своему усмотрению. Норма объективно включается в отрасль права, которая регулирует те же общественные отношения, для регулирования которых эта норма предназначена. Если законодатель принял норму, предназначенную для ре-

гулирования трудовых отношений, то он не может произвольно ее поместить, скажем, в отрасль уголовного права, поскольку отрасль формировалась постепенно, в зависимости от характера регулируемых общественных отношений.

Вместе с тем правовые нормы, составляющие содержание институтов и отраслей права, создаются в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов и приобретают, таким образом, внешние формы своего выражения. Такими внешними формами являются прежде всего, нормативно-правовые акты как источники правовых норм. Нормы права объективно проявляют себя в формулировках статей законов и иных нормативно-правовых актов, т.е. через законодательство, которое является продуктом деятельности государства. В процессе создания нормативно-правовых актов законодатель, другие субъекты правотворчества имеют значительную степень свободы. Руководствуясь системой права как объективной основой, правотворческий орган, создавая нормативно-правовой акт, может учитывать не только требования этой объективной основы, но и другие обстоятельства. В частности, потребности практики, цели и удобства государственного управления в той или иной сфере общественной жизни и т.д. И может, с учетом этого, по своему усмотрению объединить нормативные акты, поместить нормы различных отраслей права в один акт ит.д. На основе указанных принципов законодатель формирует систему законодательства, которую можно определить как совокупность нормативно-правовых актов (внешних форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Система права и система законодательства, как видно, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой так же, как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этом смысле система права и система законодательства близки друг другу и, в основном, совпадают. Однако между ними есть и различия. Первичным элементом системы права является норма права, а системы законодательства — статья нормативно-правового акта. Отличие состоит в том, что в системе права

каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. Что касается отраслей законодательства, то их предмет регулирования не столь однороден. Нормативно-правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.п.). Такие акты, как уже упоминалось, могут объединять в себе нормы различных отраслей права и, следовательно, регулируются различными методами. В системе законодательства создаются по необходимости такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.

Таким образом, система законодательства в настоящее время характеризуется тем, что в нее входят группы отраслей, нормы которых регулируют однородные общественные отношения, составляющие предмет одной отрасли права, т.е. группы отраслей законодательства, которые формируются на основе системы права. Отрасль законодательства и отрасль права здесь совпадают. Например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное, административное законодательство и т.д.

Другая группа представляет внутриотраслевое законодательство, выражающее нормы подотраслей и институтов наиболее крупных отраслей права, регулирующих разновидность отраслевых общественных отношений (авторское, жилищное законодательство — в гражданском праве, банковское — в финансовом праве, водное, лесное — в земельном праве). В эти отрасли законодательства в некоторых случаях включаются нормы других отраслей права.

Третья группа составляет комплексные отрасли законодательства, формирующиеся на основе сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Например, хозяйственное, экологическое, аграрное законодательство и т.д. В этих случаях отрасли законодательства не совпадают с отраслями права. Однако и эти отрасли законодательства обладают значительной степенью единства ибо связаны с регулированием определенной сферы общественных отношений, обусловлены определенной управленческой задачей.

Будучи обусловленной системой права, система законодательства, в свою очередь, влияет на систему права. Это влияние особо заметно в процессе кодификационной деятельности.

Системное построение права дает возможность законодателю ориентироваться в случаях, если обнаруживаются акты, противоречащие системной организации права, позволяет обнаруживать пробелы в законодательстве.

В настоящее время в юридической науке нет единодушия во взглядах на систему права и ее соотношения с системой законодательства.

В некоторых российских публикациях, например, вообще ставится под сомнение необходимость применения категории “отрасль права”. Предлагается оперировать лишь понятием “отрасль законодательства” со всеми вытекающими последствиями. Однако по этому поводу не без оснований высказываются опасения, что при отказе от представлений о системе права как совокупности 10—12 признанных отраслей появится слишком много новых отраслей. Добавим, что это, в свою очередь, вызовет неизбежное и многократное дублирование в каждой из новых отраслей общих начал, исходных положений почти всех ныне признанных отраслей права. В целом все это могло бы вызвать немалую путаницу и еще больше усложнить проблему.

Нельзя также признать выясненным давнишний вопрос о так называемых комплексных отраслях права, поскольку многие специалисты считают, что здесь в самом деле речь идет о комплексных отраслях законодательства (экологическое право, хозяйственное право).

Затронутая тема содержит немало и других аспектов, требующих дальнейшей научной проработки. Это дает основание говорить о том, что в правоведении Беларуси (как и в других постсоветских республиках) многие проблемы системы права остаются пока не решенными.

Можно предположить, что по мере формирования в нашей стране гражданского общества и правового государства будут все в большей степени доминировать критерии, обусловливаю-

щие дифференциацию права на частное и публичное. В этом направлении будет работать и научная мысль с целью разрешения накопившихся проблем.

В заключение следует подчеркнуть, что теоретические разработки проблем системы права оказывают существенное влияние на совершенствование законодательства, его систематизацию. Правильное представление специалистов о системе права позволяет, кроме того, лучше ориентироваться в действующем законодательстве, четко определять, какие отношения регулируются соответствующей группой юридических норм и многое другое, от чего прямо зависит качество правореализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: