Материальное оснащение:
- стерильные ватные тампоны, укрепленные на концах металлических проволочек, в стерильных пробирках.
- шпатель.
- чашки Петри с питательной средой.
Алгоритм взятия материала из зева:
1) Предупредить больного, чтобы утром не чистил зубы, не орошал зев, не ел до забора материала, или производить забор материала через 2 часа после еды.
2) Вымыть руки, надеть маску и перчатки.
3) Усадить ребенка на колени помощника, который одной рукой должен обхватить туловище и руки ребенка, а другую положить на лоб, удерживая голову.
4) Встать напротив пациента.
5) Открыть ребенку рот можно следующими способами:
а) ребенку первых месяцев жизни медицинская сестра накладывает указательный палец своей руки поперек подбородка, а большой – под подбородок, оттягивая его вниз;
б) ребенку старше 6 месяцев медицинская сестра нажимает I и II пальцами на щеки в области смыкания верхней и нижней челюстей;
в) шпатель, обернутый стерильной салфеткой, ввести в рот ребенка между щекой и зубами (шпатель при этом расположен широкой плоскостью к зубам), подвести его к последним коренным зубам, повернуть на 90˚ вокруг оси, ввести между зубами в полость рта, нажать им вниз до открытия рта;
г) шпатель обернуть стерильной салфеткой, I и II пальцами раздвинуть губы больного, широкой плоскостью шпатель ввести снизу между резцами верхней и нижней челюстей, наружный конец шпателя поднять вверх, до открытия рта.
6) Язык больного удерживать шпателем, надавливая им на корень языка вниз и вперед.
7) Извлечь тампон из пробирки (ваши пальцы должны касаться только пробирки, в которую вмонтирован тампон).
8) Ввести тампон в полость рта.
9) Произвести забор материала.
10) Вращая петлю между пальцами вокруг оси, начать движение тампоном снизу вверх по правой миндалине, затем перейти к небной дужке, язычку, левой небной дужке и спуститься вниз по левой миндалине, в конце – по задней стенке глотки. Тампон должен касаться миндалин и дужек на границе между здоровой и измененной тканью (гнойные фолликулы, пленчатые налеты).
При заборе следить, чтобы тампон не касался зубов, языка, слизистой полости рта.
После забора материала поместить тампон в стерильную пробирку, не касаясь ее наружной поверхности.
Выписать направление в бактериологическую лабораторию:
В бактериологическую лабораторию_____
Отделение Пост Палата №_____________
Ф.И.О._____________________________
Возраст_____________________________
Мазок на флору из зева________________
Дата Роспись медицинской сестры_______
Доставить исследуемый материал в бактериологическую лабораторию или помесить в термостат при температуре 37˚С.
При заборе материала на дифтерийную палочку (мазок на BL), посев производят на питательную среду (теллуритово-кровяной агар) у постели больного.
Чашка Петри с питательной средой должна быть подогрета до 37˚С.
Приоткрыв чашку, в верхней ее части сделать тампоном площадку (1/5 часть поверхности среды) частыми зигзагообразными штрихами. Затем непрерывными круговыми движениями тампона взятый из зева материал втирается в поверхность среды, не нарушая ее целостности.
То же самое делается во второй чашке Петри со средой для посева материала из носа.