1. Внимательно прочитайте текст и проанализируйте его с точки
зрения трудностей, которые могут возникнуть у учащихся:
—в процессе громкого чтения (трудные слова, сочетания слов, предложения);
—в процессе понимания содержания читаемого.
2. Вспомните некоторые методические рекомендации по работе
с текстом1.
— Текст не дробится на части, а берется целиком и читается уча
щимися про себя, вслух читаются только небольшие отрывки, и это
1 Рогова Г.В., Мануэлъян Ж.И. Методика работы над текстом в старших классах средней школы. - ИЯШ. - 1973. - № 5; Рогова Г.В., Мануэлъян Ж.И. Методическое содержание работы над иноязычным текстом различного характера в старших классах средней школы. — ИЯШ. — 1974. — № 5.
чтение носит обучающий характер; в процессе работы над текстом обращается внимание не только на его содержание, но и на форму, которая помогает раскрыть содержание; переводятся те места текста, в которых необходимо найти адекватные средства выражения в родном языке для того, чтобы показать особенности двух языков в передаче содержания.
— Суть чтения как учебной деятельности состоит из четырех дей
ствий: антиципации (предвосхищения) сообщения; вычленения еди
ниц смысловой информации; сокращения текста; интерпретации
читаемого.
Упражнения, формирующие действие антиципации
—прочитайте заголовок и скажите, о ком (о чем) пойдет речь в тексте;
—прочитайте заголовок и скажите, что может быть сказано о... в тексте;
—прочитайте заголовок и скажите, какой основной смысл может быть в тексте с таким заголовком;
—прочитайте первые предложения... абзацев и назовите те вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;
—прочитайте последний (предпоследний...) абзац в тексте и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу и т. д.
Упражнения, формирующие действие по вычленению единиц смысловой информации
—прочитайте... абзац и найдите в нем художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т. д.), помогающие вам образно представить...;
—прочитайте... абзацы и скажите, какая смысловая информация передается с помощью слов... и т. д.
Упражнения, формирующие действия по сокращению текста
—скажите, о ком (о чем) идет речь в... абзаце;
—прочитайте вслух то главное, что сказано о... и т. д.
Упражнения, формирующие действия по интерпретации прочитанного
— просмотрите текст и выберите предложения, которые помога
ют понять, почему текст называется...;
—выразите двумя-тремя предложениями главную мысль...;
—какие чувства у вас возникают при чтении...;
—найдите в тексте описание...;
—дайте суммарное изложение содержания всего текста и т.д.
3. Составьте и напишите подробный план-конспект по работе с текстом, придерживаясь следующей последовательности:
—сформулируйте задачу вашего микроурока;
—продумайте и запишите организацию работы на I этапе: пред-текстовую работу по снятию основных трудностей (фонетических, связанных с пониманием прочитанного), которые могут возникнуть у учащихся при чтении текста;
—продумайте и запишите организацию работы с текстом (И этап урока);
—подберите упражнения, формирующие действие антиципации, если учащиеся впервые знакомятся с текстом. Если текст подготовлен заранее, эта группа упражнений опускается;
—продумайте установку на чтение и дайте учащимся время для чтения текста про себя. В случае, если текст готовился заранее, дайте время просмотреть текст для восстановления его в памяти;
—подберите упражнения, формирующие действие по вычленению единиц смысловой информации, затем действие по сокращению текста и, наконец, действие по интерпретации прочитанного.