Словарь основных терминов (глоссарий)

o Амортизация – постепенное перенесение стоимости основных фондов в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции.

o Балансовая прибыль – общая сумма прибыли фирмы по всем видам деятельности, отражаемая в ее балансе.

o Бухгалтерский баланс – форма бухгалтерской отчетности, которая в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии дел фирмы на определенную дату.

o Валовая выручка – общая сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей.

o Валовая прибыль – вся сумма прибыли фирмы до вычетов и отчислений.

o Валовые (общие) издержки – сумма постоянных и переменных издержек.

o Диверсификация – одновременное помещение вложений фирмы в различные, не связанные между собой виды производства и отрасли, расширение ассортимента производимых товаров и услуг. Осуществляется в целях получения большей суммарной прибыли, завоевания рынка, страхования капитала от риска.

o Дивиденд – часть общей суммы чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с имеющимися у них акциями.

o Дисконтирование – метод, применяемый при оценке и отборе инвестиционных программ. Суть его заключается в приведении разновременных инвестиций и денежных поступлений фирмы к определенному периоду времени и определению коэффициента окупаемости капиталовложения.

o Заработная плата – доход в денежной форме, получаемый наемным работником.

o Издержки валовые – суммарные затраты фирмы на выпуск продукции.

o Издержки переменные – затраты фирмы на ресурсы, объем использования которых зависит от количества выпускаемой продукции.

o Издержки постоянные – затраты фирмы на ресурсы, количество которых не зависит от объема производства в краткосрочном периоде.

o Износ основных фондов – постепенная утрата основными фондами их полезных свойств. Различают физический и моральный износ.

o Инновация – нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения потребностей людей, меняющихся под воздействием развития общества.

o Капитал – стоимость, приносящая прибавочную стоимость при использовании труда наемных рабочих.

o Косвенный налог — налог на товары и услуги, включаемый в цену товаров и услуг.

o Налоги – обязательные взносы в бюджет или внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

o Оптовая цена — цена на товар, продаваемый крупными партиями.

o Организационная структура управления фирмой — логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

o Платежеспособность фирмы — способность фирмы выпол­нять свои внешние обязательства.

o Предельные издержки — прирост издержек, связанный с выпуском до­полнительной единицы продукции.

o Предельный доход — прирост дохода, связанный с выпуском каждой до­полнительной единицы продукции.

o Предпринимательство — инициативная, в рамках действующего законо­дательства, деятельность по созданию, функционированию и развитию фирмы, имеющая своей целью сбыт производимой продукции (услуг) и по­лучение прибыли. Предпринимателем может являться одно или несколько физических или юридических лиц.

o Предприятие — являющийся юридическим лицом самостоятельный хо­зяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

o Прибыль — конечный финансовый результат деятельности фирмы, определяется как разность между выручкой и затратами.

o Прибыль чистая — остаток валовой прибыли после уплаты установлен­ных законодательством налогов.

o Производственная структура — совокупность связей производственных подразделений фирмы: цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб, прямо или косвенно участвующих в производственном процессе.

o Производственный процесс — совокупность отдельных процессов труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию. Включает основные и вспомогательные операции.

o Производственный цикл — период времени изготовления изделия с мо­мента запуска исходных материалов и полуфабрикатов в основное произ­водство до получения готового изделия.

o Производство — процесс создания материальных благ, необходимый для существования и развития общества.

o Прямые налоги — взимаются с дохода или имущества налогоплатель­щика.

o Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предпринимателям и организациям.

o Свободные цены — цены, складывающиеся под влиянием спроса и пред­ложения.

o Совместное предпринимательство — форма производственной деятель­ности двух или нескольких стран/ориентированной на кооперацию в сфере производства и обращения.

o Средние издержки — издержки на единицу производимой продукции.

o Стратегическое планирование — определение долгосрочных тенденций развития раз­личных сторон деятельности фирмы, расчет и выбор наиболее благо­приятных условий функционирования.

o Тип производства — классификационная категория производства, выде­ляемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, статичности объема выпуска, типа применяемого оборудования, квалификации кадров, длительности производственного цикла. Различают единичное, серийное и массовое производство.

o Ускоренная амортизация — важный инструмент государственного регу­лирования экономики, суть которого заключается в ускоренном переносе стоимости средств труда на производимые товары и услуги за счет повышения норм амортизационных отчислений.

o Финансовое состояние фирмы — система показателей, отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость фирмы, ликвидность баланса. Характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и капитала, лик­видностью.

o Финансовые ресурсы фирмы — совокупность денежных ресурсов, имеющихся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта и отра­жающих процесс образования, расширения и использования его доходов.

4.3 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

1.Понятие экономических и бухгалтерских затрат.

2.Классификация затрат в зависимости от влияния на них изменений в объеме производства.

3.Релевантные и нерелевантные затраты.

4.Состав затрат, включаемых в себестоимость.

5.Виды себестоимости продукции.

6.Классификация затрат по их экономической однородности.

7.Классификация затрат по месту их возникновения.

8.Классификация статей затрат по основным признакам.

9.Структура себестоимости.

10.Определение плановой себестоимости продукции.

11.Расчет материальных затрат.

12.Расчет трудовых затрат.

13.Методы расчет амортизационных отчислений, применяемых в России.

14.Методы расчет амортизационных отчислений, применяемых в зарубежной практике.

15.Порядок разработки сметы затрат.

16.Расчет процентной ставки косвенных расходов.

17.Гибкие сметы затрат.

18.Виды калькуляций.

19.Методы калькулирования себестоимости продукции.

20.Функциональное калькулирование затрат.

21.Определение точки безубыточности при использовании стоимостных измерителей объема производства продукции.

22.Выбор объема производства.

23.Маржинальный подход с учетом лимитирующего фактора.

24.Альтернативные затраты, релевантность.

25.Статистические методы инвестиционных расчетов.

26.Динамические методы инвестиционных расчетов.

27.Основные принципы расчета издержек обращения.

28.Проблемы согласования целей.

29.Элементы управленческого контроля.

30.Формальные и неформальные контрольные системы.

31.Технологические, регулируемые и фиксированные затраты.

32.Планирование и контроль регулированных затрат.

33.Факторы, влияющие на системы внутреннего контроля.

34.Методы трансфертного ценообразования.

35.Трансфертные цены на несовершенном рынке.

36.Международное трансфертное ценообразование.

4.4 Рекомендации студентам при подготовке к зачету

При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты:

· необходимо знать сущность рассматриваемых категорий,

· знать формулы расчета основных показателей,

· следить за изменениями в законодательной базе.

Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при его сдаче возникают по следующим разделам:

Тема № 3 «Калькулирование себестоимости продукции»,

Тема № 4 «Анализ затрат при принятии краткосрочных управленческих решений».

Для того, чтобы избежать трудностей при ответах по разделам и темам дисциплины, рекомендуется решить практические задачи, приведенные в п.2.1.

5. Материалы аттестаций (контроля знаний) по дисциплине

5.1 Общие положения, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных (текущих) и итоговой аттестации в университете

Согласно «Положению о промежуточной аттестации студентов ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» в процессе обучения», принятому Ученым советом университета от 29 января 2008 г., и приказу ректора № 16 от 04 февраля 2008 г. промежуточная аттестация студентов представляет собой оценку качества освоения программ учебных дисциплин (курсов) и практик, предусмотренных учебными планами, (оценку результатов учебной работы студентов) путем оценки уровня знаний, умений и навыков применения их в соответствующих предметных областях с учетом требований государственных образовательных стандартов.

Результаты промежуточной аттестации студентов по учебной работе определяются следующими оценками:

а) «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (дифференцированная оценка);

б) «зачет (зачтено)», «незачет (незачтено)» (недифференцированная оценка).

Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет» являются положительными, оценки «неудовлетворительно», «незачет» - отрицательными.

Промежуточную аттестацию студентов по учебной работе проводят преподаватели, которым это поручено в установленном в университете порядке.

Соотнесение уровней знаний, умений и практических навыков студентов с конкретными оценками – компетенция проводящих аттестацию преподавателей.

Студенты обязаны проходить предусмотренную учебными планами и программами аттестацию в установленные для них (планами, программами, графиками, приказами, распоряжениями и расписаниями) сроки. Возможны (разрешаются) досрочные аттестации с согласия (по желанию) студентов.

Аттестация студентов в процессе обучения проводится по месту прохождения учебных занятий в определенных соответствующими расписаниями учебных помещениях. Присутствие при этом посторонних лиц без разрешения ректора (декана) не допускается.

Результаты промежуточной аттестации студентов определяют возможность продолжения их обучения в университете.

Виды промежуточной аттестации студентов в процессе обучения:

а) семестровая (курсовая) аттестация по отдельным учебным дисциплинам (курсам), циклам дисциплин;

б) текущий контроль учебной работы (успеваемости) по дисциплинам (курсам);

в) оценка результатов практики (учебной, производственной) студентов на предприятии, в учреждениях и организациях.

Семестровая (курсовая) аттестация студентов по отдельным дисциплинам (учебным курсам) и циклам дисциплин проводится в форме предусмотренных учебным планом семестра (курса обучения) курсовых экзаменов, зачетов, приема курсовых проектов (работ), междисциплинарных аттестационных работ или по результатам текущего контроля учебной работы студента в семестре (в межсессионный период). В последнем случае оценка фиксируется как оценка по соответствующей семестровой (курсовой) форме аттестации студента по дисциплине (экзаменационная, зачетная оценка).

Текущий контроль учебной работы студентов – аттестация по отдельным разделам, темам и вопросам программ учебных дисциплин (курсов) проводится на основе результатов выполнения студентами в семестре (в межсессионный период) соответствующих учебных заданий (лабораторных, контрольных, расчетно-графических и других индивидуальных учебных работ, предусмотренных учебными планами и программами дисциплин), а также участия студентов в практических (семинарских), лабораторных занятиях.

Текущий контроль учебной работы студентов заочной формы обучения реализуется:

а) в межсессионный период – на основе выполнения ими контрольных работ;

б) во время лабораторно-экзаменационной сессии – в процессе проведения занятий, предшествующих получению курсовых зачетов и сдаче экзаменов.

Результаты семестровой (курсовой) аттестации студентов заносятся преподавателями в экзаменационные и зачетные ведомости (листы), а также в зачетные книжки студентов (в зачетные книжки заносятся только положительные оценки).

Экзаменационные и зачетные ведомости учебных групп, предварительно составляемые в деканатах факультетов, подписываются деканами (их заместителями) и передаются преподавателям до начала проведения аттестации. При необходимости деканами (заместителями деканов) выписываются индивидуальные экзаменационные и зачетные листы, которые студенты предъявляют преподавателям в начале аттестации. В ведомостях и листах указываются виды (формы) аттестации, дисциплины, по которым они проводятся, фамилии преподавателей, которым поручено проведение аттестации, фамилии и номера зачетных книжек студентов, даты (сроки) проведения аттестации. Ведомости (листы) с занесенными в них оценками возвращаются преподавателями в деканаты не позже следующего за истечением срока проведения аттестации дня.

Результаты текущего контроля учебной работы студентов (соответствующие оценки) отмечаются преподавателями в учетных карточках посещаемости занятий, сдачи учебных заданий по дисциплинам. Результаты проверки контрольных работ студентов-заочников отмечаются в регистрационных листах, журналах, учебных карточках студентов.

Студент, не прошедший (без уважительных на то причин) в установленные сроки предусмотренную учебным планом промежуточную аттестацию (получивший отрицательную оценку), считается имеющим академическую задолженность. Студентам, которые не смогли пройти аттестацию в общеустановленные сроки по болезни или другим документально подтверждаемым уважительным причинам, устанавливаются индивидуальные сроки прохождения ее (в том числе – индивидуальные учебные планы и графики).

Экзамены, зачеты, прием курсовых проектов, курсовых работ проводятся с целью итоговой (на определенном этапе обучения) оценки уровня знаний, умений и практических навыков студентов в соответствующей предметной области (по определенным учебным дисциплинам, их частям или циклам).

Экзамен является формой проверки усвоения студентом учебного материала (освоения им программы) соответствующей дисциплины (ее части) в целом и заключается в дифференцированной оценке уровня знаний, умений и практических навыков студента на основе ответов его на определенные экзаменационные вопросы, результатов выполнения им определенных экзаменационных заданий (решения экзаменационных задач). Экзамены проводятся по билетам, содержащим экзаменационные вопросы и (или) задания, в устной или письменной форме (либо как сочетание данных форм). Экзамен может проводиться в форме тестирования студентов. Форма проведения экзамена устанавливается преподавателем, принимающим экзамен.

Экзаменационные вопросы, типы экзаменационных заданий (задач), структура экзаменационных билетов (или сами билеты и задания) утверждаются на заседаниях кафедр, которым поручено преподавание соответствующих дисциплин. Экзаменатору предоставляется право, задавать студентам дополнительные вопросы и задания по программе курса. Во время экзамена студенты могут пользоваться справочной литературой и другими пособиями только с разрешения экзаменатора.

При приеме экзамена могут учитываться результаты предшествующей учебной работы студента по программе данной дисциплины (текущего контроля учебной работы).

Зачет (зачет по дисциплине) является, как правило, формой
оценки учебной работы студента по соответствующей дисциплине за определенный период обучения (семестр) по совокупности результатов выполнения им в течение этого периода учебных заданий (лабораторных, контрольных, расчетно-графических, реферативных и т.п. работ), а также участия студента в практических учебных занятиях (оценки продемонстрированных им при этом знаний и умений).

Определение (уточнение) зачетной оценки может осуществляться и в форме подобной экзамену, – на основе выполнения студентом соответствующих зачетных заданий, результатов собеседования преподавателя со студентом, тестирование студента.

Зачетная оценка является, как правило, недифференцированной. Перечень дисциплин, по которым устанавливается дифференцированная зачетная оценка, определяется ученым советом университета.

Оценки (дифференцированные) по курсовым проектам, курсовым работам определяются на основе результатов защиты студентами данных проектов и работ перед специальными комиссиями из числа преподавателей соответствующих кафедр. Курсовые проекты, курсовые и междисциплинарные аттестационные работы должны быть допущены к защите преподавателями, руководившими их выполнением.

Экзамены проводятся, как правило, в периоды экзаменационных (при заочной форме обучения – лабораторно-экзаменационных) сессий, предусмотренных учебными планами (графиками учебного процесса), по соответствующим расписаниям.

Расписание экзаменов учебной группы составляется с учетом предложений студентов, утверждается ректором университета и своевременно доводится до сведения преподавателей и студентов.

Зачеты, приемы (защиты) курсовых проектов, курсовых и работ проводятся, как правило:

- при очной или очно-заочной форме обучения в последние недели семестра, в котором эти формы аттестации запланированы (до начала экзаменационных сессий);

- при заочной форме обучения в процессе лабораторно-экзаменационной сессии, на которую эти формы аттестации выносятся.

Расписания зачетов, защит курсовых проектов, курсовых и работ, составляемые преподавателями, своевременно доводятся до сведения студентов.

Если по условиям своей работы студент-заочник не может принять участие в лабораторно-экзаменационной сессии, он имеет право проходить курсовую аттестацию в межсессионный период (при наличии соответствующих документов).

Разрешаются досрочные сдачи экзаменов и зачетов, защиты курсовых проектов, курсовых работ по мере готовности студентов к данным формам аттестации.

Экзамен принимается у студентов, допущенных к нему деканом факультета и успешно прошедших предусмотренные в предшествующий экзамену период учебным планом другие формы аттестации по данной дисциплине. К экзамену не допускаются студенты:

а) не имеющие предусмотренных по данной дисциплине зачетов, не защитившие предусмотренных по данной дисциплине курсовых проектов (работ);

б) имеющие академические задолженности по трем и более дисциплинам и подлежащие в связи с этим отчислению из университета.

Экзаменатор имеет право:

- не допустить к сдаче экзамена студента, не выполнившего основные обязательные учебные задания и работы, предусмотренные программой дисциплины;

- выставить с согласия допущенного к экзамену студента экзаменационную оценку по результатам текущего контроля его учебной работы по соответствующей дисциплине.

Студентам, допущенным к экзамену (деканом и экзаменатором) и не согласным с оценками, полученными по результатам текущего контроля учебной работы, предоставляется право сдачи экзамена.

Студенты заочной формы обучения допускаются к участию в лабораторно-экзаменационной сессии, если они не имеют академической задолженности за предыдущий курс. Курсовому зачету, экзамену должна предшествовать защита выполненных студентом-заочником контрольных работ, предусмотренных учебным планом по этой же дисциплине (во время лабораторно-экзаменационной сессии или в межсессионный период). Вызовы (приглашения) студентов-заочников на лабораторно-экзаменационную сессию осуществляется в соответствии с порядком и на условиях, установленных в Российской Федерации.

Неявка допущенного к экзамену (к защите курсового проекта, курсовой работы) студента на экзамен (защиту) в установленные сроки отмечается в экзаменационной (зачетной) ведомости словами «не явился». Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета в ведомости проставляется неудовлетворительная оценка.

Студенту, не допущенному к экзамену (защите курсового проекта, курсовой работы), в экзаменационной (зачетной) ведомости проставляете «не допущен», что приравнивается к неудовлетворительной оценке.

При явке на экзамены и зачеты, защиту курсовых проектов,
курсовых работ студенты обязаны иметь при себе зачетные книжки, а также, в случае аттестации, проводимой в индивидуально устанавливаемые деканом сроки, соответственно экзаменационные и зачетные листы. Зачетные книжки, экзаменационные и зачетные листы предъявляются студентами преподавателям в начале проведения аттестации.

Для ликвидации студентами академических задолженностей по результатам семестровой (курсовой) аттестации декан факультета в необходимых случаях устанавливает допустимые индивидуальные сроки (с учетом числа и причин задолженностей, возможностей ликвидации их и успешного продолжения обучения студента в университете).

Повторная сдача одного и того же экзамена или зачета, защита курсового проекта, курсовой работы допускается не более двух раз. Право повторной аттестации не предоставляется студентам, имеющим академические задолженности по трем и более дисциплинам.

При необходимости для повторного приема экзамена, зачета деканом факультета может создаваться соответствующая аттестационная комиссия.

5.2 Перечень вопросов к зачету по дисциплине

1. в чем суть управления затратами предприятия?

2. какие выделяют этапы и какова последовательность управления предприятием.

3. характеристика отдельных этапов процесса управления.

4. роль и значение нормирования используемых ресурсов.

5. нормы затрат живого труда.

6. виды норм труда, используемые на предприятии.

7. нормы запасов и использования материальных ресурсов.

8. денежная оценка материально-производственных запасов.

9. нормы затрат прошлого труда, овеществленного в основных фондах и нематериальных активах.

10. определение потребности в рабочих на нормируемых работах.

11. определение общей потребности в работниках.

12. определение потребности в производственных запасах.

13. расчет оптимальной величины партии закупаемых материалов.

14. определение величины материально-производственных запасов в незавершенном производстве.

15. определение величины запаса готовой продукции.

16. определение потребности предприятия в основных средствах.

17. этапы разработки сметы затрат на производство.

18. как классифицируются текущие расходы в соответствии с бухгалтерским законодательством.

19. какие расходы относятся к обычным видам деятельности.

20. какие расходы относятся к операционным, внереализационным, чрезвычайным.

21. какие затраты формируют себестоимость продукции.

22. в чем суть классификации производственных затрат по экономическим элементам.

23. зачем необходима классификация затрат по статьям расходов.

24. каковы особенности классификации производственных затрат для принятия управленческих решений.

25. что понимают под предельными затратами, принимаемыми в расчет, безвозвратными, временными затратами, регулируемыми.

26. в чем выражается значение нормирования расходования используемых ресурсов.

27. как классифицируются нормы использования важнейших видов ресурсов.

28. какими методами осуществляется разработка норм и нормативов.

29. какие используются виды норм труда и как они определяются.

30. какова классификация норм запасов использования материальных ресурсов.

Лист согласования

Разработано:

Первый проректор А. Л. Гудков

Проректор по УМР А. А. Недоступ

Согласовано:

Проректор по учебной работе В. И. Устич

Проректор по научной работе В. В. Брюханов

Экспертиза проведена:

Начальник центра управления качеством Т. П. Колина






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: