Паблик рилейшнз (PR) – это часть маркетинга, используемая (и создающая условия) для достижения его (маркетинга) общих целей. Специалисты насчитали свыше пятисот научных определений PR.
Если рассматривать PR с точки зрения системы маркетинговых коммуникаций, то его можно определить как формирование системы гармоничных коммуникаций организации с ее целевыми аудиториями на основе полной и объективной информированности в рамках достижения маркетинговых целей коммуникатора.
Паблик рилейшнз – это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью.
Цель паблик рилейшнз – внеценовая конкуренция путем формирования управляемого имиджа фирмы, товара, личности, идеологии…, а имидж и в политике, и в бизнесе имеет аналогичные цели – создать стойкие впечатление о товаре, фирме или реальном человеке, сформировать отношение к этому образу, позволяющее в ситуации свободного выбора спровоцировать объект коммуникации на определенный, желательный для субъекта коммуникации, тип поведения.
|
|
Основными чертами PR как элемента маркетинговых коммуникаций можно назвать:
- широкий охват потребительской аудитории;
- повествовательная форма изложения информации, претендующая на объективность;
- достоверность (или, по крайней мере, ее иллюзия);
- относительно более высокий уровень респектабельности;
- еще большая часть, чем у рекламы, неопределенность в измерении эффекта воздействия;
- ориентированность на решение широкомасштабных задач, на долговременную перспективу;
- многообразие применяемых форм;
- относительно невысокая средняя стоимость одного контакта с представителем целевой аудитории.
К основным направлениям практической реализации (функциям) PR на уровне конкретной фирмы относятся:
- формирование благоприятного общественного имиджа фирмы;
- разработка системы приемов и методов, направленных на улучшение взаимопонимания между фирмой и ее многочисленными аудиториями;
- реализация мер, направленных на устранение барьеров, препятствующих распространению информации о фирме, и излишних помех, возникающих в процессе коммуникации фирмы и ее аудиторий;
- усиление влияния на получателей при снижении уровня понимания общественностью целей фирмы и путей их достижения;
- разработка системы мер в конкретных и кризисных ситуациях;
- постоянное отслеживание ситуации, складывающейся в среде сотрудников самой фирмы, и разработка мер по ее контролю и оптимизации;
- создание яркого, индивидуального образа фирмы (отстройка от конкурентов)…
|
|
Основными действиями в области PR фирмы являются:
- действие по созданию «общественного лица» и имиджа фирмы;
- действие по выявлению и ликвидации слухов или других источников непонимания;
- действия по улучшению контактов между людьми и организациями;
- действия по проведению мероприятий, улучшающих отношения между фирмой и теми, с кем она вступает в контакт.
Антиконфликтное, антикризисное направления деятельности PR являются при этом наиважнейшими.
Основными акциями PR являются:
Связь и улучшение отношений со СМИ:
- организация фирмой пресс-конференций и брифингов;
- рассылка в средства массовой информации пресс-релизов (или пресс бюллетеней);
- организация экскурсий и презентаций для журналистов;
- организация «утечки информации» через доверенных лиц;
- производство при участии фирмы теле- и радиорепортажей, написание некоммерческих статей о самой фирме, ее сотрудниках или о сфере ее деятельности;
- организация интервью руководителей, других сотрудников фирмы средствам массовой информации. Установление доброжелательных, а по возможности, и дружественных отношений с редакторами и другими сотрудниками СМИ.
PR посредством печатной продукции:
- публикация и распространение ежегодных, официальных отчетов о деятельности фирмы;
- рассылка информационных писем;
- издание фирменных пропагандистских проспектов;
- издание фирменного журнала.