Маркетинговое исследование – это систематический сбор, обработка и анализ информации, предпринимаемый для решения конкретных маркетинговых задач, стоящих перед фирмой.
Процесс маркетингового исследования включает ряд этапов:
1. Разработка концепции исследования.
2. Сбор вторичной информации.
3. Выбор методов и сбор первичной информации.
4. Обработка и анализ данных.
5. Представление полученных результатов.
1.Разработка концепции исследования. Первым шагом этого этапа является определение проблемы исследования, которая задает направление для реализации всего исследовательского проекта. Проблема исследования – это проблема, связанная с тем, какая информация необходима менеджеру для решения задач, стоящих перед компанией, и как ее получить наиболее эффективно. Например, менеджер должен решить, следует ли выводить на рынок новый продукт? Соответственно проблемой исследования будет определение предпочтений потребителей и их намерения приобрести новый товар. Цели маркетингового исследования вытекают из выявленных проблем. Формулировка целей исследования – это определение структуры и типов информации, необходимой для решения управленческой проблемы.
|
|
По своему характеру цели исследования могут быть:
· разведочные - ставятся в случаях, когда необходимо уточнить проблему и обосновать гипотезы;
· описательные – связаны с описанием различных сторон объекта исследования;
· экспериментальные – предполагают выявление характера и тесноты причинно-следственных связей.
2. Сбор вторичных данных. Исследования обычно начинаются со сбора вторичных данных. Для этого используют различные источники информации, включая внутренние. Вторичные данные выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны. Однако нужных для исследователей сведений может просто не быть, либо они могут быть устаревшими, неточными, неполными или ненадежными. В этом случае приходится обратиться к более долговременной и дорогой процедуре сбора первичной информации.
3.Выбор методов и сбор первичной информации. Среди существующихметодов сбора первичных данных наиболее распространенными являются: наблюдение, эксперимент, опрос и панель.
Наблюдение – процесс сторонней регистрации исследователем моделей поведения людей, конкурентов, определенных процессов и событий, которые могут быть выявлены при помощи органов чувств. В маркетинге используются наблюдения с помощью различных технических средств, непосредственное наблюдение, а также документированные записи, обычно выполняемые на основе стандартизированных форм. Наиболее часто в качестве технических средств наблюдения используются приборы физиологического контроля, видеокамеры и магнитофоны. Их преимущество в том, что они обеспечивают высокую степень точности, наблюдения.
|
|
Эксперимент - метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью выявления взаимосвязи между событиями. Объектом исследования обычно являются потребители, предметом исследования – их реакция на инструменты маркетинга.
Опрос – это обращение к респондентам с вопросами, ответы на которые представляют интерес для исследователя. Если наблюдение лучше всего подходит для разведочных исследований, эксперимент - для выявления причинно-следственных связей, то опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. Опросы проводят, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п., а также для оценки своего положения в глазах аудитории. Разновидности опроса:
- Персональные интервью. Преимущества: можно получить достаточно большой объем разнообразной информации. Недостатки: дорого, требует времени, велико влияние интрвьюера на респондента.
- Телефонные интервью. Преимущества: быстрота проведения и относительно невысокая стоимость. Недостатки: определенная часть необходимых респондентов может не иметь телефона, а следовательно, исключается из опроса; невозможно контролировать настроение респондента, что может привести к большему числу нечестных ответов с его стороны.
- Письменный опрос. Преимущества: наибольшая степень детализации проблем, значительный охват территории. Недостатки: требуется время, велик процент отказов.
- Панель – повторяющийся сбор данных в одной и той же группе респондентов через равные промежутки времени. Преимущества: позволяет выявить тенденции, изменения. Недостатки: «смертность» панели.
При выборе метода сбора первичной информации принимают во внимание цели исследования, наличие денежных средств и ограничения по времени проведения исследования.
Сбор первичной информации осуществляется при помощи форм для записи данных. При письменных опросах – это анкета; личных и телефонных интервью – вопросник; для записи наблюдений используют лист наблюдений, протокол или таблицу наблюдений. При панельных исследованиях респонденты заполняют дневники.
4. Обработка и анализ информации. С обранная информация должна быть подготовлена для анализа. Обработка информации включает: проверку анкет и форм наблюдений, редактирование данных, их кодирование и табулирование. Большинство аналитических методов, используемых для проведения маркетинговых исследований, относят к группе экономико-математических и статистических методов. Это – дескриптивный анализ, регрессионный анализ, дискриминантный анализ, факторный анализ, многомерное шкалирование и др.
5. Представление полученных результатов. Результаты анализа должны быть интерпретированы, т.е. описаны в свете проблемы исследования. Исследователю необходимо представить их в виде выводов и рекомендаций, которые можно использовать в качестве основы для принятия маркетинговых решений. Вся полученная в ходе исследования информация оформляется в виде отчета.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите особенности маркетинговой информации.
2. Какими разновидностями маркетинговой информации может воспользоваться исследователь (МИС)?
3. Какую задачу в МИС выполняет подсистема маркетинговых исследований?
4. Охарактеризуйте основные этапы маркетингового исследования.
5. Какие факторы влияют на выбор метода сбора информации?