Устной речи и чтения

1. Проанализируйте материал, над которым вам предстоит рабо­тать, с точки зрения фонетических трудностей и сгруппируйте его по фонетическим признакам, например, по ударной гласной, или по труднопроизносимой согласной [п, б, в], или по компоненту инто­нации, или по всему интонационному рисунку.

2. Вспомните ранее пройденный материал, содержащий подоб­ные фонетические трудности. Отберите слова, словосочетания, пред­ложения, особенно трудные для ваших учащихся, и подключите их

к отработке.

3. Вспомните некоторые методические рекомендации по работе
над фонетической стороной устной речи и чтения.

— Если вы готовите учащихся к выполнению устных упражне­ний без зрительной опоры, фонетическая отработка строится также без зрительной опоры. Если вашим учащимся предстоит выполнять упражнения со зрительной опорой (упражнения на карточках, уп­ражнения из учебника, чтение текста и т.д.), фонетическая отработ­ка должна быть также организована со зрительной опорой (т. е. сле­дует использовать карточки, учебник, доску, графопроектор и т. д.). Полезно помнить слова английского методиста М. Уэста: "Learn to read by reading. Learn to speak by speaking."

— После того, как вы отработаете изолированные слова, необхо­димо отработать их в сочетаниях с другими словами и на уровне целого предложения. Последовательность работы: звук, слово, сло­восочетание, предложение.

—Фонетическая отработка материала без зрительной опоры мо­жет проводиться двумя способами: либо учащиеся будут имитиро­вать голос учителя, либо записанный на магнитофонную ленту го­лос диктора.

—Помните, что хоровая работа очень полезна. Однако она дол­жна непременно сочетаться с индивидуальным проговариванием каждым учащимся, если позволяет время. Во время хорового про-





говаривания внимательно слушайте всех учащихся. Старайтесь в хоре уловить тех, кто делает ошибки. Вызывайте тех, кто неточно произносит материал. В случае ошибки исправляйте ее. Помните, что исправление ошибки только имитацией часто не приносит же­лаемых результатов. Необходимо дать конкретные указания по ис­правлению, исходя из природы ошибки.

— При фонетической отработке со зрительной опорой материал может быть представлен просто на карточках, или через графопро-ектор, или на классной доске. Слова, которые встретились впервые и читаются не по правилам, могут быть даны с транскрипцией. Ра­бота ведется фронтально. Для выработки сознательных, прочных графемно-фонемных соответствий целесообразно начинать с чте­ния материала самими учащимися. Можно рекомендовать следую­щие режимы работы: P(-Ps-P2-P3 и Pj-T-Ps-P2-P3 и т. д.; в особо сложных случаях T-Pg-Pj-Pj и т. д. В конце тренировочной рабо­ты хорошо вызвать 1—2 учащихся прочитать весь материал цели­ком.

— Помните, что для развития фонетических навыков есть две группы упражнений: упражнения на узнавание и упражнения на воспроизведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: