Принципы правотворчества

Процесс создания нормативно-правовых актов в современном демократическом государстве строится на принципах законности, справедливости, научности, демократизма, гласности.

Законность правотворчества. Здесь следует иметь в виду два момента. Во-первых, каждый нормативный акт должен приниматься государственным органом только в пределах его компетенции, только в установленном соответствующими нормативными актами процедурном порядке. Во-вторых, принципу законности должно удовлетворять и содержание нормативно-правового акта, не должно быть противоречий с уже принятыми нормативными актами, обладающими по сравнению с ним более высокой юридической силой.

Справедливость. Этот принцип относится прежде всего к содержанию нормативных актов. В разное время справедливость понималась по-разному, когда-то вполне справедливыми считались и кровная месть, и принцип талиона, и сословное неравенство. Сейчас справедливость конкретизируется как правило указанием на идеи гуманизма, равенства граждан перед законом и т.п.

Научность правотворчества. Здесь также можно выделить по меньшей мере два момента. Во-первых, должны учитываться научные рекомендации при разработке текста конкретного нормативно-правового акта, при создании, изложении норм права (как с технико-юридической, так и с содержательной стороны) - с целью наиболее эффективного регулирования общественных отношений. Поэтому правотворческие органы должны иметь в своем составе или привлекать к подготовке проектов нормативно-правовых актов профессионалов - как ведущих юристов-ученых, так и юристов-практиков. Во-вторых, необходима научная разработка основ стратегии правотворчества. Речь идет прежде всего о планировании правотворческих работ. Для устранения дублирования, непродуманности, несогласованности необходимо четкое распределение компетенции правотворческих органов, в том числе и с точки зрения теории разделения властей, механизма сдержек и противовесов; согласованность для координации сил на наиболее важных направлениях работы; принятие "пакетом" нормативно-правовых актов, регулирующих сходные правоотношения; например, закон (или несколько законов) и развивающие и дополняющие его подзаконные нормативные акты. См. и вопрос "Понятие и основные требования юридической техники".

Демократизм правотворчества. Этот принцип провозглашает необходимость участия народа в принятии нормативных актов и относится прежде всего к законотворческому процессу. Воплощение демократизма - сам процесс деятельности высшего представительного органа государства - парламента, принимающего законы. К основным формам непосредственной демократии в правотворческом процессе относятся принятие нормативно-правовых актов на референдуме, а также обсуждение проектов наиболее важных нормативно-правовых актов в средствах массовой информации. Впрочем, государственные органы, заинтересованные в принятии определенных решений, могут свести на нет ценность такого обсуждения. Указывают на то, что практика подобных мероприятий себя не оправдывает, прежде всего из-за отсутствия реального влияния на правотворческий процесс. Так, из 400 тысяч поступивших писем при обсуждении проекта Конституции СССР 1977 года почти треть содержала предложения об увеличении продолжительности очередных отпусков рабочим и служащим, но этот вопрос не только не был решен, но о нем ни слова не было сказано в докладе о проекте Конституции (см.: Комаров С.А. Общая теория государства и права. М. 1995. С.162).

Гласность правотворчества. Результат правотворческой деятельности - нормативные акты, в которых содержатся права и обязанности граждан - должны быть доведены до сведения последних. Граждане должны знать требования, предъявляемые к ним правовыми нормами или, по крайней мере, иметь возможность получить такое знание. Известна презумпция - никто не может отговариваться незнанием законов (подобное указание содержалось даже в законодательстве дореволюционной России); в частности, незнание закона не освобождает от ответственности. И в этом плане государство для того, чтобы иметь моральное право привлечения к юридической ответственности, должно обеспечить гражданам возможность знакомства с содержанием нормативно-правовых актов. Поэтому необходимо опубликование наиболее важных нормативных документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: