Юридическая техника - это совокупность правил разработки, оформления, публикации и систематизации нормативно-правовых актов

Основные правила, которых следует придерживаться в процессе разработки и формулирования норм права

Правила построения нормативных актов:

Существуют и правила оформления и публикации нормативно-правовых актов.

Нормы права, призванные регулировать общественные отношения, содержатся в официальных документах - нормативно-правовых актах. Действующие в том или ином государстве нормативно-правовые акты согласованы между собой и образуют целостную систему, именуемую системой законодательства. Вопросы понятия юридического действия нормативно-правовых актов, действия нормативно-правовых актов в пространстве и во времени имеют важное значение как для правотворческого процесса, так и для деятельности по реализации правовых норм. Знакомясь с нормативно-правовыми актами, граждане получают знания о содержании нормативных предписаний. Именно нормативно-правовой акт как внешняя форма права определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в нем нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.

Таким образом, пределы действия правовых норм определяются прежде всего (но не во всех случаях) пределами действия нормативно-правовых актов, в которых данные правовые нормы содержатся.

Действие нормативно-правового акта - это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

Пределы действия нормативно-правового акта обычно устанавливаются по трем основным параметрам: по времени, территории и лицам. Иногда добавляют и четвертый параметр - определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативно-правовом акте нормы права и говорят о предметном действии нормативно-правовых актов.

От четкого и рационального установления пределов действия нормативно-правовых актов зависит их качество, согласованность между собой, и в конечном счете - уровень эффективности правового регулирования. "С пределами действия нормативного акта связано осуществление требований законности. Эти пределы должны быть регламентированы так, чтобы принятые нормативные акты своевременно вводились в действие, старые отменялись, строго определялась их субординация, на допускались случаи произвольного применения акта к отношениям, которые не попадают в сферу его функционирования." (См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т.2. C.237-238).

Пределы действия нормативно-правового акта специально урегулированы в особых нормах - оперативных и коллизионных (см, например, нормы права, содержащиеся в ст.9-12 УК РФ, ст.4-6 УК РБ).

Как известно, правовому регулированию могут быть подвергнуты только волевые общественные отношения.

Право не может регулировать события, ибо они не зависят от воли людей. События могут выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает наступление определенных юридических последствий. Не являются объектом права и мысли людей, поскольку они не проявились в их действиях.

Следовательно, предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования. Однако общественные отношения, возникающие между людьми, весьма многообразны. Не все они могут эффективно регулироваться правом, да во многих случаях такое регулирование и нецелесообразно, ибо соответствующие отношения более эффективно регулируются, например, нормами морали или другими социальными нормами. Вмешательство права в определенные сферы жизни может принести больше вреда, чем пользы. Поэтому правом регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы государства, которые объективно поддаются юридической регламентации, поддаются внешнему контролю. Например, отношения дружбы, товарищества и т.п. не могут быть предметом правового регулирования, поскольку относятся к особой сфере человеческих отношений, где невозможно точно определить меру должного.

Определение предмета правового регулирования — весьма сложная научная и практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого вмешательства права в социальную жизнь людей.

Определение предмета регулирования конкретного нормативно-правового акта вытекает из этой общей проблемы, но с конкретизацией тех отношений, на которые будут распространяться нормы этого акта. Отраслевые нормативно-правовые акты действуют на отношения, охватываемые соответствующей отраслью права. Так, акты, относящиеся к гражданскому праву, регулируют имущественные отношения, а акты, относящиеся к сфере трудового права, будут иметь своим предметом отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Предметная дифференция может быть и в рамках отрасли права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: