Значение темы:
Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-31.
Цель занятия: после изучения темыстудент должен
Знать:
ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности;
ü строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;
ü роль коллоидных поверхностно-активных веществ в усвоении и переносе малополярных веществ в живом организме, в процессах жизнедеятельности;
ü физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, электрохимический, хроматографический, вискозиметрический).
Уметь:
ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.
Форма организации учебного процесса: лабораторное занятие.
|
|
Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория.
Оснащение занятия: химическая посуда и реактивы, интерактивная доска, проекционное оборудование, инструкция по охране труда, справочная литература, средства индивидуальной защиты.
План проведения занятия:
1. | Организационная часть | 5 мин |
2. | Входной контроль знаний | 10 мин |
3. | Разбор тематического материала | 40 мин |
4. | Выполнение ситуационных задач | 40 мин |
5. | Интерактивная работа студентов | 20 мин |
6. | Итоговый контроль знаний | 10 мин |
7. | Выполнение и оформление лабораторной работы | 50 мин |
8. | Домашнее задание | 5 мин |
Вопросы для изучения темы:
1. Поверхностные явления и поверхностное натяжение жидкостей. Единицы измерения.
2. Поверхностно-активные, поверхностно-инактивные и поверхностно нейтральные вещества.
3. Строение молекулы ПАВ. Изотерма поверхностного натяжения. Поверхностная активность. Правило Дюкло-Траубе.
4. Применение ПАВ в медицине.
5. Строение мицелл Гартли и Мак-Бена. Явление солюбилизации.
6. Явление адсорбции. Понятие адсорбента и адсорбтива. Адсорбция на границе раздела жидкость – газ, жидкость – жидкость. Уравнение Гиббса. Изотерма адсорбции. Строение адсорбционного слоя. Особенности адсорбции на границе твердое тело-газ, твердое тело-жидкость. Уравнение Лэнгмюра.
7. Молекулярная адсорбция из растворов. Ионообменная адсорбция. Применение адсорбции в медицине (гемосорбция, иониты).
Вопросы для самоконтроля знаний:
Дополните фразы:
1. Сила, действующая на единицу длины границы раздела и обуславливающая сокращение поверхности жидкости – ……………..
|
|
2. График зависимости поверхностного натяжения от концентрации при постоянной температуре – ………………
3. Формула F = σ · S отражает зависимость …………… от ……………….
4. Молекула ПАВ содержит в структуре ………….. «голову» и …………. «хвост».
5. Молекула ПАВ на границе раздела воздух-вода ориентируется в поверхностном слое «головой» ……………..
6. Подберите соответствие между названием ПАВ и способностью к ионизации:
№ | Название ПАВ | Способность к ионизации | |
1. | Цетилтриметил-аммония бромид | А | Анионактивные |
2. | Натрия лаурилсульфат | Б | Катионактивные |
3. | Алкилдиаминоэтилглицин | В | Амфотерные |
4. | Твины | Г | Неионогенные |
5. | Спаны |
7. Подберите соответствие между названием соединения и поверхностной активностью:
№ | Название соединения | Поверхностная активность | |
1. | Фосфатидилхолин | А | ПАВ |
2. | Олеиновая кислота | Б | ПИАВ |
3. | Альбумин | В | ПНВ |
4. | Хлорид натрия | ||
5. | Глицин | ||
6. | Глюкоза | ||
7. | Стеарат натрия | ||
8. | Таурохолевая кислота | ||
9. | Гидроксид натрия |
8. Подберите соответствие между названием адсорбента и его полярными свойствами:
№ | Название соединения | Поверхностная активность | |
1. | Силикагель | А | Полярный |
2. | Уголь | Б | Неполярный |
3. | Графит | ||
4. | Глина | ||
5. | Оксид магния | ||
6. | Парафин | ||
7. | Гидроксид алюминия | ||
8. | Крахмал | ||
9. | Целлюлоза |
Дополните фразу:
9. Вещество, которое адсорбируется на поверхности адсорбента, называют ………………...
10. Адсорбционная способность ионов на адсорбенте увеличивается с увеличением их ………. и ………..
11. При ионно-обменной хроматографии раствор электролита и адсорбент обмениваются в эквивалентных количествах ………….
12. Подберите соответствие между физико-химическими основами метода и видом хроматографии:
№ | Физико-химический метод основан на: | Вид хроматографии | |
разной способности веществ к ионному обмену | А | Молекулярно-ситовая | |
образовании комплексных соединений разной устойчивости в фазе или на поверхности сорбента | Б | Адсорбционная | |
образовании отличающихся по растворимости осадков разделяемых веществ в фазе или на поверхности сорбента | В | Ионообменная | |
различии в адсорбируемости веществ твердым сорбентом | Г | Распределительная | |
распределении вещества между двумя фазами, одна из которых подвижна | Д | Осадочная | |
разделении компонентов в соответствии с размером их молекул между растворителем, находящимся в порах сорбента, и растворителем, протекающим между частицами сорбента | Е | Адсорбционно-комплексообразовательная |
13. Подберите соответствие между названием лекарственных препаратов и природой адсорбентов:
№ | Название лекарственных препаратов | Природа адсорбента | |
Карболен, Карболонг, Карбактин | А | Соединения алюминя и магния | |
Энтеродез, Энтеросорб | Б | Активированный уголь | |
Энтеросгель, Полисорб МП | В | Поливинилпирролидон | |
Алмагель, Гастал, Фосфалюгель | Г | Кремнийорганические вещества | |
Лигносорб, Полифепан, Фильрум-СТИ, Энтегнин | Д | Цеолиты природного происхождения – смешанный силикат алюминя и магния | |
Смекта, Неосмектин | Е | Лигнин и целлюлоза | |
Альгисорб | Ж | Анионообменные смолы | |
Колестирамин, Колестипол | З | Производные альгиновой кислоты |
14. Какая процедура происходит в соответствии с рисунком? Что на рисунке обозначено цифрой 7?
Ситуационные задачи:
1. Пользуясь правилом Дюкло-Траубе, определите во сколько раз поверхностная активность амилового спирта (С5Н11ОН) больше поверхностной активности этилового спирта (С2Н5ОН).
|
|
2. Какой адсорбент необходим для адсорбции ацетона (e = 20,1) и его смеси с хлороформом (e = 4,7)?
3. Выберите растворитель (вода (e = 78,5); этанол (e = 27,3)) для адсорбции хлороформа (e = 4,7) на активированном угле.
Лабораторная работа №6.«Адсорбционные процессы».
Основная литература:
1 Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. / Под ред. Ю.А. Ершова. – М.: Высшая школа, 2007. – 559 с.
2 Попков В.А., Пузаков С.А. Общая химия. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 976 с.
3 Пузаков С.А., Попков В.А., Филиппова А.А. Сборник задач и упражнений по общей химии: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2008. – 255 с.
4 Конспекты лекций.
Дополнительная литература:
5 Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2-х т. Т1. / Под ред. А.А. Ищенко. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
6 Аналитическая химия и физико-химические методы анализа. В 2-х т. Т2. / Под ред. А.А. Ищенко. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
7 Биохимия: учебник для вузов. / Под ред. Е.С. Северина – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011. – 784 с.
8 Кольман Я., Рём К.-Г. Наглядная биохимия: пер. с нем. М.: Мир, 2000. – 469 с.
9 Мушкамбаров Н.Н. Физическая и коллоидная химия. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 384 с.
10 Сергеев В.Н. Курс коллоидной химии: учеб. пособие. М.: ООО "Медицинское информационное агентство", 2012. – 176с.
11 Вопросы медицинской химии (журнал).
12 Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии (журнал).
13 Токсикологический вестник (журнал).
14 Фармация (журнал).
15 Химико-фармацевтический журнал (журнал).
16 Интернет-ресурсы (http://www.xumuk.ru/, http://www.biochemistry.ru/).