Рекомендации по проведению микроуроков по работе с текстом

1. Внимательно прочитайте текст и проанализируйте его с точки
зрения трудностей, которые могут возникнуть у учащихся:

—в процессе громкого чтения (трудные слова, сочетания слов, предложения);

—в процессе понимания содержания читаемого.

2. Вспомните некоторые методические рекомендации по работе
с текстом1.

— Текст не дробится на части, а берется целиком и читается уча­
щимися про себя, вслух читаются только небольшие отрывки, и это

1 Рогова Г.В., Мануэлъян Ж.И. Методика работы над текстом в старших клас­сах средней школы. - ИЯШ. - 1973. - № 5; Рогова Г.В., Мануэлъян Ж.И. Мето­дическое содержание работы над иноязычным текстом различного характера в старших классах средней школы. — ИЯШ. — 1974. — № 5.


чтение носит обучающий характер; в процессе работы над текстом обращается внимание не только на его содержание, но и на форму, которая помогает раскрыть содержание; переводятся те места тек­ста, в которых необходимо найти адекватные средства выражения в родном языке для того, чтобы показать особенности двух языков в передаче содержания.

— Суть чтения как учебной деятельности состоит из четырех дей­
ствий: антиципации (предвосхищения) сообщения; вычленения еди­
ниц смысловой информации; сокращения текста; интерпретации
читаемого.

Упражнения, формирующие действие антиципации

—прочитайте заголовок и скажите, о ком (о чем) пойдет речь в тексте;

—прочитайте заголовок и скажите, что может быть сказано о... в тексте;

—прочитайте заголовок и скажите, какой основной смысл мо­жет быть в тексте с таким заголовком;

—прочитайте первые предложения... абзацев и назовите те воп­росы, которые будут рассматриваться в тексте;

—прочитайте последний (предпоследний...) абзац в тексте и ска­жите, какое содержание может предшествовать данному выводу и т. д.

Упражнения, формирующие действие по вычленению единиц смысловой информации

—прочитайте... абзац и найдите в нем художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т. д.), помогающие вам образно представить...;

—прочитайте... абзацы и скажите, какая смысловая информация передается с помощью слов... и т. д.

Упражнения, формирующие действия по сокращению текста

—скажите, о ком (о чем) идет речь в... абзаце;

—прочитайте вслух то главное, что сказано о... и т. д.

Упражнения, формирующие действия по интерпретации прочитанного

просмотрите текст и выберите предложения, которые помога­
ют понять, почему текст называется...;


—выразите двумя-тремя предложениями главную мысль...;

—какие чувства у вас возникают при чтении...;

—найдите в тексте описание...;

—дайте суммарное изложение содержания всего текста и т.д.

3. Составьте и напишите подробный план-конспект по работе с текстом, придерживаясь следующей последовательности:

—сформулируйте задачу вашего микроурока;

—продумайте и запишите организацию работы на I этапе: пред-текстовую работу по снятию основных трудностей (фонетических, связанных с пониманием прочитанного), которые могут возникнуть у учащихся при чтении текста;

—продумайте и запишите организацию работы с текстом (И этап урока);

—подберите упражнения, формирующие действие антиципации, если учащиеся впервые знакомятся с текстом. Если текст подготов­лен заранее, эта группа упражнений опускается;

—продумайте установку на чтение и дайте учащимся время для чтения текста про себя. В случае, если текст готовился заранее, дай­те время просмотреть текст для восстановления его в памяти;

—подберите упражнения, формирующие действие по вычлене­нию единиц смысловой информации, затем действие по сокраще­нию текста и, наконец, действие по интерпретации прочитанного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: