Схема управления вагонным хозяйством

Эффективность функционирования такой сложной системы, как вагонное хозяйство, во многом определяется методами ее управления и тем, как принимаются решения, какими соображе­ниями и принципами при этом руководствуются.

Системой представляет собой совокупность взаимодействую­щих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Вагонное хозяйство и транспорт в целом представляют собой социально-экономическую систему. Это определяется тем, что их неотъемлемым элементом являются люди и в их основе лежат интересы людей, поскольку основной их элемент — это человек. Кроме того, ВХ как социально-экономическая система представляет собой единство управляющей и управляемой систем, а также совокупность технической, технологи­ческой и организационной систем. Другими словами, любой орган (звено) управления ВХ может быть и объектом, и субъектом управ­ления в зависимости от того, является ли он источником или пре­емником управляющих воздействий. В справедливости последнего нетрудно убедиться, ознакомившись со сложившейся структурой управления транспортом и вагонным хозяйством в частности.

Руководство железнодорожным транспортом страны осуществ­ляет Министерство транспорта и коммуникаций (МТиК) Республики Казахстан, в составе кото­рого имеются Департаменты: перевозок (ЦД), локомотивного (ЦТ] и вагонного (ЦВ), пассажирского (ЦЛ) хозяйств, пути (ЦП) и не­которые другие, а также так называемые функциональные управ­ления — планово-экономическое (ЦПЭУ), финансовое (ЦФ), тру­да, заработной платы и техники безопасности (ЦЗТ), кадров и др.

Министерство транспорта и коммуникаций обеспечивает планомерное развитие железных дорог, внедрение наиболее прогрессивных ви­дов тяги и подвижного состава, организацию слаженной работы всех звеньев железнодорожного транспорта по перевозкам грузов и пассажиров.

Основным хозяйственным подразделением на железнодорож­ном транспорте является дорога, которой руководит начальник дороги (Н), а в пределах дороги — отделение, руководимое начальником отделения дороги (НОД). Для осуществления перевозок до­роги имеют в своем распоряжении железнодорожные сооружения и подвижной состав. Отделению дороги подчинены находящиеся в его границах станции и вокзалы, локомотивные и вагонные де­по, промывочно-пропарочные станции, резервы проводников, дистанции пути, дистанции сигнализации и связи и др.

В целом по сети железных дорог руководство вагонным хозяй­ством осуществляется Департаментом вагонного хозяйства (ЦВ), которое руководит вагонными службами дорог (В). Службы, в свою очередь, осуществляют руководство вагонными отделами отделе­ний дорог (НОДВ).

Оперативное хозяйственное руководство линейными пред­приятиями вагонного хозяйства и контроль их деятельности осу­ществляет, как сказано выше, отделение дороги (НОД), а непо­средственное — НОДВ. Схема управления вагонным хозяйством показана на рисунке - 1.4.

Департамент вагонного хозяйства имеет в своем составе отде­лы: технический; вагонных конструкций и заказов; ремонта и экс­плуатации грузовых вагонов; рефрижераторного подвижного состава; деповского хозяйства; роликовых букс и колесных пар; ав­тотормозов и автосцепки; труда и заработной платы; планово-эко­номический.

Кроме того, в состав Департамента входят группа ревизоров по обеспечению сохранности вагонов, проектно-конструкторское бюро (ПКБ).

В составе службы вагонного хозяйства дороги имеются отделы: технический; ремонта и эксплуатации грузовых вагонов.

Рисунок - 1.4. Схема управления вагонным хозяйством.

В вагонном отделе отделения дороги работают инженеры по ремонту и эксплуатации вагонного парка, старший инженер по общим вопросам, инструкторы по автотормозам и автосцепке.

Примерная схема производственной структуры управления ва­гонным депо по ремонту грузовых вагонов показана на рисунке - 1.5.

Функции производственно-технического отдела: техническое руководство участками и отделами депо в части внедрения новой техники, механизации и автоматизации работ, научной организа­ции труда; анализ производственно-хозяйственной деятельности депо; разработка прогрессивных технологических процессов и ор­ганизация их внедрения; разработка графиков ППР оборудования депо и надзор за его состоянием; разработка технической доку­ментации на ремонт зданий, проектов и смет на выполнение капи­таловложений; рассмотрение и внедрение рационализаторских предложений и изобретений; организация обучения работников правилам технической эксплуатации; техническая пропаганда и внедрение передового опыта и др.

Отдел кадров ведает подбором, оформлением приема и уволь­нения работников, организует контроль за ведением табельного учета на участках и отделениях депо.

Бухгалтерия организует и ведет учет в депо, осуществляет контроль за расходом материальных ресурсов и соблюдением фи­нансовой дисциплины, составляет бухгалтерские отчеты и балан­сы, производит расчеты заработной платы работников, участвует в инвентаризации основных и оборотных средств депо и ведет учет этих средств.

Рисунок - 1.5. Производственная структура вагонного депо.

Нормировщики ведут разработку и внедрение прогрессивных технически обоснованных норм времени и норм выработки на производственных участках, организуют внедрение наиболее про­грессивных норм оплаты труда, разрабатывают мероприятия по ликвидации потерь рабочего времени и повышению производительности труда, ведут анализ выполнения плана по труду и зара­ботной плате, совместно с инженером-технологом, мастерами и начальниками участков осуществляют организацию рабочих мест на научной основе.

Диспетчерский аппарат депо осуществляет оперативный конт­роль за выполнением сменных и суточных заданий по ремонту ва­гонов, по ремонту и изготовлению запасных частей, ремонту обо­рудования, снабжению участков и отделений материалами и за­пасными частями.

Выше приведено принятое в учебной литературе описание су­ществующей организации управления ВХ. По известным причи­нам долгое время не ощущалось острой необходимости в строгом критическом анализе существующей системы управления вагон­ным хозяйством. И даже асупизация некоторых задач управления не привела к появлению в отраслевой научной литературе образ­цов глубокого научного анализа системы управления вагонным хозяйством. Не созрели необходимые и, в определенной степени, достаточные условия. К первой категории условий следует отнести фундаментальные изменения в социально-экономической жизни нашей страны.

Спад уровня производства, значительное сокращение объемов перевозок на железнодорожном транспорте, в результате чего сни­зилась его доходность, в то время как государственная поддержка прекратилась. К тому же, весьма высокие рыночные цены на основ­ные и оборотные фонды никак не соответствуют никем не отме­ненным традиционным функциям железнодорожного транспорта России — политическим (целостность страны), социальным (обес­печение перевозок) и специфическим (безопасность, оборона).

Указанные обстоятельства вызвали необходимость разработать концепцию реформирования железнодорожного транс­порта. Нужен инструментарий для анализа существующей системы Ремонта и постепенного построения интеллектуальной системы Управления транспортом. Интеллектуальной в том смысле, что уп­равление строится не на принципах «кнута и пряника», а на науч­ных методах. Этому способствует то, что в последние 10—20 лет заметное развитие получила теория управления социально-экономическими системами, основные выводы которой, к сожалению, не опираются на строгие количественные методы анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: