Трубчатого сечения

Обозначения Внутренний диаметр d, мм Наружный диаметр D, мм Допустимый ток Iлоп, А
13/16      
17/20      
18/22      
27/30      
26/30      
25/30      
36/40      
35/40      
40/45      
45/50      
50/56      
54/60      

В настоящее время на подстанциях применяют в основном шины из алюминия марок А6 и А5. Их изготовляют двух типов: прямоугольные и круглые.

Условное обозначение шины 60х6 расшифровывается следующим образом: шина прямоугольная размером 60х6 мм.

Жесткие токоведущие части, выбранные по условию (5.1) и таблицам 5.3 и 5.4, должны быть проверены на термическую и элек­тродинамическую стойкость по режиму короткого замыкания.

Проверка на термическую стойкость для жестких шин прово­дится аналогично и по тем же выражениям (5.2) и (5.3), что и для гибких токоведущих частей.

Проверка на электродинамическую стойкость жестких шин, крепящихся на опорных изоляторах, производится сравнением механического напряжения в шине расч , вызванного ударным током короткого замыкания с допустимым механическим напряжением для выбранного материала шины доп, МПа

(5.7)

Вначале необходимо определить расчетное механическое напряжение на шине, МПа

(5.8)

где iy – ударный ток трехфазного короткого замыкания, кА; l – расстояние между соседними изоляторами одной фазы, м; а – расстояние между осями шин соседних фаз, м; W – момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной действию усилия, м3.

Расстояние между изоляторами одной фазы и между фазами принимаются равными:

- для РУ – 3,3 кВ

l = 1 м, а = 0,25 м (жесткие шины прямоугольного сечения);

- для РУ – 10 кВ

l = 1,25 м, а = 0,35 м (жесткие шины прямоугольного сечения);

- для РУ – 27,5 и 35 кВ

l = 4 м, а = 1 м (жесткие сборные шины трубчатого сечения).

Момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярно действию усилия определяется размерами шины, ее формой поперечного сечения и количеством полос в фазе.

Для прямоугольных шин, расположенных плашмя, м3

(5.9)

где в — узкая сторона шины (ребро), м; h — широкая сторона шины, м.

Для прямоугольных шин, поставленных на ребро, м3

(5.10)

При двух полосах в одной фазе, расположенных плашмя, м3

W = 0,333 вh 2. (5.11)

При трех полосах в одной фазе, расположенных плашмя, м3

W = 0,333 вh 2 (5.12)

При двух полосах в одной фазе, поставленных на ребро, м3

W = 1,44 2. (5.13)

При трех полосах в одной фазе, поставленных на ребро, м3

W =3,3 hв2. (5.14)

Для шин круглого сплошного сечения, м3

W = 0,l D3, (5.15)

где D — диаметр шины, м.

Для шин трубчатого сечения, м3

(5.16)

где D — наружный диаметр, м; d — внутренний диаметр, м.

Шины будут электродинамически устойчивы, если выполнено условие (5.7). При этом допустимое механическое напряжение материалa шин принимают, МПа:

- алюминий (А5 и А6)........................................................................................ 40;

- алюминиевый сплав АДО................................................................................. 65;

- алюминиевый сплав АД31Т закаленный и естественно состаренный)........ 75;

- алюминиевый сплав АД31Т1 закаленный и искусственно состаренный)...... 90;

- медь...................................................................................................................... 140;

- сталь..................................................................................................................... 160.

Если условие электродинамической устойчивости не выполняется его надо добиться, изменяя длину пролета, форму сечения шин или материала.

Если каждая фаза выполнена из двух и более полос жестких шин прямоугольного сечения, что имеет место при больших рабочих токах то возникают усилия между полосами и фазами. Усилие между полосами не должно приводить к их соприкосновению. Для уменьшения этого усилия в пролете между полосами устанавливают прокладки. Пролет между прокладками Ln выбирают таким образом, чтобы электродинамические силы, возникающие при коротком замыкании, не вызывали соприкосновения полос, обычно

(5.17)

Механическое напряжение в многополосных шинах складывается из двух напряжений: от взаимодействия шин разноименных фага; ф и от взаимодействия полос пакета одной фазы п и определяется

(5.18)

Механическое напряжение от взаимодействия шин разноимен­ных фаз определяется из формулы (5.3), а от взаимодействия полос пакета одной фазы, МПа

(5.19)

где i — ударный ток короткого замыкания, кА; lп — расстоя­ние между прокладками, определяемое по (5.17), м; b — расстоя­ние между полосами жестких шин в одной фазе, м; Wn — момент сопротивления пакета, определяемый по (5.11)—(5.14), м3; Кф — коэффициент формы, определяемый по табл. 5.5, в зависимости от соотношения сторон прямоугольных шин и числа полос в фазе.

Таблица 5.5

Значения коэффициента формы Кф

Соотношение сторон шины, b/h Коэффициент формы, Кф
для двухполосных шин для трехполосных шин
0,05 0,1 0,15 0,20 0,07 0,05
0,11 0,08
0,14 0,10
0,16 0,12

Так же как и в случае с однополосными шинами, многополосные шины будут электродинамически стойкими, если выполняется условие

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: